Рассказы домашних арестантов о жизни с электронным браслетом. Как снять браслет ограничения свободы видео Система электронного мониторинга подконтрольных лиц фсин

Виталий Мосеев / 19.08.2016

В России в 2010 году президент России Дмитрий Медведев поручил внести изменения в уголовно-исполнительную систему для гуманизации системы наказания. Это позволило ФСИН не лишать осужденных свободы, а предложить альтернативный вид наказания: ограничение передвижения. Для этого используются комплексы, состоящие из электронного браслета и устройства отслеживания. Данные с них передаются на сервера ФСИН. Декриминализация некоторых уголовных статьей, переполненность тюрем и сизо приведут к тому, что количество лиц, которых удастся исправить без лишения свободы, в ближайшее время значительно вырастет.

Исправление без заключения

Несмотря на сокращение уровня преступности в стране с 2005 года, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6%. На 1 января 2010 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 864 тыс. человек. В некоторых регионах наблюдалась нехватка мест в следственных изоляторах и в исправительных учреждениях. Темпы строительства и реконструкции таких учреждений и изоляторов не соответствовали темпу роста количества осужденных лиц. Установленные лимиты по количеству осужденных в некоторых учреждениях были превышены до 40%. Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, к увеличению случаев заболеваемости, к дополнительной нагрузке на персонал ФСИН.


Чтобы снизить нагрузку на учреждения, с ФСИН провела эксперимент по использованию электронных браслетов по программе Евросоюза. В 2010 году ведомство отмечало успешное завершение эксперимента. В это же время Президент России Дмитрий Медведев поручил внести изменения в уголовно-исполнительную систему для гуманизации системы наказания. Эксперты отмечают, что правонарушители, которые содержатся под стражей, выходят искалеченными морально и физически. Из-за того, что с реабилитацией в обществе у них возникают проблемы, многие встают на путь рецидива. Также одной из важнейших задач, обозначенных в концепции развития уголовно-исправительной системы России до 2020 года, стало расширение применения наказаний и мер, которые не связаны с лишением свободы. Иными словами, задача государства состоит в том, чтобы люди, исправление которых возможно без лишения свободы, не попадали за решетку.

В ноябре 2011 года к ограничению свободы было осуждено 10,7 тыс. человек, из них 442 использовали электронные браслеты, которые отслеживают передвижение. К январю 2012 года устройствами слежения снабдили 1,4 тыс. осужденных.

Некоторые производители браслетов для ФСИН

При применении альтернативных видов наказания ФСИН России взаимодействует с отечественными разработчиками и производителями специального оборудования. Так, Главный центр инженерно-технического обеспечения ФСИН России опубликовал технические условия, согласно которым была проведена разработка оборудования электронного мониторинга.


Компания «Интеллектуальные системы и технологии» разработала легкий силиконовый браслет, полностью герметичный (степень защиты IP67). Внутри браслета находится: токопроводящий сенсор разрыва и открытия ремня, печатная плата с радиомодулем и питанием от батареи. В комплекте браслета присутствует защелка ремня для старта слежения за браслетом. Радиус действия браслета на открытом воздухе - до 80 метров.

Базовая станция осуществляет мониторинг за осужденными с электронными браслетами в пределах заданного периметра. Одна базовая станция позволяет вести мониторинг 128 браслетов по технологии GPRS.

Фирма «Корпорация – ИТ» по заказу ФСИН производит оборудование электронного мониторинга индивидуальных объектов с использованием системы ГЛОНАСС/GPS. Так, Комплекс оборудования АТ-Периметр АТ-Браслет предназначен для контроля нахождения человека в заданной области пространства. Контролируемый радиус – от 5 до 100 метров.

Как работает система?

В 2011 году для отслеживания лиц, которые были ограничены в свободе передвижений и использующих электронные браслеты, была создана система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). СЭМПЛ представляет собой комплекс электронных устройств, в который входят электронный браслет и контрольные устройства. Комплекс позволяет отслеживать все передвижения осужденного в пределах города проживания. Устройства контроля были разработаны российскими конструкторами, а за основу функционирования системы был взят опыт Великобритании.

Информация обо всех передвижениях передается на сервер и компьютеры ФСИН с помощью устройств слежения. Устройства слежения делятся на два типа: стационарные и мобильные. Стационарное устройство устанавливается по месту проживания осужденного и требует периодической подзарядки. Срок службы батареи передатчика составляет 3 года. Это устройство фиксирует время входа и выхода из помещения. Радиус действия достигает 50 метров.


Устройство постоянного слежения состоит из передатчика в форм-факторе «браслет», переносного устройства GPS-слежения и усилителя сигнала для использования в помещениях. Браслет фиксируется на ноге осужденного после измерения лодыжки. Ремешок подгоняется так, чтобы оставалось место для носка. Специальный инструмент сжимает застежку замка, снабженного специальными контактами. Каждый браслет имеет уникальный номер, который фиксируется за определенным осужденным.

Инспектор получит оповещение, если осужденный выйдет за пределы разрешенной территории. Повторное нарушение служит поводом для передачи материалов в суд, который может рассмотреть вопрос о замене ограничения свободы лишением свободы. Мобильное устройство слежения должно находится в радиусе пяти метров от браслета, иначе сигнал пропадет. Если сигнал исчезнет, то на место будет направлена служба реагирования.


Снять датчик самостоятельно без физических повреждения оборудования возможно, однако в случае поломки нарушителю грозит штраф в размере 100 тыс. рублей. Браслет рассчитан на работу при температуре от 0 до 100 градусов Цельсия. Герметичность прибора обеспечивается при погружении в пресную и соленую воду глубиной до пяти метров на 15 минут.

Радиус действия этого устройства практически не ограничен. Суд сам предписывает ограничение передвижения. Одним осужденным суд предписывает ограничение передвижения в рамках конкретного муниципального образования на весь срок наказания, вторым – в указанные часы, преимущественно ночные, третьим запрещается приближаться к объектам из списка (например, школы, детские сады, место проживания конкретных людей и т.д.). Операторы СЭМПЛ с учетом решения суда самостоятельно устанавливают границы, пересекать которые осужденный не имеет права. Кроме того, в специальной программе сотрудники ФСИН могут задать запрещенные и разрешенные зоны посещения.


