Прогресс изменяют окружающий нас мир. В шаге от катастрофы. Куда нас заведёт технический прогресс? Как же быть готовым

Наука и техника с наступлением нового тысячелетия заметно шагнули вперед, мир разительно изменился всего лишь за 100 лет, которые обычно для истории ничего не значат, но оказывают заметное влияние на жизнь целых 2-3 поколений.

Человек, переступивший порог прошлого века приходил в восторг от вида танков, летающих дирижаблей, телефона и телеграфа, что же с ним случилось бы, если бы по чистой случайности от получил возможность увидеть современные компьютеры, поезда, самолеты и телефоны, увидел огромные субмарины, космические ракеты и спутники.

От 1900 и до 2000 прошло ровно 100 лет, за которые было совершено больше открытий в области научи и техники, чем за всю историю человечества.

Освоение палки-копалки длилось тысячи лет, превращение ЭВМ в компьютер заняло от силы 50-60 лет, а то и менее обозначенного срока. Человек начала XX века мог спокойно обходиться без калькуляторов и компьютеров, пользуясь для счета обычными счетами, а для письма чернилами и листами бумаги. Сегодня мы и представить себе не можем, как это писать обычные бумажные письма, проводить все расчеты в уме, большую часть этой работы за нас делает компьютер.

Мы не можем представить себе

Жизнь без ванной комнаты, оснащенной стиральной машиной, способной не только выстирать белье, но и просушить и даже прогладить вещи, но наши прабабушки для стирки белья пользовались обычными бадьями, а сельские жители и вовсе стирали все свои вещи в реке, используя вместо порошка речной песок.

На каждой современной кухне стоит хорошая газовая, или электрическая плита, посудомоечная машина, возможно микроволновка и обязательно холодильник.

Некоторые кухни дополнительно оснащены посудомоечными машинами и другой техникой заметно упрощающей процесс приготовления еды. На кухне каждой гостеприимной хозяйки прошлого столетия имелся самовар, стол и стулья, обычная буржуйка для приготовления пищи, а также умывальник для мойки посуды и рук. Ни о каких технических новинках речи не шло, в деревнях всю пищу готовили в русской печи, что могло отнять большую часть дня.

Наверняка в каждой гостиной нашего времени, вне зависимости от того, находиться ли дом в деревне, или же городе имеется большой телевизор, о существовании которого даже помыслить не могли в прошлом.

На учебу и на работу мы отправляемся не в карете, или санях, а на комфортабельных автомобилях, или общественном транспорте, выбор которого на сегодняшний день просто огромен. Маршрутные такси, троллейбусы, автобусы, трамваи, троллейбусы и метро к услугам любого желающего.

Мир изменился настолько, что узнать его не представляется возможным, точно также как и вернуться к прошлому.

» - четвёртой промышленной революции, которая знаменует собой радикальные перемены в мировой экономике, стиле жизни и многом другом. Умные машины отнимут у людей скучную рутинную работу: не будет кассиров, кондукторов, бухгалтеров, водителей и многих других профессий, предполагающих рутинную деятельность. Зачем доверять человеку то, что машина может сделать лучше и бесплатно? Фундаментом четвёртой промышленной революции станут искусственный интеллект, машинное обучение, big data, 3D-печать, робототехника и нанотехнологии.

Всё это скажется на рынке человеческого труда. По данным World Economic Forum, только в одних Соединённых Штатах к 2020 году исчезнет почти 5 миллионов рабочих мест. Первый удар придётся по клеркам и обслуживающему персоналу. А ведь когда-то они были основой постиндустриальной экономики.

Чем нам это грозит?

Четвёртая промышленная революция изменит наше отношение к труду как единственному источнику дохода. В какой-то момент мы перешагнём порог, за которым эффективность машинного труда в рутинных операциях будет экспоненциально расти и многократно превзойдёт эффективность труда человеческого. Индустриализация 4.0 придёт вместе с универсальными программными и аппаратными средствами. Если у вас есть автоматические роботы-пылесосы, вы можете представить себе масштаб грядущих изменений. Пусть сейчас эти машины неуклюжи, но, поверьте, это лишь вопрос времени.

В мире индустриализации 4.0 работа будет нужна либо чтобы иметь сверхдоход, либо для удовольствия. Но совершенно точно никто не заставит нас класть свою жизнь на её алтарь.

