Партнерское деловое общение. Общение как деятельность Партнеров по общению или деятельности

  • 9. Проблема формирования навыка, явления переноса и интерференции.
  • 2.Контроль за осуществлением действий и операций, смещается с пр-са на конечный рез-т.
  • 3.Упражнение.Тренировка упражнения- позволяет автоматизировать действия. Упражнение формирует навык и не даёт этому навыку пропасть!
  • 10. Действие и операция в структуре деятельности. Микроструктура и виды действий.
  • 11. Экстериоризация и интериоризация.
  • 12. Теория поэтапного формирования умственных действий п. Я. Гальперина.
  • 1.Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходи ориентация в задании первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.
  • 13. Психологическая характеристика основных видов деятельности.
  • 14. Деятельность человека и поведение животных: сравнительная характеристика.
  • 15. Индивидуально-психологические особенности осуществления деятельности. Задатки и способности.
  • 16. Понятие об общении. Общение и совместная деятельность.
  • 2.Спецефическую(заключ в том, что у ребёнка при помощи общения формир. Сознание, речь, мышление, нравственные аспекты).
  • 17. Функции и мотивы общения.
  • 18. Стороны общения.
  • 1. Субъект а, каков он есть на самом деле.
  • 2. Субъект а¢, каким а сам себя представляет.
  • 3. Субъект а¢¢, каким его воспринимает партнер по общению.
  • 19. Вербальные и невербальные средства общения. Барьеры общения.
  • 20. Перцептивная сторона общения. Механизмы познания себя и собеседника в процессе общения (классификация, рефлексия, эмпатия).
  • 21. Явления стереотипизации и установки в общении.
  • 22. Роль каузуальной атрибуции в общении.
  • 2. Соответствие действия культурным нормам.
  • 23. Роль эффектов восприятия в общении: эффект ореола, эффект новизны и первичности, эффект проекции.
  • 24. Межличностная аттракция.
  • 25. Интероктивная сторона общения.
  • 26. Социальная роль и социальная норма в системе межличностных отношений.
  • 2.Социальные нормы.
  • 27. Понятие конфликта в психологии. Виды и Функции.
  • 28. Характеристика структурных компонентов конфликта.
  • 29. Динамика развития конфликта.
  • 30. Стратегии разрешения конфликтов.
  • 31. Индивид и личность: определение и соотношение понятий.
  • 32. Структура личности.
  • 33. Потребностно-мотивационная сфера личности.
  • 1.Осознание мотивов и смыслов. 2.Личностный выбор. 3.Формирование мотивов и смыслов.
  • 34. Характеристика самосознания как структурного компонента личности.
  • 35. Эмоционально-волевая сфера личности.
  • 36. Основные этапы развития личности в онтогенезе (а. Н. Леонтьев).
  • 37. Механизмы формирования личности.
  • 1) Появляются новые мотивы;
  • 2) Происходит соподчинение мотивов;
  • 3) Видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
  • 38. Методы изучения личности.
  • 39. Социализация личности как психологическая проблема.
  • 41. Понятие о темпераменте. Сферы проявления темперамента.
  • 42. История изучения темперамента.
  • 43. Учение и. П. Павлова о свойствах нервной системы.
  • 44. Психологическая характеристика темперамента.
  • 45. Общее представление о характере. Характер и личность.
  • 46. Сравнительная характеристика понятий “темперамент” и “характер”.
  • 47. Клинический и теоретический подходы к построению типологий характера.
  • 48. Конституционные типологии характера э. Кречмера, у. Шелдона.
  • 49. Понятие о психопатическом характере (п. Ганнушкин). Признаки психопатий.
  • 50. Понятие об акцентуации характера. Типологии акцентуированных характеров к. Леонгарда, а. Личко.
  • 16. Понятие об общении. Общение и совместная деятельность.

    Общение- это особое проявление активности, как сложный многоплановый процесс, установления и развития контактов. Ч-к передаёт свои мысли, впечатления, чувства, переживания другому чел. Общение является деят-тью т.к. есть мотивы и побуждения цели. В любой совместной деят-ти возникает общение. Любое псих.развитие осуществляется благодаря общению. Потребность в общении появляется 1-1,5 мес – в комплексе оживления – появляется соц.улыбка. в первые фиксируется психика ч-ка. Потребность в общении имеет 2 стороны: 1.Неспецефическую(когда от общения получает эмоц. удовлетворение)

    2.Спецефическую(заключ в том, что у ребёнка при помощи общения формир. Сознание, речь, мышление, нравственные аспекты).

    У ребёнка 1 год: - Предметно - манипулятивная деят-ть.(при пом.родителя); -Игра - в игре развивается воображение, и любая игра не возможна без общения; -Учебная деят-ть- этот вид деят-ти невозможен без общения; - Личностно-значимая деятельность. Ф-ции общения(выд. Павлов): 1.Информационно- коммуникативная (передача инф-ции) 2.Регуляционно-комуникативная (регуляция собственного поведения и регуляция совместной деят-ти) 3.Аффективно-коммуникативная (речь идёт о понимании эмоц. состояний).Если с детьми не общаться это приводит к смерти.

    17. Функции и мотивы общения.

    Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

    В характеристике общения важны его функции. Б. Ломов выделяет три функции общения:

    информационно-коммуникативную; регулятивно - коммуникативную; эффективно - коммуникативную.

    Информационно-коммуникативная функция общения включает в себя процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции состоит из несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание сути различий в исходной информированности людей, вступающих в психологический контакт. Второй уровень - это передача информации и принятия решений. На этом уровне общения реализует цели информирования, необходимого обучения и др.. Третий уровень связан со стремлением человека суметь понять других. Общение в данном случае направлено на анализ и формирование оценок достигнутых результатов (согласование - не согласования, сравнение взглядов и т.п.).

    Регулятивно-коммуникативная функция заключается в корректировке поведения. Благодаря всеобщему общению человек осуществляет регуляцию не только модели собственного поведения, но и поведения многих других людей, реагирует на их действия. Происходит процесс так заванного - взаимного налаживания действий. Здесь проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость различных людей, их изношенности, осуществляются взаимная стимуляция и в некоторых случаях коррекция поведения. Регуляционно-коммуникативную функцию выполняют такие феномены, как внушение, имитация, др..