В феврале 2015 года ФСИН приступила к замене старых браслетов на новые. Модернизированные передатчики могут служить от одной батареи в течение семи лет, а не трех, как было до этого. Замена на новые передатчики будет производится по мере выхода аккумуляторов старых из строя. Конструкция крепления ремня и замка браслетов претерпела изменения, что позволило исключить вероятность ложного срабатывания датчика целостности устройства.


СЭМПЛ использует детальные карты городов и регионов, поддерживает картографические сервисы известных поисковых систем, систему ГЛОНАСС. Вся информация поступает на сервер мониторинга - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения работы системы дистанционной идентификации, получения, обработки, хранения и передачи информации. Обработка и отображение информации происходит с помощью стационарного пульта мониторинга.

СЭМПЛ обеспечивает надзор за осужденными путем сбора, накопления, обработки, хранения и предоставления уголовно-исправительным инспекциям информации о соблюдении подконтрольными лицами ограничительных мер и данных об их местонахождении.

Использование СЭМПЛ позволяет снизить нагрузку на сотрудников уголовно-исправительных инспекций. Ранее для контроля лиц, чья свобода передвижений была ограничена законом, сотрудникам ФСИН приходилось использовать автотранспорт для посещения осужденных. Однако расходы на топливо и отсутствие возможности наблюдать за местоположением осужденного в любое время были существенными недостатками. Их устранение позволило повысить эффективность работы ФСИН.


Переполненность тюрем и СИЗО и гуманизация уголовно-исполнительной системы приведут к тому, что количество лиц, получивших вместо реального заключения такую меру пресечения, как ограничение передвижения, в России будет только расти. Это обусловлено не только планируемой декриминализацией статей УК РФ «Побои» и «Неуплата алиментов» (нарушитель может совершить это преступление единожды и будет подвергнут административному наказанию), но и смягчением наказания для лиц, совершивших мелкие кражи (сумма до 5 тыс. рублей). Последних планируется не лишать свободы, а ограничить ее с помощью новейших технологий.

юридические науки

  • Дегтярева Ольга Леонидовна , старший научный сотрудник
  • Федеральное казенное учреждение "Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации"
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПЕРСОНАЛЬНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
  • КРИМИНОГЕННЫЙ СОСТАВ
  • УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ
  • ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ
  • СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ

Автором рассмотрена эффективность применения уголовно-исполнительными инспекциями электронного мониторинга при осуществлении надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы и за соблюдением ими установленных судом ограничений при помощи средств персонального надзора и контроля СЭМПЛ.

  • Исполнения мер уголовно-правового характера в виде отсрочки отбывания наказания и отсрочки отбывания наказания больным наркоманией
  • Основные показатели исполнение наказания в виде ограничения свободы в 2010-2014 годах
  • Исполнение меры уголовно-правового характера в виде условного отбывания реального наказания
  • Исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ
  • Исполнение уголовного наказания в виде исправительных работ

Ограничение свободы – относительно новый вид уголовного наказания без изоляции осужденных от общества, осуществляемый уголовно-исполнительными инспекциями (далее – УИИ) с 01.01.2010 года .

Согласно ст. 53 УК РФ , ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 60 УИК РФ , надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, осуществляемый УИИ, заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.

С момента начала применения наказания в виде ограничения свободы в 2010 году численность осужденных к данному виду наказания выросла в 8,04 раза.

Поскольку профилактика повторной преступности осужденных к наказаниям без лишения свободы является важнейшим направлением деятельности уголовно-исполнительных инспекций, а криминальная активность подучетных УИИ лиц – одним из критериев эффективности исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества, далее рассмотрим показатели противоправного поведения лиц, которым по приговору суда за виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания, была назначена мера государственного принуждения в виде ограничения свободы.

Интегральный показатель уровня повторной преступности УПП за 2010-2014 годы для осужденных к ограничению свободы в качестве основного вида наказания составил 2,9 (3 479 лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела за преступления, совершенные после постановки на учет в УИИ, из 119 961 человек, состоявших на учете с 2010 по 2014 годы).

Необходимо отметить снижение доли лиц, осужденных к ограничению свободы, снятых с учета УИИ в связи с осуждением за совершение повторного преступления (от общего числа осужденных к ограничению свободы, снятых с учета УИИ в отчетном периоде): с 5,74 % в 2010 году до 1,26 % в 2014 году, т.е. на 4,48 %.

Динамика уровня повторной преступности за анализируемый период не была столь однонаправленной. Увеличение уровня повторной преступности в 2011 году наблюдалось у осужденных к ограничению свободы в качестве основного вида наказания до 2,62 (т.е. на 0,91 % по сравнению с 2010 годом). К 2012 году данный показатель стабилизировался и составил 1,85, что на 0,77 % ниже уровня 2011 года (рисунок 1). В 2013 году показатели повторной преступности осужденных к данному виду уголовного наказания снизились еще на 0,09 % и равнялись 1,76. В 2014 году положительная тенденция снижения УПП осужденных к ограничению свободы продолжилась, достигнув значения в 1,56. Для осужденных к наказанию в виде ограничения свободы рост повторной преступности в 2011 году, вероятно, связан с «фактором новизны»: данный вид наказания стал применяться на территории Российской Федерации только с 2010 года.

Рис. 1. Характеристика отбывания осужденными наказания в виде ограничения свободы

Анализ криминогенного состава осужденных к ограничению свободы позволяет выявить следующие тенденции: суммарный прирост количества осужденных к данному виду наказания, имеющих судимости по статьям 159 и 264 УК РФ, для которых характерен невысокий УПП, составил 9 687 человек (показатели уровней повторной преступности для лиц, осужденных по ст. 264 УК РФ УПП составили: в 2010 году 0,56, в 2011 году – 0,38, в 2012 году – 0,33, в 2013 году – 0,36, в 2014 году – 0,33. Для осужденных по ст. 159 УК РФ УПП имеет следующие значения: в 2010 году – 1,62; 2011 год – 1,68; 2012 год – 1,35; 2013 год – 1,08, 2014 год – 0,81) – данные представлены в таблице 1. Увеличение суммарного удельного веса осужденных по статье 105 и за тяжкие и особо тяжкие преступления (для которых традиционно характерен высокий УПП) к уголовному наказанию в виде ограничения свободы в 2014 по сравнению с 2010 годом на 1,72 % (или 4 519 человек) не столь выражено и потому вносит значительно меньший вклад в динамику повторной преступности осужденных к ограничению свободы. Таким образом, одной из причин снижения УПП для данной категории осужденных в 2012 – 2014 годах является изменение судебной практики и, как следствие, криминогенного состава осужденных.