На сегодняшний день мы живём в парадигме, где работа является основным источником дохода. Иными словами, мы работаем, чтобы жить. Зачастую работа отнимает значительную часть времени, но не приносит радости. Этот привычный ритм жизни не меняется уже достаточно долго. Что же делать?

Представьте, что государство ответило на ваш вопрос - всю рутинную работу выполняет специально обученная машина, а вы раз в месяц просто получаете фиксированную сумму, которая способна покрыть ваши основные расходы. Вы не будете иметь возможности что-то отложить, купить лишнего, но всегда будете уверены, что не пропадёте даже в самый голодный год.

Безусловный базовый доход, или ББД - это фиксированная сумма, которую получает каждый гражданин страны вне зависимости от рода деятельности, социального статуса и дохода. ББД даёт пространство для манёвра при выборе профессии и самореализации.

Согласно этой концепции, с внедрением ББД и развитием индустриализации будущего работа не будет самоцелью. Людям не придётся работать, чтобы выжить. У них будет больше времени на себя. Может наступить золотой век человечества, как думают идеалисты. У братьев Стругацких это называется «Полдень человечества».

Безусловный базовый доход в условиях четвёртой индустриализации поможет освободить бюджет от социальных обязательств и бюрократии. ББД - это все пособия в одном. Но тут есть две позиции: за внедрение ББД и сохранение пособий с одной стороны, и за полный отказ от пособий в пользу ББД - с другой. Предполагается, что ББД сглаживает социальное неравенство и предотвращает социальный взрыв, поддерживая в обществе необходимый консенсус относительно уровня доходов.

Примерно как было в СССР - все были одинаково бедные. В нашем случае все одинаково минимально обеспечены. Это не мешает работать в своё удовольствие.

Однако ББД - не вещь в себе. Он часть системы: экономики, политики и общества. На сегодняшний день ни одна страна в мире не готова пойти на всеобщий базовый доход для всего населения страны. Даже богатая Швейцария по результатам всенародного референдума высказывается против ББД . Почему?

  • Для этого потребуется изменение налоговой политики - с введением ББД увеличивается нагрузка на бюджет;
  • Необходимы структурные реформы в экономике, потому что из-за ББД произойдут изменения в потребительских привычках, что повлияет на спрос и предложение;
  • Готовность населения к таким переменам тоже ставится под сомнение. Не все готовы менять свои социальные пособия на какую-то сомнительную утопическую идею;
  • Сильны представления о ББД как возможности для многих лентяев сесть на шею государству.

Не совсем понятно, как будет изменяться институт профессии. Сегодня парадигма такая: мы выполняем работу, получаем за это деньги, а по прошествии времени работа превращается в неотъемлемую часть жизни. Но как можно получать деньги и ничего не делать? Такой когнитивный диссонанс многим не позволяет принять фундаментальную идею ББД.

Первое, что люди говорят, когда слышат про ББД: все же сопьются, поубивают друг друга от безделья и т. д. На самом деле нет. Например, эксперимент в Намибии (не самой богатой стране) показал рост предпринимательской активности и стабилизации социальных отношений на территории ограниченного внедрения ББД.

Пример из жизни

Ещё один замечательный эксперимент проводится с 2013 года в одной бедной деревушке в Кении. Благотворительная организация GiveDirectly собрала несколько десятков миллионов долларов у ведущих IT-компаний Кремниевой долины и решила просто так раздавать по 22 доллара в месяц жителям деревни в течение 12 лет.

Как же быть готовым?

Человеческие творческие способности - это последнее, что мы можем противопоставить искусственному интеллекту. Журналисты, пишущие статьи и расследования, социологи, учителя, преподаватели, программные инженеры, учёные - все те люди, которые занимаются творческим трудом, смогут выжить в мире будущего, если заранее озаботятся получением соответствующего образования. Ищите себя в мире, думайте о будущем, ищите ответы. Не идите лёгкими путями. .

На сегодняшний день все эти разговоры ведутся в абстрактной плоскости, потому что у нас пока нет искусственного интеллекта, подобного человеку. Поэтому теоретические конструкции на эту тему будут выстраиваться ещё некоторое время. Вполне вероятно, что машина способна превзойти нас не только в труде, но и в творчестве. Мы пока защищаемся от этого аргумента лишь своим единственным контраргументом.