    Эффективно-коммуникативная функция общения характеризует эмоциональную оболочку человека. Общение особенно влияет на эмоциональное состояния человека. В эмоциональной сфере проявляется отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.

    Существуют другие классификации функции общения. В частности, в зависимости от цели общения, Л.А. Карпенко определяет такие функции общения и их цель:

    ♦ контактная - установление контакта как состояния готовности к передаче и принятии информации и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентрованности; ♦ информационная - обмен информацией, мнениями, решениями; ♦ побудительная - стимулирование партнера по общению; ♦ координационный - взаимная ориентация и согласование действий и целей при организации взаимодеятельности; ♦ понимание - не только адекватное восприятие и понимание сути, смысла сообщения, но и взаимное понимание партнерами друг друга (намерений, эмоциональных состояний и т.д.); ♦ эмотивная - возбуждение у партнера необходимых эмоциональных состояний ("обмен эмоциями") или изменение своих под влиянием партнера; ♦ установление и фиксация отведенного места в системе функций ролевых, статусных, деловых связей социума, в котором необходимо действовать индивиду; ♦ воздействие - изменение состояния, поведения, личностно-образных формирований (намерений, установок, решений, потребностей, действия и т.д.). Разновидностью ролевого типа общения является так же управленческое общение, т.е. общение между несколькими собеседниками, которые занимают разные позиции в социальной управленческой иерархии. А. А. Урбанович определяет следующие основные функции управленческого общения: ■ выдача необходимой распорядительной информации (распоряжения, приказы, рекомендации, советы и т.п.); ■ получение ответов обратной (контрольной) информации о ходе и результатах реализации распорядительной информации; ■ выдача оценочной информации о результатах реализации задачи.

    Первая функция общения в управленческой деятельности присутствует всегда, она является ведущей. Вторая и третья могут отсутствовать в том или ином конкретном случае управленческого общения. Одной из особенностей функции общения является формирования межличностных отношений.

    Вступая в контакт с людьми, современному руководителю, если он желает добиться успехов, необходимо понять мотивы общения его собеседников. Мотивы общения могут быть совпадающими и про­тиводействующими.

    Совпадающие мотивы облегчают общение.

    Противодействующие мотивы оказывают противоположное влия­ние, они препятствуют установлению хорошего общения.

    Мотивы общения могут быть устойчивыми и временными.

    Устойчивые мотивы имеются в том случае, когда одному человеку интересно (или неинтересно) общаться с другим в течение длитель­ного времени.

    Временные мотивы ситуативны, возникают под влия­нием тех или иных обстоятельств. Например, если у одного из со­трудников возникли неприятности в семье или сложности в трудо­вом коллективе, в отношениях с товарищами, то любое упоминание коллег о «больном» вопросе, даже нечаянный намек, может вызвать у него либо замкнутость, либо вспышку отрицательных эмоций.

    В таких случаях надо дать ему возможность успокоиться или из­лить душу собеседнику. Без понимания состояния того или иного сотрудника вместо психологического контакта может возникнуть эмо­циональный барьер отчужденности.

    В психологическом плане мотив есть желание общаться с определенной (но не всегда ясно осознаваемой) целью. В этой связи по обусловленности мотивы общения могут быть различными.

    Мотив-долг характеризует общение, реально мотивированное соображениями и чувствами долга, чести, совести, мировоззрения, нравственных и политических убеждений, высоких гражданских иде­алов. Человек общается потому, что это нужно, прежде всего, для общества, для других людей.

    Такие мотивы общения внутренне обя­зывают открыто выступать против чуждых обществу явлений, за­нимать активную гражданскую позицию в столкновениях с идей­ными противниками, с бюрократами, демагогами и т. д. В этих слу­чаях чувство долга и совести является ведущим мотивом слов и поступков.

    Мотив-потребность проявляется в общении, мотивы которого осложнены или психологически обусловлены биологическими, мате­риальными или духовными потребностями личности. Примером тому могут служить энергичные контакты студентов, когда надо достать к экзамену нужную книгу или конспект.

    Мотив-интерес преобладает в общении, мотивы которого ослож­нены или психически обусловлены интересами, любопытством, лю­бознательностью, страстями людей. Сила и направленность может быть различной.

    В практике общения нередко выделяют интересных собеседников, интересные беседы, лекции, информации, сообщения, книги, факты и т. д. Ясно, что людям, имеющим сходные интересы, легче общаться друг с другом. Вспомним, как легко и непринужденно общаются даже при первой встрече рыбаки, болельщики одной ко­манды и т. д. Общение по интересам почти всегда имеет особую эмоциональную окраску и облегчает достижение желаемого сближе­ния.

    Опытные коммуникаторы умело используют такие мотивы в качестве психологического момента сближения с собеседником и дальнейшего перевода разговора на заранее запланированную тему. В этой связи на практике необходимо различать реальные и показа­тельные мотивы-интересы.

    Мотив-привычка характерен для общения на основе привы­чек и склонностей людей. Последнее влияет и на выбор темы, це­лей и партнеров общения. Различие полезных и вредных привы­чек, мотивирующих общение, приводит к разным социальным оценкам конкретных актов общения. Сравните общение людей, которые давно знают друг друга, и общение двух малознакомых собеседников.

    Мотив-каприз представлен в общении, мотивированном кап­ризами, прихотями, аффективными вспышками и т. д.

    Мотивы этой группы относятся к числу жизненных, эгоистичных и обычно характерны для людей невоспитанных, несдержанных и морально распущенных.

    Нередки случаи, когда руководитель коллектива, получивший «нагоняй» от вышестоящего начальства, начинает «разносить» своих подчиненных, не разобравшись в сущности воп­роса. Разговаривать с человеком, общение которого мотивировано капризом, прихотью, чрезвычайно трудно.

    Поэтому вначале следу­ет разобраться в причинах возникновения мотивов-капризов, и только после этого определять оптимальные способы воздействия на партнера общения.

    Однако следует помнить, что мотив общения не всегда статичен. Первичные мотивы могут меняться в ходе общения под влиянием воздействия собеседника, обстановки и условий общения.

    Заметим, что уже только одно перечисление разновидностей мотивов свидетельствует о сложных закономерностях общения, ко­торые, тем не менее, каждому руководителю необходимо всегда иметь в виду.

    Руководителю по роду своей профессиональной деятельности приходится вступать в процесс общения с различными возрастными аудиториями. Учет их особенностей при установлении контакта с ними является важным фактором достижения взаимопонимания при обсуждении вопросов.