Таблица 1. Постатейная структура осужденных к ограничению свободы

Показатели

Общее количество осужденных к ограничению свободы, состоявших на учете УИИ в отчетном периоде

из них имели судимость

по статье 105 УК РФ (доля от общего числа состоявших на учете в течение отчетного периода)

по статье 112 УК РФ (%)

по статье 158 УК РФ (%)

по статье 159- 159.6 УК РФ (%)

по статье 161 УК РФ (%)

по статье 162 УК РФ (%)

по статье 163 УК РФ (%)

по статье 222 УК РФ (%)

по статьям 228 -228.4 УК РФ (%)

по статье 264 УК РФ (%)

за тяжкие и особо тяжкие преступления (%)

Другим фактором, предопределившим стабилизацию ситуации с повторной преступностью осужденных к ограничению свободы, является применение для надзора и контроля за соблюдением осужденными установленных судом ограничений оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) при исполнении данного вида наказания. Согласно ст. 60 УИК РФ , уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля , с целью обеспечения надзора, предупреждения преступлений и получения необходимой информации о поведении осужденных. В территориальных органах ФСИН России электронные средства персонального надзора и контроля вводились в практику применения при исполнении наказания в виде ограничения свободы поэтапно (с 2010 по 2012 г.г.). Сфера применения и положительный опыт использования СЭМПЛ при исполнении наказания в виде ограничения свободы расширялась с каждым годом. В 2012 году система электронного мониторинга подконтрольных лиц внедрена в деятельность всех ФКУ УИИ территориальных органов ФСИН России.

В настоящее время УИИ используется электронный браслет в комплекте со стационарным контрольным устройством и мобильным контрольным устройством. Электронный браслет закрепляется на ноге осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, имеет встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса.

Стационарное контрольное устройство - электронное устройство, устанавливаемое в жилище осужденного и обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещение о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях. Данное контрольное устройство выполняет функцию контроля за исполнением установленного судом ограничения не выходить из дома в определенное время суток.

Мобильное контрольное устройство - электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного к наказанию в виде ограничения свободы вне мест, оборудованных стационарным контрольным устройством,

для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Мобильное контрольное устройство оповещает о попытках снятия или повреждения браслета и осуществляет связь с региональным сервером мониторинга. Это устройство обеспечивает контроль за исполнением следующих ограничений: не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования и не изменять место жительства (пребывания), место работы и (или) учебы; не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования; не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях.

Выбор электронного средства персонального надзора и контроля осуществляется сотрудниками УИИ в зависимости от ограничений, возложенных судом и с учетом личности осужденного.

Сбор, хранение и обработка информации о соблюдении осужденным установленных судом ограничений, полученной с использованием оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, осуществляется региональным сервером мониторинга, включающим серверное, компьютерное, коммуникационное оборудование и полное программное обеспечение. Для организации доступа сотрудников УИИ к информации на региональном сервере мониторинга, каждая инспекция оснащается стационарным пультом мониторинга, представляющим собой персональный компьютер со специальным программным обеспечением, а также телекоммуникационное оборудование и инструменты.

Располагая накопленными с момента начала применения систем электронного мониторинга подконтрольных лиц данными, необходимо отметить более низкий уровень повторной преступности среди лиц, к которым применялась система электронного мониторинга подконтрольных лиц, по сравнению с осужденными, к которым данное оборудование не применялось.

Так, согласно ведомственным статистическим данным, в течение 2014 года 27 768 осужденных к ограничению свободы отбывали наказание с применением электронных средств персонального надзора и контроля (то есть в 42,30 % осужденных к данному виду наказания), что на 3 357 единиц, или на 13,75 % больше, чем аналогичный показатель предыдущего года: в 2013 году к осужденным к ограничению свободы было применено 24 411 электронных средств персонального надзора и контроля (39,54 % осужденных отбывали ограничение свободы с применением системы электронного мониторинга подконтрольных лиц). При этом на начало 2013 года на учете в УИИ отбывало наказание с применением электронных средств контроля 37,93 % осужденных к наказанию в виде ограничения свободы (9 061 человек из 23 891 состоявших на учете. Таким образом, практика применения оборудования СЭМПЛ неуклонно расширяется, что оказывает положительное влияние на динамику повторной преступности данной категории осужденных: согласно данным 2013 года уровень повторной преступности осужденных к ограничению свободы, отбывавших наказание с применением СЭМПЛ, составил 1,25, в то время как аналогичный показатель для осужденных, отбывавших наказание в виде ограничения свободы без использования электронных средств персонального надзора и контроля, составил 2,09 (из 61 735 осужденных к ограничению свободы, состоявших на учете УИИ в 2013 году, 24 411 человек отбывали наказание с применением электронных средств персонального контроля и надзора, из них 304 человека совершили повторное преступление после постановки на учет; из 37 324 осужденных, отбывавших наказание без применения СЭМПЛ, уголовные дела за преступления, совершенные после постановки на учет, возбуждены в отношении 780 человек). Если в начальный период применение оборудования СЭМПЛ было несколько избирательным (в частности, в ряде территориальных органов одним из критериев при принятии решения об использовании электронных средств персонального надзора и контроля было финансовое положение осужденного к ограничению свободы, а именно его способность возместить материальный ущерб в случае утраты или повреждения оборудования), то накопление опыта применения СЭМПЛ позволило сделать практику использования данного оборудования более универсальной, что определило некоторое увеличение в 2014 году УПП осужденных, отбывавших наказание в виде ограничения свободы с применением системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, до 1,39; тем не менее данный показатель все равно ниже (на 0,29 процентных пункта) по сравнению с аналогичным показателем для осужденных, к которым во время исполнения данного вида уголовного наказания СЭМПЛ не применялся (1,68).