Так или иначе, вспомните американского писателя Курта Воннегута, который в своих речах для выпускников постоянно говорил о том, что нужно заниматься тем, к чему лежит душа:

«Занимайтесь любым искусством, музыкой, танцами, пением, актёрской игрой, рисованием, скульптурой, поэзией, пишите эссе, репортажи, делайте это хорошо или плохо, не для денег или славы, но для опыта, чтобы найти то, что сидит глубоко в вас, что заставляет вашу душу расти».

Быть ББД или не быть, зависит только от готовности общества принять эту идею и его способности всё грамотно реализовать. Образование должно следовать за временем и воспитывать в людях новые ценности, учить их новым правилам игры. В противном случае люди будут просто не готовы к новому миру. Они или закроются в старых капиталистических фантазиях о деньгах, как в музыкальном видео Лудакриса и Фарэлла Вильямса, или же останутся без работы.

Смотря на небо, люди мечтали летать, как птицы, быстро передвигаться, иметь все в благосостоянии. Так возникли сказки о коврах-самолетах, сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, чудо – печки, которая сама печет. А настойчивая человеческая мысль постепенно превращала мечты в действительность. Ученые, например, исследовали, что больше двухсот фантастических проектов, описанных в книгах Жюля Берна, спустя некоторое время были осуществлены.

Научно-технический прогресс развивается так бурно, что мечты даже не успевают за ним. Обычными стали полеты в космос, спутниковая связь, компьютеры, промышленные работы, видеотехника. С помощью их человечество получило практически неограниченные возможности.

А что потеряло? Потерь тоже, на мой взгляд, много. Чтение художественных книг заменил бездумный просмотр телевизионных передач, переписка и общение – короткие телефонные разговоры, классическую музыку – набор электронно-металлических звуков. Большинство людей страдают от гиподинамии, так как пользуются услугами машин, лифтов и от разных новейших болезней, связанных с техногенными авариями. Бесспорно, мы уже не можем теперь обойтись без достижений научно-технического прогресса. Но следует заботиться о том, чтобы его влияние было менее вредным для окружающей среды и для человека. Даже очень красивое искусственное никогда не заменит естественного, как кислородная маска или кондиционер – свежего лесного или степного ветра, а компьютерные игры – игры с друзьями в мяч на зеленом поле.

    Люди всего мира любят спорт и игры. Спорт оздоравливает людей, держит их в форме, делает более организованными и дисциплинированными. Некоторые люди занимаются спортом ради здоровья, а некоторые - профессионально. В каждом городе много стадионов, спортплощадок,...

    Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я...

    2 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета. Она вывела на орбиту корабль-спутник “Восток” с человеком на борту. Юрий Гагарин, первый космонавт Земли, вспоминал потом, что когда он только готовился к полету, ему, как, вероятно, и тебе...

    1 вариант Народная обрядовая культура является основой нашей национальной культуры. О многих народных обрядах и обычаях, хотя и позабытых, но не утраченных до конца, мы узнаем из\" рассказов наших бабушек и дедушек. С некоторыми мы знакомимся...

    Что такое нравственность? Энциклопедический словарь говорит, что это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. То есть, нравственность в широком смысле, это...

People in contemporary world can hardly imagine their lives without machines. Every day either a new gadget is invented or an old one is improved. Different people appreciate new inventions differently. Some suppose that sophisticated gadgets are really useful and necessary, while others find them absolutely awful as they influence people badly. As for me, I am pretty sure that gadgets make people`s lives easier.

Firstly, they do all kinds of dirty and hard work, as cleaning. Secondly, devices can save a lot of time as well as storage space. For instance, a computer disk can contain the same amount of information as several thick books.So, machines help people in different spheres.

However, opponents of this point of view are definitely sure that gadgets affect people negatively. People are reluctant to work due to the influence of machines. People become lazy and disorganized. They just expect their latest gadgets to do everything instead of them. Moreover, according to scientists, a great number of widespread devices produce radiation that can cause serious health problems. Furthermore, more and more people are becoming addicted to their modern gadgets, for instance computers, TVs or mobile phones. So, they neglect their home obligations, work or school and spend all their spare time in front of a laptop screen or a TV-set.