    Вступая в контакт с аудиторией, нельзя забывать, что дово­льно часто общение лиц старшего поколения и молодежи затрудне­но возрастными особенностями той и другой стороны.

    Иногда пре­одолеть психологический барьер удается с помощью рассказа взрос­лого о своем поведении в детстве или юности в аналогичной ситу­ации, оценив свои поступки с юношеской позиции и позиции взрос­лого.

    В общении с молодыми людьми нужно проявлять большой такт, терпение, внимание к их интересам и склонностям, чтобы из­бежать возникновения у молодежи пренебрежительного отношения к взрослым.

    Общение с людьми старшего поколения имеет свои особенности, которые надо учитывать и использовать в межличностном взаимо­действии

    "

    Исторически общение между людьми возникало и складывалось прежде всего непосредственно в совместной трудовой деятельности. Для объединения усилий и организации совместной деятельности людям было необходимо понимать ее смысл, свое место и свою роль в ней, а также умело сотрудничать с другими ее участниками. А это было возможно только благодаря общению с партнерами с помощью слов, жестов, мимики и других вербальных и невербальных средств.

    В большинстве случаев межличностное общение оказывается вплетенным в ту или иную деятельность, выступает в качестве существенного и неотъемлемого ее атрибута, важного условия ее успешности. Вне общения людей друг с другом немыслимы не только трудовые процессы, но также учение, игра и многие другие виды деятельности. Вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывают определенное влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между ее участниками.

    Поскольку любая деятельность предполагает конкретное распределение ролей между участниками, наделение их определенными правами и обязанностями, то общение конкретного учителя со своими учениками будет существенно отличаться от общения этого учителя в кругу сверстников в игровой деятельности на досуге. Так, на уроке будет преобладать деловое общение, которое нацеленное на то, чтобы помочь учащимся усвоить новые понятия, овладеть более сложными умениями и навыками. Учитель здесь выступает в роли компетентного специалиста и организатора деятельности учащихся, отвечающего по закону перед своими учениками, их родителями и обществом за качество своей работы. Наряду с этим общение может протекать как самостоятельный процесс, не обслуживающий никакую деятельность. Через это общение происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми, в результате чего создаются условия, при которых внутренний мир одного человека раскрывается для другого.

    Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека. Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли ее предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора. Но справедливо и обратное: деятельность может служить предпосылкой, условием или фактором общения. Следовательно, общение можно рассматривать и как особого рода деятельность , и как один из атрибутов той или иной деятельности. Вместе с тем наряду с материальным общением, предусматривающим, что духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, имеет место и общение духовное, целью которого является духовное единение партнеров, достижение их духовной общности.

    Педагогическое общение – это специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическое общение – это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

    Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Анализ уже первых профессиональных шагов преподавателей обнаруживает явление, которое можно было бы назвать педагогическим импринтингом (мгновенным запечатлением): результаты самых первых контактов с учащимися определяют выбор направления, по которому пойдет дальнейшая эволюция профессионально-педагогического общения. Причем такая эволюция может разворачиваться от пассивно-информационного стиля к авторитарно-монологическому или доверительно-диалогич ескому.

    Мотивы общения

    Согласно концепции деятельности разработанной выдающимся советским психологом А. Н. Леонтьевым (1903–1979), деятельность складывается из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности од другой состоит в специфике их предметов. Осуществить анализ деятельности – значит выяснить ее мотивы, описать разновидности действий и операций, составляющих эту деятельность. Мотивы деятельности могут как осознаваться, так и быть неосознанными. Действие же побуждается осознаваемой целью, т. е. тем результатом, который может быть получен данным действием.

    Как коммуникативная деятельность общение может быть представлено как процесс активности человека, направленный на другого человека (на его чувства, мотивы, поступки), выражаемый с помощью различных коммуникативных средств (слов, жестов, мимики) и побуждаемый соответствующими мотивами (познать другого человека как личность) для реализации той или иной коммуникативной потребности (вступить в контакт с другим человеком, приобщить партнера к своим ценностям). Коммуникативные действия – это активность человека по отношению к другому человеку, преследующая определенные цели: передать информацию, изменить поведение, воздействовать на чувства партнера. Коммуникативные операции – это способы осуществления коммуникативных действий.

    Мотивы педагогического общения. Поскольку активность в общении направлена на партнера по общению, то можно утверждать, что предметом коммуникативной деятельности является другой человек – партнер по общению. Более того, предметом активности в общении может быть не просто абстрактный партнер, а та или иная особенность конкретной личности, выступающей в качестве партнера по общению. Это особенно важно учитывать при анализе общения педагога со своими воспитанниками, поскольку их взаимодействие всегда носит конкретный характер.

    Очевидно, что учащегося притягивает к себе либо отталкивает от себя не просто человек с дипломом преподавателя, а конкретная личность. Так, в общении с одним учителем предметом коммуникативной активности учащегося может быть высокая компетентность педагога в конкретной области знаний. Ученика привлекают начитанность и эрудированность преподавателя, его умение решить любую математическую задачу или проанализировать ту или иную историческую ситуацию. Поэтому в качестве внутреннего побуждения к общению ученика с таким учителем будут выступать прежде всего познавательные мотивы: ученик вступает в общение, чтобы узнать что-то новое и интересное, чтобы проверить уровень своей компетентности в определенной области знаний, научиться решать более сложные задачи.

    В общении с другим учителем в качестве предмета коммуникативной активности ученика могут выступать высокая нравственность, отзывчивость педагога, его способность понять внутренний мир своего воспитанника и оказать ему необходимую помощь и поддержку в решении его личностных вопросов. Вероятнее всего, ученик в коммуникативной деятельности с этим учителем будет побуждаться главным образом нравственными мотивами. Поскольку учащийся вступает в общение не столько для того, чтобы узнать что-то интересное, освоить какие-либо новые способы интеллектуальной и практической деятельности, его будет притягивать педагогический такт учителя, уважительное отношение к его (ученика) личности, заинтересованность в его судьбе.