Таким образом, доказанная эффективность применения электронных средств персонального надзора и контроля за осужденными к ограничению свободы позволяет предложить рассмотреть целесообразность расширения сферы применения СЭМПЛ в целях предупреждения совершения повторных преступлений (для формировании у осужденных к наказаниям без лишения свободы убежденности в наличии постоянного надзора и фиксации их местонахождения) и получения необходимой информации о поведении осужденных к другим видам наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 59-ФЗ).
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 7.12.2009 N 377-ФЗ).
  4. Приказ ФСИН РФ от 08.04.2013 № 172 «Об утверждении Положения об определении рейтинговой оценки деятельности уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 г. № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы».
1

В настоящей статье рассматриваются особенности и проблемы правового регулирования практики применения средств электронного надзора и контроля при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста. Авторы вносят предложения по повышения эффективности эксплуатации и применения оборудования СЭМПЛ, а также совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию использования электронных и иных технических средств в деятельности УИИ. С принятием 27 декабря 2009 г. Федерального закона № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы», которым введено в действие наказание в виде ограничения свободы и в рамках реализации основных положений Концепции, для обеспечения дистанционного надзора за осужденными без изоляции от общества, а также снижения вероятности повторных преступлений уголовно-исполнительными инспекциями (далее – УИИ) с 2010 по 2012 гг. поэтапно вводилась в эксплуатацию система электронного мониторинга подконтрольных лиц.

уголовно-исполнительные инспекции

наказания без изоляции от общества

домашний арест

электронный браслет

1. В 1990 г. ООН приняла Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), в которых провозгласила важность и необходимость применения альтернативных наказаний.

2. Грушин Ф.В. Исправительные работы в Российской Федерации: некоторые проблемы и пути их решения//Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. С. 51-56.

3. «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р.

4. Эффективность СЭМПЛ при исполнении наказания в виде ограничения свободы, а также осуществлении контроля за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста//(Аналитический обзор). - ФКУ НИИ ФСИН России, 2015 г.

5. Зарембинская Е.Л. Подводя итоги // журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы» № 6/2015 год.

Проводимая политика гуманизации, формирования качественного подхода к пониманию сути уголовного наказания, смягчение карательной политики, проявляется, прежде всего, в увеличении предусмотренных УК РФ видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения, совершенствовании регламентации их исполнения и проходит в контексте взятых на себя Россией международных обязательств .

На протяжении последнего времени необходимость повсеместного внедрения альтернативных наказаний находила свое отражение на самых различных уровнях . Не стала исключением и принятая 14 октября 2010 г. № 1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция).

С принятием 27 декабря 2009 г. Федерального закона № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы», которым введено в действие наказание в виде ограничения свободы и в рамках реализации основных положений Концепции, для обеспечения дистанционного надзора за осужденными без изоляции от общества, а также снижения вероятности повторных преступлений уголовно-исполнительными инспекциями (далее - УИИ) с 2010 по 2012 г.г. поэтапно вводилась в эксплуатацию система электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ).

Функция по осуществлению контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений была возложена на УИИ ФСИН России федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в том числе, путем индивидуальной идентификации и проверки местонахождения в установленных местах (в том числе по сигналам GPS/ГЛОНАСС) постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 360 «О некоторых вопросах деятельности уголовно-исполнительных инспекций».

СЭМПЛ является информационной системой наблюдения и отслеживания созданной с целью осуществления мониторинга с использованием технологий GPS, ГЛОНАСС, средств телефонии, Интернета, специальных приемопередающих радиоустройств и индивидуальных средств идентификации лиц, имеющих ограничения свободы по решению суда.

Структура системы организована по иерархическому принципу, при котором сбор и обработка информации осуществляется на трех уровнях интеллектуальной компьютерной системы.

В настоящее время оборудование СЭМПЛ внедрено в деятельность УИИ всех территориальных органов ФСИН России , где используется для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы (в соответствии с частью первой статьи 60 УИК РФ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы»). Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 107 УПК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений», СЭМПЛ применяется в отношении подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, в целях осуществления контроля за их нахождением в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений.

По состоянию на 01 июля 2015 на учетах УИИ состояло 7701 подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых, судом была вынесена мера пресечения в виде домашнего ареста (АППГ - 5253). Оборудование СЭМПЛ применялось для контроля 5782 лиц, находящихся под домашним арестом, что составляет 75%.

В соответствии с Комплексным планом научного обеспечения деятельности ФСИН России на 2015 г. ФКУ НИИ ФСИН России был подготовлен аналитический обзор на тему «Эффективность СЭМПЛ при исполнении наказания в виде ограничения свободы, а также осуществлении контроля за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста» .

Проведенное исследование практики использования и применения оборудования СЭМПЛ в деятельности УИИ при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста, позволяют на сегодня, сделать ряд выводов :

Применение оборудования СЭМПЛ снижает уровень повторной преступности среди подозреваемых или обвиняемых.

Для подозреваемых или обвиняемых, которым судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, применение технических средств контроля снижает склонность нарушать условия исполнения данной меры пресечения, запретов и (или) ограничений, наложенных судом. Так, в 2014 году в Российской Федерации уровень нарушений условий исполнения домашнего ареста, а также запретов и (или) ограничений, возложенных судом, у подозреваемых или обвиняемых, к которым применялся электронный контроль, составил 12,87 %. Для лиц, в отношении которым СЭМПЛ не использовалась, данный показатель равнялся 22,33 %.

Отмечается более высокий уровень замены меры пресечения в виде домашнего ареста на содержание под стражей у подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых домашний арест исполнялся с использованием СЭМПЛ, по сравнению с аналогичными показателями у лиц, в отношении которых электронный контроль не осуществлялся: сравнительный анализ данных за 2014 год в отношении подозреваемых или обвиняемых, к которым применялись и не применялись средства электронного контроля, показал следующее: доля изменения меры пресечения в виде домашнего ареста для лиц, в отношении которых контроль осуществлялся с применением технических средств, на содержание под стражей равен 17,77 %, что на 1,58 % выше аналогичного уровня для лиц, в отношении которых электронный контроль не применялся.

Таким образом, при осуществлении контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста с применением системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, наблюдаются те же положительные тенденции, что и при исполнении уголовного наказания в виде ограничения свободы:

Более низкий уровень повторной преступности;

Более низкая склонность нарушать условия исполнения домашнего ареста, а также возложенные судом запреты и (или) ограничения;

Более высокий уровень изменения меры пресечения в виде домашнего ареста на содержание под стражей по сравнению с подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых СЭМПЛ не применялась .

В тоже время, в практической деятельности по применению и условиям исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста имеется множество пока еще неразрешенных вопросов.

Так, проведенный ФКУ НИИ ФСИН России опрос в 2015 году практических работников (начальников 80 УИИ территориальных органов ФСИН России) позволяет утверждать о том, что, несмотря, на имеющуюся результативность работы оборудования СЭМПЛ в осуществлении контроля за поведением осужденных, а также подозреваемых или обвиняемых в соблюдении установленных ими судом запретов и (или) ограничений, положительном влиянии на снижение уровня и динамику повторной преступности среди лиц, состоящих на учете УИИ, в целом эффективность данной системы пока еще не на достаточно высоком уровне, и требуют осуществления дальнейшей ее технической модернизации.

