О правовом регулировании государственных корпораций. Цель курса «Корпоративное право Государственное регулирование деятельности корпораций

Введение 3
Глава 1. Понятие корпорации и корпоративной деятельности, публичные и непубличные корпорации 6
1.1.Понятие корпоративных юридических лиц и корпоративной деятельности 6
1.2. Понятие публичных и непубличных корпораций, особенности и проблемы их регулирования 11
Глава 2. Образование и управление корпорацией 17
2.1. Образование корпорации 17
2.2.Государственное регулирование аффелированных лиц и сделок с заинтересованностью 24
Заключение 31
Литература и нормативный материал 33

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью развития российской экономики, привлечением иностранных инвестиций, совершенствованием управления корпораций, в том числе и с государственным участием и особенно относящихся к естественным монополиям.
Актуальность темы исследования правового регулирования корпораций в РФ, определяется и многочисленными проблемами правоприменительной практики, что, отчасти связано с проблемами правового регулирования и неоднозначным пониманием ряда ключевых элементов организации и деятельности корпораций в теоретической сфере.
Именно поэтому, исследование правового регулирования организации, деятельности, управления корпораций, защиты прав их участников, особенно такого их вида как акционерных обществ и ряд других, находятся под пристальным вниманием, как законодателя, так и представителей науки и практики.
правовые изменения, необходимость совершенствования организации и деятельности корпораций, как нами отмечалось, интеграция в международное экономическое пространство, создание трансграничных корпораций, способствуют не только не ослабевающему интересу исследователей, но и изданию новых монографических работ, диссертационных изысканий. Среди авторов, чьи работы увидели свет в последние годы, следует отметить М.А. Салфетникова, Р.О. Фатхуллина, Д.Б. Гапоненко, Е.О. Дмитриева, А.В. Павоюка, Е.В. Филипповой, и других авторов.
Отдавая должное проводимым исследованиям, отметим, что много проблем теоретического и практического характера остаются не решенными.
Объектом исследования выступают общественные отношения при организации и деятельности корпораций как субъектов гражданского оборота.
Предметом исследования – теоретические представления ученых о сущности корпораций, а также нормы, регулирующие отношения в сфере создания, деятельности корпораций.
Целью исследования — выявление на основе действующего законодательства и правоприменительной практики, проблем правового регулирования организации и деятельности корпораций и формулирование предложений по его совершенствованию.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и правовое регулирование корпоративных юридических лиц;
— рассмотреть особенности публичных и непубличных корпораций;
— рассмотреть процесс образования корпорации;
— рассмотреть регулирование сделок с заинтересованностью и аффелированностью.
Методологическую основу проведенного исследования составил диалектический метод познания общественных отношений, который состоит в выявлении общей тенденции развития организационно-правовой корпоративной формы и его практического использования и взаимосвязи соответствующих процессов. Обобщение явлений и процессов в организации и деятельности корпораций, анализ правовых дефиниций и категорий, правоприменительной и судебной практики осуществлен с помощью системного метода и метода анализа и синтеза. Сравнительно-правовой метод использован для выяснения преимуществ и недостатков корпораций как организационно-правовой формы хозяйствования и факторов их практического использования, а также при анализе содержания соответствующих правовых норм национального законодательства и законодательства других стран. Исторический метод применялся при определении генезиса развития организации и правового регулирования корпораций, а формально-логический и логико-юридический — для анализа соответствующего законодательства и конструирования предложений по его усовершенствованию.

Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.10.2016)
3. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 01.09.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью»
5. Федеральный закон от 19.07.1998 N 115-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
6. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016)
7. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 01.09.2016) «Об акционерных обществах»
8. Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
9. <Письмо> Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского Кодекса Российской Федерации Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.05.2012 N 151 <Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с исключением участника из общества с ограниченной ответственностью>
10. <Письмо> Банка России от 18.08.2014 N 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
11. <Письмо> Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

12. Судебная практика
13. Определение Конституционного Суда Российской Федерации «По жалобе гражданина Саттарова Шавката на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 84 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 02.11.2011 N 1486-О-О. // СПС Консультант Плюс
14. ФАС ВСО от 09.07.2014 по делу N А33-18502/2014// СПС Консультант Плюс