    Для педагогического анализа определяющее значение имеет нравственный смысл общения педагога и воспитанников, педагогическая целесообразность используемых учителем методов и приемов, а так же те нравственные новообразования, которые формируются в процессе их общения. Важно, чтобы педагог не только обращал внимание на внешне видимые проявления активности своих подопечных, но и понимал причины этой активности, видел те мотивы, которые побуждают учащихся совершить тот или иной поступок, проявлял заботу о нравственных смыслах этих поступков.

    Анатомия диалога

    Диалог является наиболее распространен ным видом коммуникативной деятельности; он организует межличностное общение равноправных партнеров, обладающих равной активностью. Характер диалога зависит от личностей, которые его ведут.

    Как сложное социальное явление диалог может быть познан только с позиции системного подхода. Методологический анализ сущности диалога вскрывает его природу, полемический характер, многообразие форм, диалектику основных компонентов. Характеристика структуры диалога представлена диалогическими отношениями, диалогическими позициями субъектов общения, предметом диалога, действиями диалога и т. д. Гносеологический аспект диалога проявляется в познавательной ценности разнообразных его форм. Логический аспект диалога выдвигает его как форму мышления двух взаимодействующих субъектов. Социологический аспект диалога относится прежде всего к его социальной природе, к роли диалога как принципа социального взаимодействия на межличностном, личностно-групповом и личностно-массовом уровнях. Лингвистический аспект системной характеристики диалога вскрывает его сущность как принципа речевого, словесного творчества взаимодействующих людей. Наконец, с позиции психологического аспекта диалог представляют как взаимовлияние, взаимодействие, взаимное психологическое «событие».

    Суть характеристики диалога как принципа социального взаимодействия раскрывается в своеобразии исполнения тех психотехнических действий, которые и составляют сущность данной формы общения. Это своеобразие заключается в сопрягаемости и одновременности действия-воздействия одного партнера на другого и действия-отражения как ответного «хода»; в сменяемости позиций воздействующего и отражающего; во взаимной интеллектуально-волевой активности; в обменном характере действий. Таким образом, диалог как принцип коммуникативной деятельности определяет характер идеологического общения как последовательную смену качеств субъекта и объекта у партнеров. Для реального диалога необходимы следующие условия: 1) наличие желания и готовности двух партнеров выразить свою позицию по отношению к актуальной проблеме; 2) готовность воспринять и оценить позицию партнера; 3) готовность к активному и наступательному взаимодействию; 4) наличие у партнеров общей основы и определенных различий в решении обсуждаемой проблемы.

    Основой диалога являются проблема и различие в позициях на ее разрешение. Диалог можно рассматривать как систему вопросно-ответного взаимодействия, где происходит смена позиций задающего вопросы и отвечающего на них. По характеру диалог может представлять интеллектуальное состязание, битву идей, столкновение мыслей и т. д.

    Существует несколько модификаций диалога. Рассмотрим их подробнее.

    Самокритический диалог представляет собой внутреннее самообщение с целью самооценки, самоанализа. Критический самоанализ как форма внутреннего диалога обеспечивает самооценку через взаимодействие двух «Я». Самокритический диалог развивается до или после критического диалога. Если человек стремится стать инициатором критического диалога, то, готовясь к общению, он вступает в диалог со своим вторым «Я». В ходе такого внутреннего диалога происходит самооценка своего права на инициативу в критическом диалоге. Иногда предшествующий критическому внутренний самокритический диалог носит характер диагноза и прогноза развития последующей стадии общения. В самокритическом диалоге оцениваются позиции и поступки личности со стороны внутреннего «Я». Также объектом оценивания могут быть критические оценки других людей.

    Самокритический диалог – это условие самопознания, закономерность успешной управленческой работы. Он может быть не только внутренним, но и внешним. В таком случае данный вид диалога выступает как принцип управленческого общения или стимулирования активности других людей.

    Критический диалог представляет собой коммуникативно-оценочные действия по отношению к отрицательным явлениям или сторонам другого человека, его деятельности, а также всего многообразия общественной жизни. В критическом диалоге можно выделить такие фазы, как постановку проблемы, анал из причин, ее породивших, оценку действий, приведших к отрицательным последствиям проблемы, конструктивное предложение или изложение позиции на решение проблемы, ответную реакцию критикуемого или поддержку другим позиции критикующего.

    Критический диалог эффективен, если в нем диалектическое отрицание сочетается с позитивным освещением проблемы, составляющей объект критики. Необходимым условием критического диалога является соблюдение нравственно-этических требований к нему: честность, бескорыстие участников, взаимоуважение и взаимопонимание позиций участвующих в таком диалоге сторон. Существенным является и то, чтобы критикуемому не приписывалась позиция, которую он не разделяет, не искажался смысл его слов и взглядов, не «выдергивались» из общего контекста отдельные идеи и не унижалось человеческое достоинство критикуемого.

    Критический диалог необходимо строить на принципах взаимной требовательности, доверия. Важными условиями такого рода диалога являются откровенность и открытость. Ведение критического диалога требует не только серьезной интеллектуально-аналитической мобилизации, но и психологической готовности к его осуществлению.

    В критическом диалоге возможно проявление таких форм реагирования с критикуемой стороны, как сопротивление, решительный отпор, эмоциональный взрыв и др. По своим психологическим качествам критический диалог представляет метод психологической демаскировки негативных качеств личности. Такая демаскировка чаще всего ведет к эмоционально-психологической мобилизации критикуемого. К этому надо быть готовым, следует учитывать как возможные линии развития ситуации критического диалога, так и психологические характеристики критикуемого.

    Критический диалог – это «драма с открытым финалом», который чаще всего трудно точно предсказать. Но, используя четкую систему аргументации, ее безупречность, найдя верный тон взаимодействия с критикуемым, можно сделать критический диалог нормальной фор мой управленческого общения.

    Дискуссия как форма диалога предполагает управленческое общение на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений. Сущность действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса. При вы движении тезиса участники дискуссионного диалога исходят из трех технологических условий: а) тезис должен быть четко сформулирован и ясен оппоненту; б) он должен оставаться неизменным в ходе всего диалога; в) он не должен содержать в себе логических противоречий.

    Дискуссия как сложная социально-технологическая система диалогического общения ставит перед ее руководителем три группы взаимосвязанных задач: 1) по отношению к проблеме; 2) по отношению к группе участников; 3) по отношению к каждому отдельному участнику. Решение этих задач требует от педагога выбора адекватных средств. На основе соотнесения задач и средств их реализации формируется психотехническая программа действий руководителя дискуссии.