В числе основных причин недостаточно эффективного применения СЭМПЛ отмечаются такие, как проблемы, связанные с технической недоработкой средств контроля, что в свою очередь влияет на их дальнейший срок службы использования (при этом возникают частые поломки и скопления большого количества оборудования СЭМПЛ, требующего ремонта), отсутствием запасных расходных материалов, низким качеством программного обеспечения СЭМПЛ, увеличением количества ложных тревожных сообщений (вызванных недоработкой конструкции ремней и замков для ЭБ), невысоким уровнем подготовки сотрудников, выполняющих функции администратора и оператора системы, слабым уровнем организации самого мониторинга, иногда формальным подходом к применению СЭМПЛ и т.д.

В плане проведения модернизации оборудования СЭМПЛ необходимо отметить, что в первом квартале 2015 года всеми территориальными органами ФСИН России были получены модернизированные электронные браслеты, и в настоящее время УИИ активно их используют. Основное преимущество модернизированных электронных браслетов заключается в увеличении мощности встроенной аккумуляторной батареи, которой, как заявлено производителем, должно хватить на семь лет работы устройства, в отличие от трех лет работы предыдущей модели. Более того, в новой модели электронных браслетов полностью изменена конструкция крепления ремня и замка, благодаря чему производителям удалось исключить вероятность ложного срабатывания датчика целостности ремня.

В остальном, в том числе и по техническим характеристикам, модернизированные электронные браслеты практически идентичны моделям предыдущей версии и в полной мере позволяют сотрудникам УИИ эффективно осуществлять надзор и контроль за осужденными к ограничению свободы при помощи оборудования СЭМПЛ, а также контроль за лицами, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста .

Одной из следующих проблем, является взыскания материального ущерба с подозреваемого или обвиняемого в случаях повреждения (утрате) ими комплектующих частей оборудования СЭМПЛ.

В основном трудности взыскания материального ущерба с подозреваемого или обвиняемого в случаях повреждения (утрате) ими комплектующих частей оборудования СЭМПЛ возникают с теми лицами, у которых нет постоянного источника дохода, либо имущества, на которое может быть обращено взыскание.

В связи с этим, представляется целесообразным внести в действующее законодательство Российской Федерации поправки и изменения, предусматривающие материальную ответственность подозреваемого или обвиняемого, находящегося в качестве меры пресечения под домашним арестом, в случаях повреждения, уничтожения (утраты) применяемых к ним аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.

Таким образом, сделанные выводы и предложения по решению проблемных вопросов возникающих при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста, позволят оптимизировать применение электронных средств мониторинга, имеющихся в распоряжении УИИ и более качественно исполнять служебные задачи, поставленные перед пенитенциарной системой России.

Рецензенты:

Спасенников Б.А., д.ю.н., профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва;

Дворянсков И.В., д.ю.н., доцент, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва.

За исключением ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, где в рамках переходного периода и адаптации, данная работа ведется в плановом режиме.

Библиографическая ссылка

Габараев А.Ш., Новиков А.В. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23352 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Коллеги, нужна помощь в решении следующего вопроса! несовершеннолетнему 14-ти лет (является воспитанником школы-интерната, ранее не судим) назначили ОС (ч.1 ст.158 УК РФ- преступление небольшой тяжести) . В связи со злостным уклонением осужденного от отбывания наказания на основании ст.53 УК РФ дважды выходили в суд с представлением о замене, на второй раз мировой суд удовлетворил наше представление и осужденный был направлен в ВК на 61 сутки. На следующий день адвокат подал апелляционную жалобу в федеральный суд, в которой указал на необоснованность и незаконность в удовлетворении нашего представления со сслыкой на ст.88 УК РФ. В жалобе адвокат просил отменить постановление мир.суда и дать осужденному возможность продолжить отбывание наказание. В федеарльном суде данная жалоба была удовлетворена, судья федерального суда очень возмущался по поводу нашего представления, говоря о том, что мы вообще не имели никакого права направлять такое представление, т.к. наказание в отшении данной категории лиц должно исполняться со ссылкой на ст.88 УК РФ и постановление пленума ВС №1 от 01.02.2011 г., в котором запрет замены ОС на л/с не оговорен. Нами было пояснено, что наказание осуществляется на основании ст.53 УК РФ, инструкции, которая построена на этой статье и целой главы УИК РФ, где нет разграничения в исполнении данного вида наказания между совершеннолетними и несовершеннолетними,соответственно согласно нормам данных НПА мы были обязаны направить такое представление, но наши доводы не были учтены. В настоящее время осужденный продолжает злостно уклоняться от отбывания наказания и согласно той же ст.53 УК РФ мы снова будем обязаны направить представление о замене. Подскажите пожалуйста- было ли обоснованным удовлетвоерение судом апелляционной жалобы, правильна ли в данном случае ссылка на ст.88 УК РФ, какие действия должны быть у сотрудников УИИ в случае повторного злостного уклонения осужденного от отбывания наказания?


ст. 88 п. 6 УК РФ. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые .

Это по аналогии с ИР малолетке, на старом форуме писалось об этом.. Лишение свободы назначено быть не может. Так что придется Вам с этим жить. Мой совет пишите в прокуратуру за разЪяснениями.











- А мыться как?



Браслетами интересовался
Сергей РУСОВ

В настоящее время в числе основных задач уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) контроль за функционированием и эффективностью применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ).

Аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений, а также для получения необходимой информации о поведении осужденных к ограничению свободы, осуществления контроля за соблюдением ими установленных ограничений (сбор, накопление, обработка, хранение и предоставление УИИ сведений). За 9 месяцев 2013 г. УИИ применено 8897 контрольных устройств системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, из которых 7960 к осужденным к ограничению свободы и 937 к подозреваемым (обвиняемым), в отношении которых избрана мера пресечения виде домашнего ареста.