15. Литература

16. Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Павлюк А.В. — М., 2013. — 22 c.
17. Административно-правовой статус государственных корпораций: монография / Салфетников М.А. — М.: Юрлитинформ, 2013. — 144 c.
18. Андреев В.К. Корпорация как самостоятельный субъект права // Гражданское право. — М.: Юрист, 2015, № 1. — С. 7-13
19. Аффилированные лица как правовой институт и правовое средство разрешения конфликта интересов в сфере предпринимательской деятельности. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Эбралидзе Л.Д. — Казань, 2014. — 26 c.
20. Ахметова Ю.В. Акционерное общество как субъект корпоративных прав // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета. — : Изд-во Казан. ун-та, 2011, Вып. 12. — С. 53-58
21. Бурлака С. Н. Корпорации в российском гражданском праве // Экономика, общество, человек: теория, методология, реаль- ность [Текст] : сб. науч. публикаций: [в 2 ч.] / [отв. за вып. Д. А. Карх]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. Ч. 1. – 221 с с.140-144
22. Гражданско-правовая ответственность членов совета директоров акционерного общества. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Филиппова Е.В. — М., 2014. — 26 c.
23. Иностранные корпорации и иностранные инвестиции в России (XIX — начало 30-х гг. XX вв.): историко-правовое исследование. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Гапоненко Д.Б. — Саратов, 2014. — 21 c..
24. Правовое положение транснациональных корпораций. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Фатхуллин Р.О. — М., 2014. — 23 c.
25. Сделки с заинтересованностью в практике акционерных обществ: проблемы правового регулирования / Габов А.В. — М.: Статут, 2005. c.5
26. Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Грищенко О.И. — М., 2014. — 33 c
27. Холмецкая Е.А. Корпоративное право как социальная система // Вестник Омского университета. — : Изд-во ОмГУ, 2011, № 4 (29). — С. 32-41

Общий объем: 35 стр.

Год: 2017

Цель – рассмотреть методы государственного регулирования корпоративной деятельности. уяснить значение государственного контроля и регулирования в сфере экономики.

План:

1. Понятие государственного регулирования экономики. Предпосылки усиления вмешательства государства в экономику.

2. Государственный контроль за деятельностью корпораций: общая характеристика и виды.

3. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности.

1. Понятие государственного регулирования экономики. Предпосылки усиления вмешательства государства в экономику.

Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям.

По мнению ряда ученых, усиление государственного вмешательства в экономику в условиях интенсивного развития промышленности является процессом объективным, предопределенным рядом предпосылок:

Экологические проблемы – человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на земле, делая их непригодными для человека; контроль за использованием природных ресурсов под силу только государству, посредством осуществления определенных мер, как – то: введение льгот за сокращение производства, выдача лицензий, установление экологических норм и проч.

Политические причины, которые не позволяют государству играть роль пассивного наблюдателя; прочность государства как социального института зависит от экономики; экономический упадок, различного рода экономические кризисы, делают неустойчивой саму власть. Государство вынуждено заниматься экономическим прогнозом и заранее принимать меры против дисбаланса в экономических отношениях.

Предотвращение стратификации общества – провозгласив принцип всеобщего равенства, государство обязано позаботиться об инвалидах, престарелых, малоимущих, малолетних и т.д., для чего государство должно взять на себя неблагодарную миссию перераспределения материальных благ – изъять часть произведенного продукта у наиболее обеспеченного слоя общества – предпринимателей, и распределить его среди малообеспеченных слоев населения (пособия, ночлежки, детские дома, система индексации заработка и проч.).

Необходимость жесткого контроля за теми сферами бизнеса, где со всей очевидностью просматривается угроза безопасности населения; бизнес все более активно использует сложные технологии, незначительные отступления от которых могут нанести существенный вред обществу, поставить под угрозу здоровье и жизнь людей (производство медикаментов, перевозка воздушным транспортом и т.д.).



Участие в мировом разделении труда, принадлежность к тому или иному блоку вынуждает государство прогнозировать свою экономическую политику, а также прибегать в целях решения сугубо политических вопросов на международной арене вводить различного рода экономические ограничения: экономические санкции, запрет на экспорт, лицензии, пошлины и проч.

2. Государственный контроль за деятельностью корпораций: общая характеристика и виды.

Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью осуществляется в нескольких формах:

1.Владение государственными предприятиями и организация их деятельности. Согласно законодательству Республика Казахстан может иметь в собственности предприятия и заниматься предпринимательской деятельностью. Управление этими предприятиями, в основном доминирующими на транспорте, в энергетике, в сфере связи, обороны и т.д., возлагается на государственные исполнительные органы. Таким образом, владея государственными предприятиями, государство само же контролирует их деятельность.