    Теория психологии общения.

    Общение – это взаимодействие людей, включающее в себя 3 стороны.

    а) Коммуникативную сторону – как обмен информацией;

    б) Интерактивную сторону – как взаимодействие;

    в) Перцептивную сторону – как восприятие человека человеком.

    Коммуникативная сторона общения. На первом плане – «что говорится?», а не «кем» и «как».

    Выделяют следующие виды коммуникации:

    1. Познавательная коммуникация – получение и передача информации.
    2. Экспрессивная коммуникация – обмен эмоциями, мнениями, взглядами.
    3. Убеждающая коммуникация – с целью заставить человека сделать что-либо полезное для нас.
    4. Социально-ритуальная коммуникация – с целью поддержания норм и обычаев.

    Средства общения.

    Речь (вербальные средства) – наиболее универсальное средство общения, потому, что с её помощью информация передаётся наиболее точно с наименьшими потерями.

    Неречевые (невербальные) средства - мимика, пантомимика, позы, жесты, расстояние между партнёрами

    Выделяют также 2 особые подгруппы.

    Экстралингвистика – смех, слёзы, сопение и т.д.

    Паралингвистика – звуки, сопровождающие речь.

    С помощью речи человек передаёт информацию, а с помощью невербалики – своё отношение к ней. В случае противоречия между вербальными и невербальными выражениями, люди склонны доверять невербальным.

    Как мы уже говорили, дистанция общения – расстояние между партнёрами – является невербальным фактором. Различают 4 зоны общения

    1. Интимная зона – 0 – 45 см.
    2. Личная (персональная) зона – 45 – 120 см.
    3. Социальная зона – 120 – 350 см.
    4. Публичная зона – от 350 см и выше.

    Следует отметить, что в разных культурах величины этих зон варьируются. На ближнем востоке эти зоны ближе, на западе – дальше.

    Интерактивная сторона – общение как взаимодействие людей. Вступая во взаимодействие, люди могут руководствоваться различными мотивами.

    1. Мотив максимизации всеобщего выигрыша. (Сотрудничество)
    2. Мотив максимизации собственного выигрыша. (Эгоизм)
    3. Мотив максимизации выигрыша других. (Альтруизм)
    4. Мотив максимизации собственного выигрыша при минимизации выигрыша других. (Соревнование)
    5. Мотив минимизации выигрыша других
    6. Мотив минимизации различий в выигрыше. (Равенство)

    Общение успешно в том случае, если мотивы сторон совпадают.

    Позиции партнёров в общении.

    Нулевая позиция – позиция неприятия.

    Пристройка «сверху» - доминирование над партнёром в общении.

    Пристройка «рядом» - отношение к партнёру как к равному.

    Пристройка «снизу» - добровольное подчинение себя партнёру.

    Написать в памятке рядом с каждым из этих определений пример из вашей жизни.

    Уровни общения.

    1. Конвенциальный – самый человечный уровень общения с пристройкой «рядом».
    2. Примитивный – к человеку относятся не как к личности, а как к вещи, либо нужной, либо нет. По отношению к нижестоящим осуществляется пристройка «сверху», а по отношению к вышестоящим добровольная пристройка «снизу».
    3. Манипулятивный – игра, которую непременно нужно выиграть. Выигрыш означает выгоду либо материальную, либо психологическую. Психологическая выгода – возможность пристройки «сверху» для безнаказанного нанесения психологических уколов партнёру.
    4. Деловой – конвенциальный уровень в деловом сотрудничестве.
    5. Игровой – похож на конвенциальный, но превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. Цель такого общения – желание помочь другому человеку освободиться от недостатков и лучше понять себя. Допустим в группах психотерапии и между близкими людьми.
    6. Формальный уровень общения – контакт масок.
    7. Духовный – по отношению к харизматическим личностям

    Перцептивная сторона общения – отражает восприятие и понимание людей друг другом. Основной механизм этой стороны общения – социальная перцепция - восприятие внешних признаков человека с одновременным оцениванием другого человека, его отношения к нам, а также прогнозирования его поведения.

    Основные виды социальной перцепции.

    1. Идентификация – способность поставить себя на место партнёра по общению и посмотреть на ситуацию его глазами.
    2. Эмпатия – «вчувствование» в состояние другого
    3. Аттракция – переживание и формирование первичного отношения к человеку как основа познания этого человека.

    Стереотипы восприятия.

    1. Эффект ореола – стремление судить о положительных свойствах характера на основе восприятия внешности. Приписывание отрицательных свойств – эффект антиореола.
    2. Установка – бессознательное стремление определённым образом думать о человеке или относиться к нему под влиянием чужого мнения или собственного опыта.
    3. Каузальная атрибуция – приписывание мотивов поведения на основе установок.

    Для того чтобы избавиться от стереотипов или шаблонов восприятия, важно обладать рефлексией – уметь отражать себя.

    Стадии общения.

    Общение или беседа будет эффективна или успешна тогда, когда

    а) Люди удовлетворены ею;

    б) Найдено и принято решение, с которым все согласны.

    Таким образом, напрашивается вывод, что для того, чтобы общение было эффективным, необходимо пройти четыре стадии общения.

    • Контакт.
    • Ориентация.
    • Поиск совместного решения
    • Принятие решения.

    Контакт. Эта стадия очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем к решению задачи. Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и переходят к делу – тогда стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлечённые темы и только после того переходят к делу – тогда стадия контакта может быть больше чем остальное общение.

    Ориентация. На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своём понимании проблемы.

    Поиск совместного решения. Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнёры должны прийти к единому решению.

    Принятие решения – для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что вроде бы всё решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное – чётко проговорить принятое решение и убедиться в одинаковом его понимании.

    Также важен выход из контакта или ритуал прощания.

    Стадия «Контакт». «Правило угла». За спиной любого человека находится угол, в который его легко загнать, но из угла нет достойного выхода. Есть только два недостойных. Первый – это попытаться выиграть за счет агрессии. Но всё равно проиграть. Второй – согласиться, уступить, и потом чувствовать негативные эмоции, то есть сразу проиграть. Таким образом, есть два правила угла: не загонять другого в угол, т.е. не осуждать его без достаточного основания, и самому не заходить в этот угол, т.е. не обижаться.

    Невозможно решить проблему, не установив контакта!

    Правила вступления в контакт.