СЭМПЛ позволяет усилить контроль за поведением осужденных к ограничению свободы из группы риска, склонных к совершению повторных преступлений и правонарушений, уклонению от исполнения возложенных на них судом ограничений; кроме того, ежедневный контроль за исполнением осужденными возложенной судом на них обязанности находиться по месту жительства в определенное время суток позволяет снизить риск совершения административных правонарушений осужденными к ограничению свободы (большинство административных правонарушений совершается после 21 часа), поскольку они осознают, что находятся под постоянным контролем и соответственно, как указывают практические работники, их поведение претерпевает изменения. Однако суды нередко критически относятся к результатам фиксации техническими средствами надзора и контроля фактов нарушений условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, что, безусловно, снижает эффективность их использования.

Проведенный опрос сотрудников УИИ позволяет утверждать о том, что технические средства надзора в их подразделении используются недостаточно результативно, в частности, в отдельных регионах, по данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), процент неисправного оборудования составляет более 40. Более того, в среднем по России применено лишь 53 % всех работоспособных устройств (в одних регионах он составляет менее 20 %, в других – более 80 %).

При использовании в деятельности УИИ электронных средств контроля и наблюдения за осужденными к ограничению свободы возникают проблемы организационного характера, которые связаны с недостаточным организационным обеспечением внедрения некоторых электронных средств наблюдения за осужденными к ограничению свободы; возмещения осужденными материального ущерба, причиненного ими своими неправомерными действиями при использовании электронных средств наблюдения; применения к осужденным к ограничению свободы СЭМПЛ в зависимости от решаемых задач и поставленных целей электронного контроля.

Согласно официальным данным ФСИН России, при осуществлении УИИ электронного контроля при помощи СЭМПЛ имеются следующие недостатки:

  • несвоевременно снимаются тревожные сообщения в регионах;
  • в большинстве территориальных органов ФСИН России оконечное оборудование СЭМПЛ работает на 29 версии программного обеспечения, однако остается значительное количество оборудования, работающего на старых версиях программного обеспечения;
  • в регионах охранные зоны не прикрепляются;
  • в ряде регионов большое количество контрольных устройств длительное время не передают данные на сервер мониторинга;
  • не производится своевременная корректировка количества подконтрольных лиц в программе СЭМПЛ-мониторинг;
  • выявляется завышение данных о количестве примененных устройств;
  • в регионах отмечается формальное снятие сообщений СЭМПЛ.

В числе причин недостаточно эффективного применения СЭМПЛ, на наш взгляд, следующие: отсутствие должного внимания руководителей ФКУ УИИ к вопросам развертывания системы; невысокий уровень подготовки сотрудников, выполняющих функции администратора и оператора системы; проблемы, связанные с технической недоработкой средств надзора; формальный подход к применению СЭМПЛ, обусловленный наличием плановых показателей; неисполнение филиалами ФКУ УИИ указаний ФСИН России (не повсеместно изучаются и методические рекомендации, подготавливаемые и направляемые ФКУ УИИ для изучения в филиалы).

Думается, в настоящее время возникла потребность во введении в структуру УИИ соответствующего подразделения по использованию СЭМПЛ, в котором должны работать специалисты соответствующего профиля. В целях подготовки квалифицированных кадров УИИ, обладающих специальными профессиональными компетенциями в области применения СЭМПЛ, ФСИН России было принято решение об организации в Самарском юридическом институте ФСИН России обучения сотрудников УИИ по программе «Организационно-правовые и технические основы деятельности операторов СЭМПЛ» в рамках курсов повышения квалификации. Была создана «Лаборатория СЭМПЛ», на базе которой в течение 2012 г. прошли обучение 158 сотрудников УИИ, в 2013 году – 16 сотрудников ФСИН России, в настоящее время обучаются 25 сотрудников ФКУ УИИ.

Кроме того, следует принять меры по обеспечению своевременного снятия тревожных сообщений (не реже трех раз в сутки) и недопущению формального снятия тревожных сообщений; активизации работы по возмещению ущерба, поскольку в отдельных регионах возмещено менее 1 % ущерба либо он не возмещен совсем (на практике возникают затруднения с доказыванием умышленной порчи оборудования); обеспечению сохранности оконечного оборудования СЭМПЛ (за период эксплуатации было утеряно 495 его единиц, прежде всего мобильных контрольных устройств); организации начальниками ФКУ УИИ прикрепления охранных зон, запретных зон или ограничений режима ко всем подконтрольным лицам в соответствии с требованиями приговоров.

Источник: Казак Б.Б., Смирнова И.Н. «Организационное обеспечение использования в деятельности уголовно-исполнительных инспекций системы электронного мониторинга подконтрольных лиц»

Браслет на ноге — электронный сторож

Петра Мельника по решению суда объявили в межгосударственный розыск. Соответствующие сведения о бывшем ректоре налоговой академии, снявший электронный браслет и сбежавший из-под домашнего ареста, внесены в базы данных стран СНГ. Пока же милиция выясняет, каким образом Мельнику удалось снять браслет, криминалисты говорят, что это не проблема для профессионалов.

Побег из-под домашнего ареста бывшего народного депутата и ректора налоговой академии Петра Мельника посеял сомнения в надежности электронных браслетов слежения. Милиция начала служебное расследование, а правозащитники забеспокоились, не станет ли это поводом для ограничения применения нормы нового Уголовного процессуального кодекса о содержании под домашним арестом на этапе досудебного следствия. Однако в МВД успокоили, сообщив, что просят из бюджета 216 миллионов гривен на браслеты слежения для 50 000 задержанных.

«Было уже несколько случаев, когда люди пытались избавиться от браслетов, даже убегали, но далеко никто не убежал. И довольно комфортные условия пребывания под домашним арестом они изменили на пребывание под стражей в следственном изоляторе. Это единичные случаи. Вообще сейчас используется около 50 таких браслетов», — рассказал пресс-секретарь Министерства внутренних дел Сергей Бурлаков.

Что касается надежности «браслета Мельника», то пока милиция утверждает, что оснований считать его некачественным нет, а вот привлекать сторонних специалистов к служебному расследованию видимо придется.

«Если будет по результатам служебного расследования установлено, что там есть какая-то техническая составляющая, какие-то неполадки в работе тех устройств или программного обеспечения, понятно, что мы будем привлекать к работе тех специалистов, которые нам это оборудование поставляли», — добавил Бурлаков.

В фирме-поставщику электронных браслетов — ООО «Бениш Джи Пи еС Украина» — отказали в комментариях, но отметили, что в качестве своей продукции не сомневаются.

Открыть определенный объект — дело времени

По словам инженера лаборатории компьютерной криминалистики одной из частных фирм Михаила Гальченко, подобные браслеты практически невозможно нейтрализовать на расстоянии, их можно снять только с помощью магнитного ключа на месте. Впрочем, по мнению специалиста, даже при высоком уровне защиты невозможно дать стопроцентную гарантию, потому что всегда есть специалисты и приборы, идущих даже выше новейших достижений.