In conclusion, I firmly believe that in spite of all drawbacks, gadgets have, their benefits are much more considerable, as they save people`s time and let them enjoy life.

Перевод:

Современный человек едва ли может представить свою жизнь без машин. Ежедневно или появляются новые устройства, или улучшаются уже существующие. Люди по-разному относятся к новым изобретениям. Некоторые полагают, что сложные гаджеты на самом деле полезны и необходимо, в то время, как другие считают их ужасными из-за их отрицательного влияния на людей. Что касается меня, я абсолютно уверена в том, что новые устройства делают нашу жизнь легче.

Во-первых, они выполняют всю грязную и тяжелую работу, такую как уборка. Во-вторых, устройства экономят как время, так и место. Например, компьютерный диск может вмещать столько же информации, как несколько толстых книг. Итак, машины помогают людям в разных сферах деятельности.

Однако противники этой точки зрения абсолютно уверены в том, что новые изобретения отрицательно влияют на людей. Люди не хотят работать из-за влияния устройств. Они становятся ленивыми и неорганизованными. Они ждут, когда их последние изобретения сделают всё за них. Более того, по мнению ученых, многие широко распространенные гаджеты обладают излучением, которое может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем. Кроме того, всё больше и больше людей становятся зависимыми от компьютера, телевизора или мобильного телефона. Они игнорируют свои домашние обязанности, учебу или работу и проводят всё своё время перед ноутбуком или экраном телевизора.

В заключение, я считаю, что, несмотря на все имеющиеся недостатки, достоинства гаджетов намного более занчительны, так как они экономят время и позволяют людям наслаждаться жизнью!

Каменская Татьяна

Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Научно-технический прогресс (НТП) представляется "великим благодетелем" человечества, которого были лишены праотцы.

Попытаемся разобраться, что дал человеку научно-технический прогресс.

Как жили праотцы, не знавшие научно-технического прогресса? Их жизнь рисует нам точное слово Библии. По этому слову Авель был пастырем скота, а Каин - земледельцем. Таким образом, Господь прямым ли научением или через творческий поиск человека дал первым людям умения, обеспечивающие их пищей, одеждой и достаточным для тех климатических условий жилищем (шатрами из шкур). На этих умениях человечество прожило несколько тысячелетий, да и до сих пор пищу нам дают земледелие и скотоводство.

Достаточно ли этих умений для человеческого благополучия? Не будем брать в пример святых людей, которые и в нашем-то веке умудряются жить, как древние патриархи, и по знать такое блаженство, которое никто в мире познать не может. Возьмем подобных нам обыкновенных людей. Конечно, мы не можем вызвать их из глубины веков и расспросить, но о состоянии их душ свидетельствует сотворенное ими искусство, в особенности литература.

О чем радовались наши далекие предки? О том ли, что они освоили новую технологию укладки дороги, или изобрели новые, более прочные ткани, или усовершенствовались в кораблестроении? Нет, они радовались о том же, о чем радуемся мы: о красоте окружающего мира, о любви, о добре, благородстве, живущих в человеческой душе.

О чем они плакали? О том ли, что письма из Греции друзьям в Египет идут слишком долго, а поездка туда слишком трудна? О том ли, что нельзя приготовить пищи в микроволновой печке, а потом хранить ее в холодильнике? О том ли, что нельзя полететь на Луну и высадить туда луноход? Нет, они плакали о том же, о чем плачем мы: о бренности и тленности земного бытия, о метаниях человеческой души, о самовластии греховных страстей, возмущающих мир в человеческом сообществе и в душе каждого человека.

Потому и вечны шедевры искусства, что они говорят о вечных проблемах человека, а значит ни одной из этих проблем научно-технический прогресс не решил.

Чего же все-таки мы достигли? Одной из главных задач, поставленных перед прогрессом еще в эпоху Возрождения (когда он еще не назывался научно-техническим), было освобождение человека от тягот физического труда, то есть того самого "пота лица", которым наказал Господь человека за грех. Казалось бы, мы достигли колоссальных успехов: сеялки, веялки, уборочные машины, доилки, поилки и прочее в сельском хозяйстве; экскаваторы, подъемные краны и множество машин и станков в промышленности; пылесосы, стиральные и моющие машины, программируемые плиты и печи в домашнем хозяйстве. Но каков же результат? Большинство людей как белки в колесе мечутся, добывая хлеб насущный, а некоторым, как в древние времена, приходится трудиться непосильно. Как в древности, так и теперь есть люди, которые умудряются не трудиться и жить за счет других, и этих людей как тогда, так и сейчас поражает моральное разложение, худшее, чем непосильный труд… Единственное заметное изменение - это замена преимущественно физического труда на преимущественно умственный. В результате меняется и форма переутомления: вместо усталых, ноющих мышц - издерганные нервы и "едущая крыша", но вряд ли такими изменениями можно гордиться.