    Первое правило – приветствие. Три составляющих: обращение к человеку по имени, улыбка, рукопожатие.

    Второе правило – контакт глаз необходимо поддерживать 10-15% времени общения

    Третье правило – сокращение социальной дистанции.

    Четвёртое – сказать человеку о его значимости.

    Пятое – не вести серьёзных разговоров на ходу.

    Стадия «Ориентация». Чтобы сориентировать человека в вашем понимании проблемы и сориентироваться самому в том, как ваш собеседник понимает проблему:

    Нужно уметь говорить;

    Нужно уметь слушать;

    Обращать внимания на невербальные проявления.

    Карта реальности. Собачки. Обобщение, упущение, искажение.

    Люди думают с помощью образов, звуков и ощущений.

    • Любое произнесённое или прочитанное слово вызывает у них образ.
    • У каждого своя собачка в голове.
    • Внутренние картинки и образы объединяются в голове в целые фильмы. Именно эти фильмы запоминаются как воспоминания о сказанном или прочитанном.
    • Слова – это кнопки, пусковой механизм, запускающий процесс воображения.

    Есть три процесса, участвующих в создании пространства внутренних представлений у человека.

    • Обобщение;
    • Упущение;
    • Искажение.

    Обобщение. Обобщения помогают нам быстро учиться. Обобщения могут ограничивать наш мир.

    Упущения. Мы можем отключать тот или иной канал восприятия и не воспринимать всю информацию, имеющуюся вокруг нас в данный момент.

    Искажение. Без процесса искажения мир не мог бы изменяться и развиваться. Но и у этого процесса есть свои отрицательные стороны. Например, с помощью процесса искажения у людей появляются страхи.

    Самые большие ошибки людей.

    • Люди часто думают, что другие думают точно так же как они.
    • Люди часто уверены, что в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие и только одна трактовка событий – их трактовка.
    • Люди часто считают, что при произнесении слова, например, «собачка», другие люди подразумевают и видят то же самое, что и они.

    Как добиться наиболее полного взаимопонимания с окружающими? Нужно сделать несколько вещей.

    • Во-первых – это осознать субъективность восприятия окружающего мира человеком.
    • Во-вторых научиться слушать и слышать человека.

    Для этого необходимо освоить несколько техник. Одна из них – техника активного слушания.

    Можно выделить три способа слушания:

    • Негативная оценка, игнорирование и эгоцентризм.
    • Выспрашивание, замечания о ходе беседы – техники пассивного слушания. С их помощью можно показывать партнёру, что «я тебя слушаю», но в действительности, слушать не помогают.
    • Техники активного слушания.

    Техники активного слушания

    предполагают следующие действия (вербализации):

    • Проговаривание. Собеседник дословно повторяет высказывания партнера, при этом он может начать с воной фразы: «Как я вас понял, ….», «Другими словами, …» и т.д.
    • Перефразирование. Собеседники воспроизводит высказывание партнёра в сокращённом и обобщённом виде, кратко формулирует самое существенное в его словах. «Вашими основными идеями, как я понял, являются…»; «Итак, ..»
    • Развитие идеи. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнёра: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…»

    Вербализации выполняют следующие функции:

    • Позволяет собрать информацию.
    • Позволяет отобразить наиболее важную информацию.
    • Помогает уточнить, правильно ли вы поняли партнера.
    • Помогает лучше запомнить информацию.
    • Помогает осмыслить информацию.
    • Помогает подвести итоги.
    • Помогает держаться в русле проблемы.
    • Является средством ориентации на партнёра.
    • Помогает лучше понять свою проблему.
    • Помогают закрепить точку зрения партнёра.
    • Даёт время на обдумывание.
    • Вербализация помогает использовать механизм паузы.

    Стадия «поиск совместного решения». Её ещёчасто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнёра.

    Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие-то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения

    Существует две основные стратегии аргументации – по восходящей и по нисходящей.

    Стадия «Принятие решения»

    Четвёртая стадия – стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того, насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обоим критериям эффективности. Очень важно уделить внимание тому, чтобы принято единое решение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент – это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом принятия решения, а, следовательно, и друг другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова.

    Манипулятивное общение

    Манипуляции. – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором. Манипуляция сознанием присутствует во всех сферах общественной жизни.

    Манипулятор – своего рода кукловод, который с помощью «ниток» управляет другими. Такими нитками могут быть человеческие комплексы, амбиции, общественное мнение, духовные и нравственные ценности. Кто и для чего применяет манипуляцию:

    1. Манипуляцию применяют в тех случаях, когда целью манипуляции является действие или намерение, аморальное в глазах общества;
    2. Манипулируют индивиды, для которых заявить о своих намерениях или просьбах невозможно, из – за влияния различных комплексов (чувство вины, чувство превосходства, повышенная тревожность, беспокойство о будущем и другие);
    3. Естественно, манипулируют политики, всегда. Просто по привычке, чтобы не потерять форму;
    4. Однозначно манипулируют журналисты, телеведущие, следователи, прокуроры, адвокаты и прочие юристы.
    5. манипулируют врачи, учителя и психологи.

    Манипулятивная система может быть определена как манипулятивный или игровой стереотип. Можно выделить четыре основных манипулятивных схемы.

    1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает своё общественное положение.
    2. Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору
    3. Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующие постоянной бдительности, поскольку здесь можно выиграть или проиграть – третьего не дано. Он колеблется между методами первого или второго поэтому может рассматриваться как нечто среднее.
    4. Четвёртая форма манипулятивной системы – это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразлично, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть. «Мне плевать» - его любимая фраза.

    Первый признак – человек ведет себя неестественно, неискренне и в то же время заученно, т.е. играет наиболее удобную для него на данный момент роль. Фальшивые нотки в голосе, преувеличенные или наоборот, неестественно подавленные эмоции – тоже признак манипуляции. У манипуляции, помимо всего этого, есть и вербальные проявления – это всевозможные словесные штампы, клише, банальные речевые обороты, не несущие смысловой нагрузки.

    Метаязык.

    Как мы выяснили ранее, в среднем 60 – 80% личного общения осуществляется через невербальные каналы, однако словесное общение тоже чрезвычайно важно. Как и язык тела, метаязык основывается на «интуиции», «предчувствии», «шестом чувстве» и понимании, что слова и мысли собеседника – совсем не одно и то же.