Сотрудник одной из фирм, занимающейся автомобильной электроникой, рассказал, что открыть любой электронный замок нетрудно, если иметь необходимое оборудование.

«Есть люди, которые работают с электронными замками, в том числе и так называемыми GPS. Есть люди, которые занимаются хакерством. Они могут подделать систему ключа… Сейчас все возможно. Открываются любые замки и любые секреты. Все зависит от того, сколько времени необходимо потратить, чтобы открыть определенный объект», — говорит эксперт.

Министерство внутренних дел обещает уже на этой неделе обнародовать предварительные результаты служебного расследования относительно бегства Петра Мельника из-под домашнего ареста. Мельник находился под домашним арестом с электронным браслетом слежения в связи с подозрением в получении 120 тысяч гривен взятки.

Домашний арест браслет действие

Под домашним арестом: как работает электронный браслет

Под домашним арестом: как работает электронный Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Домашний арест как мера пресечения

Человек, находящийся под домашним арестом, не исчезнет из поля зрения правоохранительных органов.

Система слежения, созданная специально для Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), позволяет контролировать перемещения осужденного 24 часа в сутки.

Система контроля перемещений, уже используемая ФСИН, состоит из стационарного передающего устройства, переносного устройства слежения и легкого из пластика.

Скованные беспроводной цепью

Суд отправил ее под домашний арест, и в ноябре 2014 года ей надели на ногу электронный браслет, с которым она прожила целый год.

Лучше брюки в полоску, чем небо в клетку Москвичка Анастасия обвинялась в экономическом преступлении.

Суд отправил ее под домашний арест, и в ноябре 2014 года ей надели на ногу браслет, с которым она прожила целый год.

Какие особенности применения электронного браслета?

Поможет ли снизить уровень преступности в России такое средство, как браслет электронный? Международная практика применения браслетов показывает, что данное средство ограничения свободы действительно эффективно.

какие особенности применения электронного браслета? поможет ли снизить уровень преступности в россии такое средство, как браслет электронный?

международная практика применения электронных браслетов показывает, что данное средство ограничения свободы действительно эффективно.

домашний арест как мера пресечения
говоря о наполнении законодательной базы, обращаемся к ст.ст. 98, 107, 108 упк рф, которыми обозначаются меры ограничения свободы, практикуемые в россии.

в нашем случае это домашний арест (да) и табу для лиц, волею судьбы испытавших такое «гостеприимство». накажут ли «виновника торжества» отбыванием срока в халате и тапочках, решает суд, взвесив все «за» и «против», но обязательно в порядке, предписанном ст.

под домашним арестом: как работает электронный браслет ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

человек, находящийся под домашним арестом, не исчезнет из поля зрения правоохранительных органов. система электронного слежения, созданная специально для федеральной службы исполнения наказаний (фсин), позволяет контролировать перемещения осужденного 24 часа в сутки. система контроля перемещений, уже используемая фсин, состоит из стационарного передающего устройства, переносного устройства слежения и легкого электронного браслета из пластика.

браслет домашнего ареста

человек, помещенный под домашний арест, не имеет права пользоваться средствами связи, такими, как телефон, интернет, почта.

единственное исключение — вызов по телефону аварийных служб, полиции и скорой помощи. он также не имеет права общаться с другими людьми кроме ближайших родственников, а также следователя и адвоката. покидать пределы жилища он без разрешения следователя тоже не может.

человек, помещенный под домашний арест, не имеет права пользоваться средствами связи, такими, как телефон, интернет, почта. единственное исключение — вызов по телефону аварийных служб, полиции и скорой помощи. он также не имеет права общаться с другими людьми кроме ближайших родственников, а также следователя и адвоката.

покидать пределы жилища он без разрешения следователя тоже не может.

система электронного слежения и устройство браслетов

Справка в россии появился новый вид уголовного наказания – домашний арест.

это стало возможным после введения таких систем электронного слежения за перемещениями человека, как «электронный браслет». система электронного слежения позволяет следить за перемещениями человека в течение 24 часов в сутки, что позволило применять ее для установления полного электронного контроля за жизнью осужденного во время его пребывания под домашним арестом. применяется несколько видов устройств.

применение электронных браслетов в отношении лиц, находящихся под домашним арестом, может стать обязательным

style=» float:=»» left;=»» margin:=»» 0=»» 10px=»» 5px=»» 0;»=»» src=»http://nsovetnik.

Какие особенности применения электронного браслета?

Поможет ли снизить уровень преступности в России такое средство, как браслет электронный? Международная практика применения электронных браслетов показывает, что данное средство ограничения свободы действительно эффективно.

Drey | 10.08.2012, 16:30

Это наказание а не поощрение. если уж нарушил закон, носи и соблюдай правила. Нет желания соблюдать? Дело твое. Реальное заключение ни кто не отменял. А по поводу похорон, больниц и прочего, во ФСИНе тоже люди работают… поймут..

Вячеслав | 22.05.2012, 21:01

Ещё хочу добавить, в одной из реклам по вопросам применения электронных браслетов, показали как носитель сего устройства купается в речке…. пардон, на практике сделать подобное очень проблематично, прилагаемый к браслету передатчик боится сырости, а удаляться от него более, чем на 5 метров….

Вячеслав | 22.05.2012, 20:55

Янь похоже зарёкся от тюрьмы……
"Только суд может обязать правонарушителя носить электронный браслет!"
УИИ ссылаются на статью, дающую им возможность применять электронные браслеты, но сия статья не ОБЯЗЫВАЕТ этого делать.
В свою очередь применение браслета, зачастую, ограничивает осуждённого в большей мере, нежели это определено приговором, в частности: не заночуешь в пределах разрешённого региона пребывания при отсутствии на месте ночлега сети 220 V, от передатчика не отдалишься более, чем на 5 метров, т.е. даже по квартире, где живёшь, нет возможности свободно перемещаться (попробуй добеги до уборной, пока передатчик на зарядке) и т.п. От этого страдает не только семья осуждённого, но и сослуживцы, да и, в некоторой степени, просто случайные люди… Здесь я полностью согласен с Ларисой! Не дай бог в толпе, какой-нибудь Янь увидит на тебе браслет — паника обеспечена…
Очень сырая система…
До внедрения "браслетной" системы, наказания отбывали не хуже, чем сейчас, но от отбывания наказания осуждённым не страдали, в такой степени, его окружающие…
Предупреждая возможные высказывания будущих ораторов — утверждение: "в следующий раз будешь думать, что творишь" — расцениваю как проявление цинизма!!!