2.Контроль за размещением и строительством предприятий. Ошибки в размещении производства могут нанести существенный вред: безработица со стороны людей, вовлеченных в производство, имущественные потери. Государственные органы, располагающие большей информацией, чем бизнесмены, будут контролировать размещение предприятий, что позволит уменьшить процент ошибок в размещении производства, а также позволит государству одновременно осуществлять структурную политику, регулировать территориальные пропорции, заботиться о развитии инфраструктуры, о социальной политике и т.д. Методы же могут быть либо жесткими (выдача лицензий, заключение контрактов со строительными фирмами), либо мягкими (дача рекомендаций на размещение производства).

3.Финансовая помощь или финансовое участие. Это могут быть собственные капиталовложения (как правило, направляются на развитие инфраструктуры), а также дотации, инвестиции выдаваемые как частному сектору, так и государственным предприятиям.

4.Экологический контроль. Он может быть представлен непосредственным осуществлением мер природоохранного характера, экономическим стимулированием и поддержкой природоохранной деятельности предприятий (выдача субсидий, займов, кредитов, налоговые льготы и проч.), нормативным регулированием природоохранной деятельности (установление экологических нормативов, платежей за загрязнение окружающей среды), практической реализацией этих норм (инспектирование предприятий, наложение штрафных санкций).

5.Санитарный контроль. Особое значение здесь должно быть придано решению вопроса о субъектах контроля. Т.е. не должно быть монополизации того или иного участка контроля в руках одного государственного органа, поскольку это может служить почвой коррупции, но и не допустима ведомственная разобщенность в контроле.

6.Пожарный надзор.

7.Контроль качества продукции, прежде всего пищевой и медикаментов. Наилучшим методом контроля в данном случае является не взимание штрафных санкций за некачественный товар, а выдача подтверждающих стандарт свидетельств, лицензий на выполнение того или иного вида деятельности.

8.Система лицензирования во внешней торговле. Выдача уполномоченными государственными органами специальных разрешений на ввоз, вывоз, транзит определенного количества товаров, свободное перемещение которых не допускается.

9.Установление трудового и социального законодательства т.е. в целях сохранения человеческих ресурсов установление в нормах правах пределов использования рабочей силы: минимальная заработная плата и отпуска, максимальная продолжительность рабочего времени, ограничения на право увольнения работников, установление квот приема на работу инвалидов, охрану труда женщин и подростков, соблюдение правил техники безопасности.

10.установления трудового и социального законодательства, - антимонопольный контроль, основные меры в данном случае могут и должны быть достаточно суровыми, как то: значительные штрафы, вынесение решений о ликвидации фирм или их реорганизации путем разделения, вынесение предписаний о продаже составных частей корпораций, запреты на слияние предприятий.

11.контроль за ценами, наиболее целесообразным в данном контексте использовать политику доходов, например, устанавливать максимальные пределы роста цен и заработной платы.

12.ответственность перед вкладчиками, появление данного вида государственного контроля предопределено проблемами существования на начальных этапах становления рыночной экономики финансовых пирамид, как одного из наиболее серьезных способов мошенничества, при котором страдает значительная часть населения, поэтому в целях предотвращения манипулирования инвестициями установлен данный вид контроля.

Таким образом, прямой государственный контроль над корпоративной деятельностью достаточно обширен и оправдан, так как сферы на которые он распространяется, затрагивают жизненно важные общественные интересы. И именно те страны, где государственный патернализм был выше, осуществили переход к рыночной экономике с гораздо большей легкостью, так как там использовались более мощные инструменты.

Помимо перечисленных выше средств прямого контроля, государство располагает и такими, которые позволяют оказывать на предпринимательскую деятельность косвенное влияние:

Налоги, которые представлены двумя разновидностями – прямые (изымаемые из доходов или с имущества) и косвенные (касаются определенных операций и включатся в цену товара – акцизы, таможенные пошлины).

Налоговые льготы, с помощью которых государство определяет приоритеты в социально – экономическом развитии страны либо строит региональную политику.

Влияние на динамику цен и доходов, например, ограничение денежных средств в обороте может привести к снижению цен, а кредитно – фискальные меры (повышение налогов, ограничение инвестиций и гос.закупок) приводят к ограничению спроса.

Регулирование занятости и профессиональной подготовки работников, напрмер, взыскивать с предпринимателей плату за каждого освобожденного работника, вставшего на учет на бирже труда, либо, наоборот, выплачивать ему вознаграждение за прием на работу безработных, а также путем определения сети образовательных учреждений, готовящих специалистов нужных профессий.

Стимулирование конкурентоспособности предприятий с помощью комплекса правительственных мер, направленных на развитие одной или нескольких отраслей (государственные закупки, поддержка венчурных или рискованных фирм).

Осуществление мероприятий по развитию инфраструктуры того или иного региона в целях стимулирования притока капитала в данную местность.

Прогнозирование и обеспечение бизнеса полученной в результате прогнозирования информацией, у нас пока практически не используется, но, например в Японии, ежегодно публикуются такие экономические прогнозы, которые в большей стпени служат скорее справочным материалом.

Прямые и косвенные способы регулирования корпоративной деятельности не являются взаимоисключающими, а скорее должны дополнять друг друга.

3. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности.

Пределы корпоративного регулирования - это установленные законом рамки, в которых корпорациям предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Для установления пределов корпоративной деятельности используется множество средств и способов. К ним относятся следующие.

2. Политические нормы. В основном они содержатся в Конституции, но могут содержаться и в преамбулах других нормативно – правовых актов. Например, человек провозглашен высшей ценностью, следовательно, корпорации не могут устанавливать корпоративные нормы, умаляющие его права и свободы.

3. Программные положения. Они необходимы для того, чтобы в процессе регулирования очертить для субъектов права перспективу социального развития.

4. Целевые установки, определяющие стратегию в процессе правового регулирования. Если целью общественного развития является повышение благосостояния народа, то усиление милитаризации экономики, переключение деятельности большинства корпораций в данном направлении вряд ли будет способствовать достижению вышеназванной цели.

5. Задачи общества, государства, закрепленные в том или ином нормативном акте определяют тактику в правовом регулировании. Например, в ЗоТ РК одной из задач является повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся. Следовательно, вопрос о выплате дивидендов участникам акционерного общества должен быть увязан с вопросом о том, достойную ли заработную плату получают наемные работники АО.

6. Правовые принципы определяют требования, обращенные к субъектам корпоративной деятельности, выраженные в обобщенной форме.

7. Установление пределов осуществления прав, в разных отраслях права эти пределы различны.

8. Установление способов защиты и самозащиты прав корпораций.

9. Фиксирование временных границ (сроки исковой давности, обжалования, опротестования и проч.).

10. Установление стандартов.

Контрольные вопросы:

1. Что такое государственное регулирование экономики.

2. Какие органы государства занимаются регулированием бизнеса.

3. Какие средства использует государство для прямого регулирования бизнеса.

4. Как можно косвенно влиять на бизнес.

5. Как можно в законодательном порядке упорядочить предпринимательскую деятельность.

А. С. АКИМОВ, Д. М. СТРИХАНОВА1

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

1 Московская государственная юридическая академия имени О. Е Кутафина

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

В 2007 году были приняты федеральные законы о создании 6 крупных государственных корпораций , причем каждая корпорация создана специальным федеральным законом. В работе проведен анализ Гражданского кодекса, федеральных законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих процесс создания и деятельность государственных корпораций. Определен целый ряд зна­чимых проблем, связанных с деятельностью государственных корпораций.

До 2007 года государство всего дважды использовало возможность создания государственных корпораций: в 1999 году была создана госу­дарственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» , которая в 2003 году была преобразована в «Агентство по страхованию вкладов» в соответствии с принятым федеральным законом . На агентство возложено выполнение трех взаимосвязанных общественно значимых функций, направленных на формирование комплексной системы защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков, поддержание стабильности банковской системы , а именно: страхование банковских вкладов, осуществление мер по предупреждению банкротства банков, управление ликвидационными процедурами в несостоятельных кредитных организациях (т. е. функции конкурсного управляющего при банкротстве банков, привлекающих средства физических лиц). Таким образом, до 2007 года государственные корпорации создавались в исключительных случаях в финансовой сфере на стыке полномочий Правительства РФ и Центрального банка РФ. При этом во всех законах весьма подробно определялись принципы и порядок деятельности данных корпораций, а также регу­лирование в соответствующих областях, что в известной мере компенсировало чрезмерную рамочность (недетализированность) базовых норм закона о некоммерче­ских организациях (1996 г.), определившего го­сударственную корпорацию как самостоятель­ную организационно-правовую форму.

В 2007 году были приняты федеральные законы о создании 6 крупных государственных корпораций с весьма значимыми задачами экономиче­ского, социального и политического характера:

2) Российская корпорация нанотехнологий (ГК «Роснанотех») (июль 2007 г.) – для содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитию инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспек­тивных нанотехнологий и наноиндустрии ;

3) Фонд содействия реформи­рованию жилищно-коммунального хозяйства (июль 2007 г.) – для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных меха­низмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосбе­регающих технологий путем предоставления финансовой под­держки за счет средств Фонда ;

4) Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой») (октябрь 2007 г.) – для осуществления управленческих и иных общественно-полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строи­тельстве, с проектированием, строительством, реконст­рукцией и организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для раз­вития города Сочи как горноклиматического курорта ;

5) Государственная корпорация по содействию разработкам, производству и экспорту высо­котехнологичной промышлен­ной продукции «Ростехнологии» (Государственная корпо­рация «Ростехнологии») (ноябрь 2007 г.) – для содействия разработке, производству и экспорту высокотехно­логичной промышленной продукции путем обеспечения под­держки на внутреннем и внешнем рынках российских организа­ций – разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в органи­зации различных отраслей промышленности, включая оборон­но-промышленный комплекс ;

6) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (Государственная корпорация «Росатом») (декабрь 2007 г.) – для проведения государственной политики, осуществления норма­тивно-правового регулирования, оказание государственных ус­луг и управления государственным имуществом в области ис­пользования атомной энергии, развития и безопасного функ­ционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обес­печения ядерной и радиационной безопасности, нераспростра­нения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования , осуществле­ния международного сотрудничества в этой области .

Эти корпорации получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имуще­ства (средства федерального бюджета и Стаби­лизационного фонда; различные производствен­ные и финансовые активы), обеспечивающие их деятельность на длительную перспективу.

Таким образом, процесс создания и деятельность государственных корпораций регулируется специальными федеральными законами, а также принятыми на их основе другими нормативно-правовыми актами. В ГК РФ государственные корпорации упоминается лишь дважды, что примечательно в ст. 50 о них нет упоминания вообще, что свидетельствует о их временной и нестабильной форме . Закон «О некоммерческих организациях» определяет государственную корпорацию как не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданную на основании специального федерального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций . Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации, причем нормы указанного закона имеют приоритет перед нормами ФЗ «О некоммерческих организациях». Для создания государственной корпорации также не требуется учредительных документов , предусмотренных ст. 52 ГК РФ. Источниками формирования имущества государственной корпорации по закону является имущественный взнос Российской Федерации и другие источники, в числе которых регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом об учреждении корпорации. Имущество государственной корпорации находится в собственности самой корпорации. Любая государственная корпорация должна создаваться специальным федеральным законом. Порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации также должен определяться отдельным законодательным актом. Это уже подчеркивает особый статус таких организаций и предопределяет их небольшое количество.

Анализируя вышесказанное, можно выделить следующие черты государственных корпораций:

1) это некоммерческая организация, что означает отсутствие получения прибыли в качестве основной цели деятельности и, как следствие, отсутствие обязанности перечисления части прибыли учредителю;

2) это не имеющая членства организация, что подразумевает строго фиксированное участие в государственной корпорации, т. е. в государственную корпорацию не могут быть приняты иные лица и, соответственно, никто, кроме российской Федерации, не может приобрести полномочия по управлению государственной корпорацией и контролю за ее деятельностью. Это означает, что частного капитала в государственной корпорации быть не может. В свою очередь, Российская Федерация не может прекратить свое учредительство, не ликвидируя саму государственную корпорацию;

3) это организация, учрежденная Российской Федерацией, от имени которой выступают отдельные государственные органы (например, при формировании органов управления государственной корпорации);

4) создается на основе имущественного взноса Российской Федерации, где имуществом, вносимым с государственную корпорацию, может являться имущество ликвидируемых организаций, имущественные комплексы федеральных государственных унитарных предприятий , бюджетные средства, ценные бумаги , находящиеся в федеральной собственности, права требования по договорам;

5) имущество государственной корпорации является ее собственностью;

6) создается на основании специального федерального закона, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность и который выполняет функции учредительных документов;

7) государство не отвечает по обязательствам государственной корпорации;

8) создается для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению этих целей, что означает строго целевой характер ее деятельности и использования имущества.

Однако поскольку в законе предусмотрено, что особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются в специальном законе, принимаемом при ее создании, то эти черты в каждом конкретном случае могут быть изменены.

Следовательно, государственная корпорация является новой организационно-правовой формой, основанной на новой форме собственности и обладающей имущественной самостоятельностью, которая создается для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций. Имущественная самостоятельность юридического лица предполагает наличие у него некоторого имущества на праве собственности или на каком-либо ограниченном вещном праве (праве хозяйственного ведения или оперативного управления), определенным образом отделенного от имущества других лиц (ч.1 ст. 48 ГК РФ). Итак, имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, становится собственностью государственной корпорации, а не государства как учредителя, которое государственная корпорация использует для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Таким образом, государственная корпорация владеет, пользуется и распоряжается переданным ей Российской Федерацией имуществом на праве собственности.

Создание государ­ственных корпораций породило множество дискуссий о рациональности такого рода деятельности госу­дарства и обусловило целый ряд зна­чимых проблем, касающихся контроля за деятельностью государственных корпораций:

1) нечеткость понятия «общественно-полезные функции» и, соответственно, возможность расширительных трактовок при обосновании необходимости использования данной формы, а также низкий уровень контроля за выполнением возложенных на государственную корпорацию функций;

2) при создании государственной корпорации происходит фактически безвозмездная передача государственного имущества, при этом не установлены какие-либо принципы управления имуществом государственных корпораций, что порождает дополнительные риски, проблемы, связанные с осуществлением контроля за деятельностью государственных корпораций и выполнением возложенных на них функций и задач.

3) из-за минимального вмешательства государства в деятельность государственных корпораций, финансируемую как за счет бизнеса, так и за счёт бюджета, происходит фактически бесконтрольное распоряжение полученными бюджетными средствами, а также имуществом, которое перешло из государственного в госкорпоративное.

Законодательство, регулирующее деятельность государственных корпораций, обладает определенными изъянами, а именно:

1) создание каждой корпорации требует принятия отдельного закона, т. е. получается, что регулирование государственных корпораций осуществляется на индивидуальной основе и в ряде случаев не согласуется с действующим законодательством;

2) «рамочность» принятых законов о создании государственных корпораций, т. е. практически все принятые законы отличаются низким уровнем детализации ус­ловий и принципов деятельности корпораций (за единственным исключением в виде закона о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ) и требуют для обеспечения практической работы принятия ряда подзаконных актов, опре­деления весьма значимых процедур на уровне самой корпорации;

3) низкий уровень «унификации» норм принятых законов о созда­нии государственных корпораций, так как це­ли, задачи и направления деятельности каждой корпорации весьма индивидуальны, но даже в случае близких по сути норм их изложение су­щественно различается, в том числе по деталь­ности и стилистике;

4) в большинстве законов о создании государственных корпораций либо полностью отсутствуют критерии оценки степени достижения их законодательно установленных целей (Ростехнологии, Роснанотех и АСВ), либо критерии отказываются существенно ýже заявленных целей и не позволяют контролировать степень их достижения (Росатом и Внешэкономбанк). Единственным исключением можно считать Олимпстрой;

5) для большинства государственных корпораций не предусмотрены процедуры средне - и долгосрочного планирования , за исключением Росатома (но и здесь нет ограничений на пересмотр показателей программы). В законах не прописаны возможные санкции за невыполнение программ и несоответствие фактических значений показателей целевым, а также процедуры пересмотра программ в подобных случаях по инициативе учредителя.

Важно отметить, что в соответствии с посланием президента РФ Федеральному Собранию 2009 года государственная корпорация рассматривается как бесперспективная форма в современных условиях. Так, корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны быть ликвидированы по завершении их деятельности, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества , контролируемые государством (они либо сохраняются в госсекторе , либо будут реализованы частным инвесторам).

Из всего вышеизложенного следует, что: во-первых, необходимо принятие ряда подзаконных актов в целях детализации условий и принципов деятельности каждой государственной корпорации для обеспечения их практической работы и выполнения задач, определенных федеральными законами об их создании; во вторых, повышение уровня контроля за использованием переданного государственной корпорации имущества и его рационального использования, а также за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций является важной задачей, стоящей перед государством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О реструктуризации кредитных организаций»// Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3477.

2. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2003, № 52 (часть I), ст. 5029.

3. Федеральный закон от 01.01.2001 года №82-ФЗ «О банке развития » // Собрание законодательства РФ, 28.05.2007, № 22, ст. 2562.

4. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О российской корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, N 30, ст. 3753.

5. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»// Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, № 30, ст. 3799.

6. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // Собрание законодательства РФ, 05.11.2007, № 45, ст. 5415.

7. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О государственной корпорации «Ростехнологии» // Собрание законодательства РФ, 26.11.2007, №ч.), ст. 5814.

8. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6078.

1. К основным видам государственного регулирования экономики корпораций можно отнести:

а) регулирование цен и тарифов;

б) регулирование хозяйственных договоров;

в) регулирование обеспечения занятости населения.

2. Прямое регулирование деятельности корпораций осуществляется через:

а) лицензирование;

б) обеспечения безопасности и обороны страны;

3. Косвенное регулирование деятельности корпораций осуществляется через:

а) налоги;

б) защиту окружающей среды и пользование природными ресурсами;

в) ограничение конкуренции.

4. К общенормативным методам регулирования относятся:

а) государственные контракты;

б) введение общих правил;

в) тематические планы.

5. К программно-установочным методам регулирования относятся:

а) государственное содействие частному предпринимательству;

б) статистическая отчетность;

в) целевые программы.

6. К легализующим методам регулирования относятся:

а) формирование государственного бюджета;

б) лицензирование;

в) субсидии.

7. Органом, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг, является:

а) федеральная налоговая служба;

б) федеральная антимонопольная служба;

в) федеральная служба по финансовым рынкам.

8. Органом, регулирующим конкуренцию, является:

а) федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

б) федеральная служба по финансовым рынкам;

в) федеральная антимонопольная служба.

Понятие юридического лица

Юридическим лицом согласно ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1) является организацией;

2) обладает обособленным имуществом;

3) имущество принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или one-ративного управления;

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени осуществлять и приобретать имущественные и личные неимущественные права;

6) может нести обязанности от своего имени;

7) вправе быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный

баланс или смету. Такой баланс или смета являются одним из признаков обособленности имущества юридического лица и самостоятельности организации. Подразделения юридического лица также могут иметь собственный баланс, однако такой баланс не может быть признан самостоятельным, поскольку он не отражает всех затрат на подразделение юридического лица.

Юридическое лицо как участник гражданского оборота обладает правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность и дееспособность юридического лица по многим параметрам отличны от гражданской правоспособности и дееспособности.

Правоспособность юридического лица означает, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Выделяют правоспособность общую и специальную.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Важную роль во взаимоотношениях власти и бизнеса играют национальные и исторические особенности государств. В связи с этим отношения между государством и бизнесом приобретают конкретные формы как под влиянием различий в исторической динамике развития, так и в результате конкретного выбора политического курса, сделанного наиболее сильными факторами, при этом уровни полномочий власти во взаимоотношениях с бизнесом способствовали формированию различных политических основ государства. Основанная на социально значимых принципах эволюция отношений между властью и предпринимательством особенно в странах Запада и стратегия развития современного бизнеса основана, прежде всего, на его репутации, рыночной привлекательности, а также расширенных возможностях доступа к капиталу. Ключевым фактором эволюции отношений власти и бизнеса является наличие акцептованных участниками принципов, правил, кодексов и механизмов, а также практических моделей их реализации.

Деятельность любой корпорации подчиняется двум группам источников права: "общим", адресованным всем субъектам права, и дополнительным или "собственным" источникам права, установленным в каждой конкретной корпорации.

Влияние "общих" источников права на правовое положение корпорации в российской правовой системе является определяющим. В той или иной мере почти каждая отрасль российского законодательства содержит нормы права, адресатом которых выступают корпорации. Основная роль в определении правового положения корпораций принадлежит гражданскому законодательству. Оно определяет правовой статус корпораций, устанавливает их организационно-правовую структуру, права и обязанности, а также наделяет корпорации правом издавать внутренние документы, регулирующие деятельность, устанавливает требования к их форме и содержанию, наконец, определяет порядок их принятия .

Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других ее характерных особенностей. Меры административно - правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства сферах; антимонопольное регулирование.

Вторую группу источников, образующих правовую основу организации и деятельности корпораций, составляют "собственные" или "корпоративные" источники права, устанавливаемые в каждой отдельной корпорации. Трудовой кодекс устанавливает две формы локального правотворчества. Он предусматривает, что локальные нормы устанавливаются в форме локальных нормативных актов и коллективных договоров и соглашений. Гражданское законодательство ограничивается упоминанием "внутренних документов общества, регулирующих внутреннюю деятельность общества", не устанавливая при этом, в каких формах и в каком порядке они должны приниматься. В теории выделяют следующие корпоративные источники права: корпоративный акт, корпоративный договор и корпоративный обычай.

Безусловно, корпоративный акт является наиболее оптимальной, но не единственной формой, посредством которой осуществляется регулирование отношений в корпорациях. В рамках корпоративного правотворчества также могут заключаться договоры нормативного содержания (учредительные и коллективные договоры), которые следует отличать от гражданско-правовых договоров (сделок). Обосновано выделение среди внутренних источников права корпорации корпоративного правового обычая, получившего определенное распространение в деятельности небольших корпораций. Не могут служить формой корпоративного правотворчества "корпоративные деловые обыкновения" и юридическая доктрина.

Государственное регулирование деятельности организаций только в сочетании с корпоративным образует динамичную систему правового регулирования, способную наиболее адекватно отражать развитие общественных отношений, учитывать как публичные, так и частные интересы. Ни государственное, ни корпоративное регулирование в отдельности не могут обеспечить гармоничного регулирования общественных отношений в организациях: первое - вследствие определенной необходимой абстрактности, оторванности от учета конкретных особенностей динамики отношений во времени и пространстве, второе - напротив, ввиду известной "приземленности", привязанности к условиям конкретной корпорации, неспособности к крупномасштабным обобщениям, учету отношений, выходящих за пределы интересов данной корпорации .

Вместе с тем, соотношение государственного и корпоративного саморегулирования в различных системах характеризуется существенными отличиями. В одних государствах преобладает корпоративное саморегулирование деятельности организаций корпораций, в других - государственное. Как правило, в первом случае не существует кодифицированного корпоративного законодательства, там государственное регулирование носит фрагментарный характер и сосредотачивается в основном на вопросах антимонопольного регулирования, обеспечения прав миноритарных акционеров в акционерных обществах и т.п. В других государствах корпоративное саморегулирование лишь дополняет законодательство, но не является основным источником корпоративного права. С определенной долей условности, можно говорить об использовании такой модели в странах с кодифицированным корпоративным законодательством. В целом, выбор того или иного варианта зависит от ряда причин, включая политическую ориентацию государства, традиции правового регулирования, состояние экономики.

В Российской Федерации сложившееся соотношение государственного и корпоративного правового регулирования можно охарактеризовать как соотношение основного и вспомогательного регуляторов. На государственном уровне устанавливаются основы правового статуса корпораций, определяется система и структура основных органов управления, фиксируются права и обязанности участников и работников корпораций и т.д. В качестве носителя публичной власти государство осуществляет в сфере корпоративных отношений законодательную, административную и юрисдикционную функции. Государство представляет интересы общества в целом, в противовес влиянию как отдельных корпораций так и их объединений. Корпоративные нормативные акты дополняют и конкретизируют законодательство с учетом региональных, отраслевых и локальных особенностей предпринимательской деятельности, в ряде случаев восполняют пробелы в праве.

Гражданско-правовая регламентация организации и деятельности объединений юридических лиц не исчерпывает всего разнообразия форм и методов правового регулирования организации и деятельности различных видов объединений юридических лиц, особенно когда речь идет о крупных корпорациях с государственным участием.

Меры административно - правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно - правового регулирования, как:

регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности;

целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства сферах;

антимонопольное регулирование.

Применительно к корпорациям, основанным преимущественно на государственном капитале, существуют дополнительные меры административно - правового регулирования. К их числу относятся:

определение порядка управления органами государственной власти пакетами акций (долями, паями) корпораций, находящихся в федеральной собственности;

регламентация вопросов представительства интересов государства, осуществляемого должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в таких корпорациях;

определение форм и методов государственной поддержки корпораций.

Такой способ регламентации, как лицензирование тех или иных видов деятельности, касается преимущественно юридических и физических лиц, являющихся непосредственными производителями товаров и услуг, а не объединений данных товаропроизводителей, поэтому в настоящей статье он не рассматривается.

Для нормативной базы административно - правовой регламентации организации и деятельности корпораций характерно то, что часть норм и институтов, являющихся по своей правовой природе административно - правовыми, властно - организационными, инкорпорированы в такие законодательные акты, как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах" и иные нормативно - правовые акты, относящиеся к гражданскому законодательству. В первую очередь это касается общих вопросов учредительства корпораций, их регистрации, определения порядка обращения акций корпораций и т.п.