Другая благородная цель, которую ставили приверженцы научно-технического прогресса - победить нужду, то есть через достигнутое с помощью научно-технического прогресса материальное изобилие накормить голодных, одеть холодных и т.п. Успехи научно-технического прогресс в материальном производстве превзошли всякие ожидания, но желаемого результата мы не достигли. Хотя очевидно, что сегодняшний производственный потенциал способен накормить, одеть и дать крышу над головой всему земному населению, однако из-за черствости, жадности и эгоизма людей этого не происходит, и множество людей не имеют самого необходимого.

Отметим еще одну сторону проблемы имущественного не равенства: помимо людей, действительно лишенных необходимого, гораздо большее количество людей чувствуют себя обделенными из-за зависти к более богатым. Чувство же зависти невозможно насытить никаким научно-техническим прогрессом, и древний скотовод с одной козой, взирая на соседа с двумя козами, чувствовал себя так же плохо, как и владелец "жигулей", взирающий на владельца "мерседеса".

К чему же мы пришли? Несмотря на усилия множества лучших умов человечества, огромный багаж добытых знаний, множества созданных на основе этих знаний остроумнейших технологий, приблизиться к поставленным целям нам не удается.

Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам жизненно важными. Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок научно-технического прогресса, освоенных в обиходе в самое последнее время. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский написал все свои сочинения от руки, великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому посчастливилось дожить до пишущих машинок, а сейчас каждый первоклассник печатает "мама мыла раму" на компьютере и искренне уверен, что без компьютера он не сможет приготовить уроки.

Другой пример - происходящая на наших глазах мобильная телефонизация всей страны. Лет пятнадцать назад нас волновало множество вещей, но не отсутствие мобильной связи, а сегодня кажется, что жить без нее очень плохо.

Конечно, и общество подстраивается под внедрения научно-технического прогресса, делая их необходимыми. (Если задания у первоклашек будут принимать только напечатанными на принтере, то в самом деле, без компьютера уроки не сделать.)

Итак, реального движения к поставленным целям не происходит, но наша жизнь становится зависимой от все большего и большего количества вещей, то есть мы как бы "подседаем" на каждый внедренный в жизнь продукт научно-технического прогресса. Мы как будто бежим изо всех сил вперед, но остаемся на месте.

В чем же причина этого бега на месте? Чтобы ответить на этот вопрос подробно, потребовался бы отдельный трактат, но можно указать три основные причины, а каждый читатель пусть сам попытается проследить действие этих причин в окружающей жизни.

Первая причина коренится в человеческой природе, которая в одних своих свойствах неизменна, а в других если и меняется, то не под влиянием научно-технического прогресса, но под действием совсем других сил. Душа человека сотворена Богом так, что насыщается только духовной пищей, а материальные блага, сколько их не давай, насытить ее не способны. С другой стороны, душа человеческая после грехопадения подвластна греховным страстям. Страсти эти, бушуя в душе отдельного человека и в обществе в целом, не позволяют правильно использовать плоды научно-технического прогресса.

Вторая причина заключается в том, что премудрость человеческих творений, каких бы высот она ни достигала, есть ничто по сравнению с непостижимой до конца для человека премудростью Божиего мироустройства. Здесь мы должны вспомнить еще одну задачу, поставленную человеком перед научно-техническим прогрессом,- вернуть утраченную при грехопадении власть человека над природой. Отметим, что власть эта понимается как насильственно добываемая в некой войне с природой. Вспомним, например, хорошо знакомый всем старше сорока висевший в школах плакат: "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача". Вспомним слова песни В. Высоцкого о физиках: "Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра..." Вспомним, наконец, стихи для детей младшего возраста, написанные С. Маршаком о строительстве Днепрогэса: "Человек сказал Днепру: я стеной тебя запру... Но ответила вода: ни за что и никогда" . Становится ли человек победителем в этой войне? С одной стороны, он в чем-то покоряет природу. С другой - дерзко нарушает равновесие мира, устроенного Богом для благополучного обитания человека.