Лариса | 26.03.2012, 14:29

Для осужденных- браслет- это хорошо. Но никто не спросил саму семью, нде этот осужденный будет жить. Ему никуда нельзя, например, за пределы города помочь на даче, нельзя с семьей на отдых на близлежащую речку или лес с ночевой, а его лучше бы не оставлять дома одного. А если внезапно умрет кто-то из близких, он не может помочь с похоронами на кладбище. Вообщем, как-будто дома появился маленький ребенок или старый немощный человек, которого нельзя оставить одного. А этому условно-осужденному чем еще заняться, кроме работы, если его хобби здоровый образ жизни связаны с выездом за пределы города?

Исправительный браслет

Дмитрий | 16.01.2012, 00:41

браслеты следует применять для тех кто попался в 1 раз или сомнительно как осудили….что бы не набрались жаргону и чего похуже.
Янь для тех больше 5 это убийство тут сразу сажать надо.

Янь | 07.01.2012, 11:18

Только браслетик надо надевать не на 4 года, а лет от 5 и вплоть на всю жизнь и лишать прав голосования и тд на этот срок. Преступления совершаются одними и теми же людьми, и если дошло до того, что попался, значит делов до этого натворил таких, что вышка светит.

Александру Никонорову - за пятьдесят, и в этом зрелом возрасте он угодил на скамью подсудимых. Суд приговорил его к ограничению свободы на год.
Александр Сергеевич пришел в Комсомольский филиал уголовно-исполнительной инспекции, где ему сообщили, что наденут электронный браслет. Это вызвало у осужденного бурю эмоций:
- Я не хочу ходить с браслетом! Это противоречит моим религиозным убеждениям!
- Согласно действующему законодательству, осужденный не вправе отказываться от системы электронного мониторинга, - объяснили ему сотрудники филиала.
Никоноров настаивал на своем, в конечном итоге вопрос рассматривался в суде. Было немного странно слушать объяснения осужденного, он опасался, что во время исповеди его слова могут… фиксировать через электронику. То есть бить женщину религия позволяет, а носить браслет в качестве наказания не рекомендует.
Суд отказал Никонорову в ходатайстве. Тогда осужденный второй раз заявил, что не станет ходить с браслетом. Вероятно, насмотрелся телесюжетов про Сноудена.
Суд второй раз рассматривал его вопрос и принял решение заменить ограничение свободы на пребывание в колонии-поселении. Закон допускает такую замену, причем день идет за два, то есть Никоноров проведет в колонии-поселении не год, а шесть месяцев.
Именно эта история и привела меня в Комсомольский филиал уголовно-исполнительной инспекции, где контролируют разные категории осужденных, у которых наказание не связано с лишением свободы.
- У нас около четырехсот таких осужденных, из них с ограничением свободы - только одиннадцать, - пояснила начальник филиала Антонина Константинова.
- То есть работают 11 браслетов.
- Да. Первые приборы системы электронного мониторинга в городе появились еще в прошлом году. О них мало кто знает даже из адвокатов, не говоря уже о простых горожанах.
По словам Антонины Васильевны, у них в работе два вида браслетов - это контрольные устройства мобильные и стационарные. Осужденные поначалу считают ограничение свободы самым легким видом наказания. Например, приговором суда любителю чужого имущества предписано с 22 до 6 часов находиться дома, а он взял и вышел погулять в это время. Браслет сразу пошлет сигнал на компьютер инспектора.
Допустил нарушение режима - выносят предостережение и материалы направляют в суд, где назначают новую обязанность. Например, еще больше ограничат во времени. Второе нарушение - процедура повторяется и назначается новый запрет, скажем, на посещение массовых мероприятий. Третье нарушение - ограничение свободы заменится ее лишением.

Электронные браслеты для осужденных не оправдали себя

Если осужденный ломает браслет, чтобы чувствовать себя свободней, проводится техническая экспертиза, после которой нарушителя ждет очень неприятный сюрприз. Стоимость электронного браслета - больше 100 тысяч рублей. Конечно, поломка поломке рознь, но раскошелиться в любом случае придется.
После таких слов мне захотелось посмотреть, что реально представляет собой браслет. В это время в кабинет начальника вошел старший инспектор Дмитрий Колесов, с ним был мужчина лет шестидесяти.
- Покажите, пожалуйста, ваш браслет, - обратилась к мужчине Антонина Васильевна.
Осужденный запыхтел - излишний вес всегда мешает наклоняться, но задрал штанину. На щиколотке был закреплен черный браслет, удивительно похожий на электронные часы постсоветского периода.
- Как он, не мешает? - спросил я.
- Мешает, конечно: ногу натирает жесткими краями, даже опухает это место, - пожаловался мужчина.
- А мыться как?
- Можно находиться не более пяти минут под водой. Нельзя посещать сауну и в принципе все места, где очень высокая температура. Прибор полностью пластиковый, состоит из двух частей: электронной начинки и ремешка, - пояснил Дмитрий Колесов.
- Браслет одноразовый или нет?
- Ремешок одноразовый, точнее у каждого осужденного свой.
- А есть в инспекции ручные браслеты? Мужчинам на ноге носить прибор все-таки проще, чем женщинам - под брюками не видно, зимой сапоги не мешают.
Подполковник внутренней службы Антонина Константинова улыбнулась. Оказывается, браслеты не делятся на ручные и ножные, они универсальные. Просто с некоторых пор в Самарской области приборы закрепляют только на ногу - так надежнее. Что касается женщин, то они испытывают, конечно, определенный дискомфорт, когда год ходят с таким прибором. С другой стороны, сами виноваты - не надо было нарушать закон.
Стало интересно, как инспекторы отслеживают маршруты своих «подопечных». Меня подвели к компьютеру, где на мониторе четко видно их местонахождение, и если осужденный, кому предписано не покидать пределы городского округа Тольятти, неожиданно отправляется в Жигулевск или Самару, это сразу станет известно.
Что касается опасений Никонорова, что его могут прослушать через электронный браслет, то это фантазии осужденного. И по большому счету: кому интересен мужчина, способный поднять руку на женщину?

Браслетами интересовался
Сергей РУСОВ