    Наиболее типичные раздражающие метаслова – это «понимаете ли», «так сказать», «ну» и последний шедевр современности – «как бы». Эти фразы наиболее распространены среди малообразованной части общества, хотя очень часто встречаются в СМИ.

    Если убрать все метавыражения из речи, то беседа станет краткой, резкой и исключительно смысловой. Мы начнём казаться друг другу грубыми, жестокими и невнимательными. Метаязык смягчает удары, которые мы наносим друг другу, позволяет нам манипулировать собеседником, достичь собственных целей и выпустить эмоции, не нанося смертельной обиды.

    Манипуляции в деловом общении.

    В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнёра и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.

    Способы манипуляции

    Способы защиты

    1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль незаменимого работника, бескорыстной сотрудницы, всеми обожаемого, неотразимой и т.д. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы не сделаете, этого никто не сделает…»

    Отказ от роли.

    2. Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете… вот спасибо… я думаю, вы не откажетесь…»

    Не замечать намёков, не проявлять чрезмерного участия

    3. Доброжелатель. Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать.

    Не быть откровенным с человеком, который не является другом, не считать себя обязанным за проявление участия.

    4. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказывался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая к определённым действиям.

    «С чего бы это он разоткровенничался»?

    5. Вас делают соратником по общему делу. Например, посетитель доверительно, с расчётом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же именно его бумаги просит показать директору в первую очередь.

    Не поддаваться пафосу собеседника. Самому оценить суть проекта.

    6. Туманные намёки. Манипулятор не высказывает прямо свою просьбу, а ходит вокруг да около.

    Прервать его высказывания вопросом «Вы это о чём?»

    7. Берёт измором. Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите.

    «Заезженная пластинка»

    По теории Я-состояний Э. Берна, люди в процессе общения принимают одну из трёх манипулятивных позиций, своеобразных ролей: Дитя, Взрослый, Родитель. Название ролей говорит само за себя. Человек, вставший в позицию ребенка, снимает с себя всякую ответственность за происходящее и перекладывает её на других. Родитель проявляет давление и принимает на себя ответственность в принятии решений. Взрослый – это позиция наиболее конструктивная, основанная на уважении к собеседнику и осознании своей ответственности. Для наиболее конструктивного диалога необходимо перевести его в позицию Взрослый – Взрослый. Для этого необходимо:

    • При общении с Ребёнком напомнить ему о его значимости и ответственности.
      Например: « Не я принимаю решения»
      «если не вы, (зам. по снабжению, начальник отдела закупок) то кто же?»
    • При общении с Родителем – переждать поток эмоций, проигнорировать его и вывести собеседника на позицию взрослого, продолжая общение с позиции здравого смысла. К этому мы вернёмся позже.
    • -материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
    • -когнитивное (обмен знаниями)
    • -кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
    • -мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, пот-ребностями)
    • -деятельностное (обмен действиями, навыками, умениями)

    По целям:

    • - биологическое (необходимое для поддержания, сохранение и развития организма)
    • -социальное (расширение и укрепление межличностных контактов, личност¬ного роста индивида)

    По средствам:

    • -непосредственное (с помощью естественных органов человека: головы, рук...)
    • -опосредованное (с использованием специальных средств и орудий:
    • а) природных: палка, цветок, след на земле....
    • б) культурных: письмо, радио, телевидение, печать, компьютер...)

    По направленности:

    • -прямое (личные контакты: телесные, словесные, пантомимические)
    • -косвенное (через посредников)

    По характеру связей:

    • -деловое (в совместной продуктивной деятельности)
    • - интимно-личностное (между отдельными личностями)

    По характеру субъектов:

    • -межличностное (между отдельными личностями)
    • -личностно-групповое (между личностью и группой)
    • -межгрупповое (между группами)

    По времени:

    • - кратковременное) Технологические особенности организации коммуникационного действия:
    • -долговременное

    По инструментам:

    • -вербальное (с помощью речи)
    • -невербальное (при помощи мимики, жестов, пантомимики, телесных контактов)

    ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ АКТОВ.

    КАЖДЫЙ АКТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:

    • а) субъектом - инициатором общения
    • б) субъектом, которому адресовано инициатива
    • в) нормами, по которым организуется общение
    • г) целями, которые преследует участники общения
    • д) ситуацией, в которой" совершается взаимодействие

    КАЖДЫЙ АКТ ОБЩЕНИЯ СОСТОИТ ИЗ ЦЕПИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ:

    1. вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию
    2. опенка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.)
    3. ориентация в коммуникативной ситуации
    4. выбор другого субъекта для возможного взаимодействия
    5. постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения
    6. подход к субъекту взаимодействия
    7. пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию
    8. привлечение субъектом-партнером (инициатором) внимания субъекта партнера
    9. оценка эмоционально-психологического состояния субъекта - партнера и выявле-ние его готовности к вступлению во взаимодействие
    10. настрой
    11. ка субъектом – партнером (инициатором) на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера
    12. выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона
    13. коммуникативное воздействие субъекта - инициатора общения на субъекта-партнера
    14. оценка субъектом-инициатором реакции субъекта - партнера на воздействие
    15. стимулирование "ответного хода" субъекта - партнера
    16. "ответный ход" субъекта- партнера по общению

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ

    • -передача от человека к человеку информации
    • -восприятие партнерами по общению друг друга
    • -взаимооценка партнерами по общению друг друга
    • -взаимовлияние партнеров по общению друг на друга
    • -взаимодействие партнеров друг с другом
    • -управление групповой или массовой деятельностью и т.д.

    2. Функции общения:

    • -инструментальная - общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения дела
    • -интегративная - раскрывает общение как средство объединения людей
    • -самовыражения - форма взаимопонимания психологического контекста
    • -трансляционная - передача конкретных способов, деятельности, оценок и т.д.
    • -экспрессивная - взаимопонимание и переживание эмоциональных состояний
    • -социального контроля - регламентация поведения и деятельности
    • -социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и т.д.

    3. Стороны общения:

    • ВНЕШНЯЯ , реально фиксируемая в поведении общающихся, выражается в коммуни-кативных действиях.
    • ВНУТРЕННЯЯ сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цель, с которой человек вступает в общение

    4. Манера общения:

    Она определяется:

    1. - тоном общения
    2. -дистанцией в общении

    5. Стиль общения:

    Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят свое выражения:

    • - особенности коммуникативных возможностей человека
    • - сложившийся характер отношений" с конкретными людьми или коллективами
    • - психологическая или социальная индивидуальность человека
    • - особенности партнера по общению

    Руденский Е.Н. Основы психотехнологии общения

    Анализ различных концепций социального взаимодействия показал, что значение термина "взаимодействие" или интеракция в них чрезвычайно многозначно.

    Мы будем понимать под взаимодействием в процессе общения взаимозависимый обмен действиями, поведенческими реакциями и психическими состояниями, который осуществляется партнерами по общению с целью организации их совместной деятельности.

    Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями партнеров по общению, ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.

    Интерактивная сторона общения по сути своей является психологическим воздействием одного человека (группы людей) на психику другого человека (группы людей). Результатом такого рода проникновения выступают изменения индивидуальных или групповых взглядов, мотивов, отношений, установок и состояний. Эти изменения могут быть временными, преходящими или устойчивыми.

    В процессе делового общения одним партнером оказывается постоянное воздействие на другого с целью вызвать у него соответствующую реакцию, побуждающую к определенным действиям. Такое взаимодействие может осуществляться по вертикали (руководитель – подчиненный). Так, руководитель воздействует на подчиненного, отдавая распоряжения и рекомендации, получая "обратную связь", т.е. контрольную информацию от подчиненного о выполнении заданий и оценивая выполненную работу. Подчиненный, в свою очередь, тоже оказывает воздействие на руководителя. Взаимодействие может осуществляться и по горизонтали – между сотрудниками равными по своему статусу. Важно подчеркнуть, что поведение участников совместной деятельности определяется их объективной взаимозависимостью.

    В психологическом плане главное содержание общения – это воздействие на партнера. При его описании чаще всего используются термины действий. Например: "Он на меня давил, но я не поддался", "Он подстраивался под меня" и т.д. При общении происходит постоянная реакция на действия другого. Она проявляется в позитивных эмоциях при согласии и негативных эмоциях при несогласии с действиями партнера. Реакция на действия собеседника проявляется в просьбах, предложениях, указаниях, выражении мнения, выдаче информации.

    Реакция на действия партнера по общению может быть разная и зависит от того, как мы его воспринимаем и оцениваем его действия. В одном случае может казаться, что партнер нас к чему-то подталкивает, и мы осознанно или неосознанно сопротивляемся его воздействию, в другом – что мы действуем "заодно", в третьем – что партнер затрагивает наши интересы и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия. Общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос: "Что он делает?", и наше поведение строится исходя из полученного ответа.

    Партнеры по общению как основные компоненты процесса взаимодействия.

    Основными компонентами процесса взаимодействия в деловом общении являются, прежде всего, сами сто участники, их взаимная связь и воздействие друг на друга.

    Эффективность взаимодействия во многом зависит от совместимости его субъектов. Совместимость может иметь место на разных уровнях: физиологическом, психофизиологическом, социальном и т.д. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно.

    В одних и тех же условиях деятельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно работают в полном одиночестве, другим необходимы коллеги, сотрудники. В случае психологической совместимости психологическое напряжение либо отсутствует, либо легко снимается при постоянном общении.

    Этот феномен во многом зависит от индивидуальных особенностей участников взаимодействия. Так, наиболее совместимыми являются люди с высокой коммуникативной потребностью, люди с различным практическим интеллектом. Эмоциональные люди предпочитают иметь дело с себе подобными; люди с сильной нервной системой предпочитают иметь дело с партнерами, более слабыми в этом отношении. В результате проведенных исследований были выделены социальные качества человека, наиболее ярко влияющие на психологическую совместимость: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность –недоминантность.

    Мобильность и ригидность – качества, определяемые типологическими свойствами человека, его темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Они относятся к изменениям, как к положительной стороне жизни. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. Они основательны, заторможены, воспринимают изменения негативно. Эти типы практически не совместимы ни по отношению к жизни, ни по способам действий, а их общение редко бывает и эффективным.

    Доминантность часто обозначают как гиперактивность, напористость и агрессивность. Подобное качество может развиться у человека, обладающего завышенной самооценкой. Недоминантный человек, напротив, проявляет покорность, безволие, уступчивость и отсутствие инициативы при взаимодействии, такой собеседник обычно приспосабливается к партнеру по общению. Однако в парс доминант – недоминант может возникнуть проблема манипулирования.

    Другой показатель эффективности взаимодействия – адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

    Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подаст" себя. Если же та или иная самоподача не адекватна, то взаимодействие затруднено. Если стиль поведения сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован.

    Стратегия и тактика взаимодействия.

    Стратегия – это способ действия субъекта по достижению главной цели воздействия на партнера по общению.

    В зависимости от целей выделяют следующие ведущие тактики поведения во взаимодействии:

    • 1) сотрудничество – такая форма взаимодействия, при которой оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
    • 2) противоборство – партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера;
    • 3) компромиссное взаимодействие – партнеры по общению в чем-то содействуют, а в чем-то противодействуют друг другу;
    • 4) утонение от взаимодействия – партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на риск недостижения собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого;
    • 5) контрастное взаимодействие – один из партнеров старается содействовать другому, а тог активно противодействует ему;
    • 6) однонаправленное содействие – один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей другого, который уклоняется от сотрудничества.

    Американские психологи Л. Стейнберг и Дж. Миллер проанализировали взаимодействие с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

    Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, обычно сочетающиеся с желанием доминировать во взаимодействии.

    Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

    Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентаций позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, "контролеры" и "пониматели" придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

    Стратегия "контролера" – стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации. Довольно часто данная стратегия действительно позволяет достичь контроля над взаимодействием.

    Стратегия "понижателя " подразумевает адаптацию к партнеру.

    Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, "контролеры" всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям "вертикального взаимодействия". Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

    Следует отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, находящийся в общении на самой "верхней" позиции, обязательно будет в большей степени "контролером", в отличие от ситуации, в которой он был бы "внизу": положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

    Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

    Открытость общения – это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

    Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы:

    • одна из сторон пытается выяснить позицию другой стороны, не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит так: "Вопросы задаю я!";
    • общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обстоятельства", рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

    Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение осуществляется с неравноправных позиций партнеров.

    При выборе позиции в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения. И вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при его открытом характере.