Можно ли организовать экономическую жизнь, используя все достижения человеческого разума, но в содружестве с природой? Да, и примеры такого экономического устроения жизни являют нам некоторые монастырские хозяйства. Особенно яркой иллюстрацией служит Соловецкий монастырь, где монахи в суровых условиях Приполярья сотворили настоящее чудо. На Соловецких островах, до появления монахов вообще не пригодных для постоянного жительства, зацвели сады, яблоки из которых подавались к самому царскому столу. Следы монастырского благоустройства Соловецких островов видны и сейчас и поражают воображение даже далеких от веры экскурсантов, приезжающих в эти святые места. К сожалению, магистральный путь развития цивилизации пошел в другом направлении.

В Божием мироустроении учтено все, а человек не в состоянии предвидеть и десятой доли последствий своих действий. В результате эти непредвиденные последствия часто сводят на нет все плоды человеческих усилий. Это техногенные и экологические катастрофы, которые пока поражают нас локально, но грозят поразить глобально. Это загрязнение среды обитания человека и истощение энергетических ресурсов, это уничтожение животного и растительного мира и изменение климата. Техногенное изменение климата привело к тому, что уже сегодня сводки новостей пестрят сообщениями о стихийных бедствиях. Бесконечные наводнения, лавины, тайфуны, извержения, землетрясения создают для нас ощущение осажденного города, и хотя научно-технический прогресс дал человеку мощные средства защиты от стихийных бедствий, он же сделал человека и более уязвимым. Ведь теперь наша нормальная жизнь зависит от множества вещей: транспорта, связи, энергоснабжения, водоснабжения, канализации и т.д., а все это подвержено разрушительным ударам стихии.

Третья причина заключается в том, что поскольку цели научно-технического прогресса не соответствуют Божиему определению о человеке, то Господь разрушает плоды человеческих усилий. В такую ситуацию человечество, как нам повествует Библия (Быт. 11, 1-9), уже попадало при строительстве вавилонской башни. Тогда люди восхотели построить башню до неба, а Господь вместо одного, общего для всех людей языка дал разным родам разные языки, так что люди перестали понимать друг друга и вынуждены были бросить свой труд. С высоты наших сегодняшних знаний тогдашний замысел людей кажется до смешного наивным. До какого неба они хотели достать? Физического неба, как какой-то определенной поверхности, как мы сегодня знаем, не существует. Достать же до духовного неба, то есть места обитания Бога и ангелов, никакой башней невозможно (хотя и сегодняшняя атеистическая пропаганда в своих примитивных формах доходит до высказываний типа: "В космос летали, а Бога не видали". ) Да, затея с башней крайне наивна, а не такой ли наивной глупостью выглядят планы достичь человеческого счастья с помощью кучи материальных благ? Это наивно и глупо не только с точки зрения библейского учения о человеке, но и с точки зрения простого человеческого опыта. Более того, этот план пагубен. Поэтому Господь, разрушивший тогда план вавилонских столпотворителей, разрушает и теперь планы строителей научно-технического прогресса, сохраняя для человека спасительный труд в поте лица своего ради хлеба насущного.

Пагубность мира изобилия для человека понимают и люди, не просвещенные библейским учением о человеке, но способные объективно смотреть на мир. В западной литературе возник целый жанр "антиутопии", где писатели рисуют яркие картины плачевного состояния достигшего изобилия человечества.

Обсуждение проблемы научно-технического прогресса можно было бы продолжать еще очень и очень долго, но, как нам кажется, мы указали основные направления мысли, которые читатель может развивать самостоятельно, наблюдая за развитием научно-технического прогресса в мире. Для многих, в том числе и для многих чад Церкви, приведенные выше соображения покажутся странными или даже отталкивающими, так как представление о пользе научно-технического прогресса прочно укоренилось в человеческой идеологии. Однако на деемся, что и таким читателям мы подсказываем новые темы для размышлений, и самостоятельная работа мысли может раз рушить в них устоявшиеся стереотипы.

По книге "Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии"