Наталья Водянова и Фонд «Обнаженные сердца» продолжают просветительскую работу. Чем занимается Фонд «Обнажённые сердца»? Обнажённые сердца фонд помощи детям

В столичной гимназии прошел открытый урок, организованный фондом «Обнаженные сердца» и российским представительством ООН. В этот раз с детьми поговорили об инклюзии – о том, почему образование важно любому ребенку, и чем сами дети могут помочь однокласснику с инвалидностью.

«Самый Большой Урок в Мире» в этом году прошел в известной московской гимназии имени Капцовых №1520 в Леонтьевском переулке – в четвертом классе «А». Россия вошла в число более чем 100 государств, в которых одновременно проходит «Самый Большой Урок». В этот день более 500 миллионов школьников обсуждают проблемы, которые являются наиболее важными и болезненными для каждой из стран. У нас этот урок – посвященный ценности и доступности образования – проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, а также фонда помощи детям «Обнаженные сердца».

То, что школа готовится к этому мероприятию, было известно заранее. Раньше, чем случилась странная и грустная история с девочкой Машей с синдромом Дауна, которую четвероклассники одной из московских школ и их родители выжили и из школы, и из школьного фотоальбома. После этой истории, случившейся совсем недавно, Наталья Водянова , учредитель фонда «Обнаженные сердца», призвала всех родителей детей с особенностями, особенно известных людей, опубликовать свои совместные с малышами фотографии, чтобы поддержать Машу и таких же особенных детей, как она.

Еще раньше случилась громкая неприятность с сестрой Наташи – Оксаной, уже даже не школьницей (Оксане 27 лет), но тоже пережившей публичное осуждение и унижение, когда девушку пытались выгнать из кафе.

Эти случаи послужили новыми толчками к важной дискуссии в обществе о месте в нем человека с инвалидностью и о нашей толерантности. А открытый урок об инклюзивном образовании, волею судьбы, стал продолжением этого важного общественного разговора.

Задачи взрослых и детские задачи

Заместитель министра образования и науки России Вениамин Каганов в своем обращении к детям предложил им подумать, каким будут они, их двор, улица и планета через 10-20 лет. Этому был посвящен и образовательный мультфильм, показанный детям. Этот анимационный фильм продемонстрировал ребятам те общемировые цели, которые хотелось бы достичь к 2030 году.

А среди этих целей (их 17) – покончить с нищетой во всем мире, положить конец голоду, добиться продовольственной безопасности и улучшения питания, достичь гендерного равенства, содействовать устойчивому использованию экосистем. У ООН и всей планеты еще много целей, и одна из них – способствовать созданию равных возможностей для получения качественного образования на протяжении всей жизни, а также содействовать созданию мирного и инклюзивного общества для устойчивого развития.

«А ведь добиваться этих целей придется вам, – напоминает детям классный руководитель Светлана Жужликова – когда вы закончите школу, получите образование». Но сейчас главная задача этих мальчиков и девочек – учеба. А для чего нужно учиться? «Чтобы стать умными», «Только при получении образования мы можем изменить этот мир», – отвечают ребята, а еще говорят, кем они хотят стать – балериной, архитектором, врачом…

Что такое «школа для всех»

Но, напоминает учитель, не все в мире могут получить качественное образование: «Некоторые дети в мире вообще не могут ходить в школу». Почему? «Они живут там, где школы вообще нет»; «У родителей нет такой возможности», – выдвигают версии школьники. Четвероклассник Тимур Курбанов выходит к доске и оперирует конкретными цифрами (дети готовились к этому совместному обсуждению): «В Африке около 35 миллионов детей не получают начального образования – это почти каждый пятый ребенок на континенте. В бедных странах дети либо вынуждены работать, чтобы прокормить свою семью, либо образование платное, и на него нет денег. В таких странах, как Афганистан, Ирак или Сирия, количество необучающихся детей составляет 45-50 процентов из-за непрерывных гражданских войн». В Европе, отмечает Тимур, учиться могут 95-98 процентов детей.

Тимур Курбатов оперирует цифрами

А в России 5 процентов детей не могут ходить в школу – такова статистика. Но почему? Дети подкованы в этом вопросе: они сразу вспоминают о ребятах с особенностями развития, ведь в остальном образование для всех у нас бесплатно и доступно. «Только в Москве 30 тысяч детей – с инвалидностью», – приводит данные Центра лечебной педагогики Светлана Жужликова.

Школа многому учит. Но кроме знаний, она дает что-то еще. «Друзей», «Общение», «Интересные игры» – подтверждают ученики. Именно за этим, а не только за знаниями в школу идет любой ребенок – и здоровый, и с особенностями. «Образование, где дети учатся вместе, называется инклюзивным» – вот что такое «школа равных возможностей», делаем мы совместный вывод.

В этой гимназии ребята знают, что такое дети с ограниченными возможностям. Например, на одном из предыдущих занятий класс познакомился – заочно, через видеозапись – с Джанетт Базаровой, девочкой в инвалидном коляске. О том, какие еще могут быть особенности у ребенка – синдром Дауна, ДЦП, аутизм, плохое зрение или слух, – школьники тоже знают. Тема не вызывает у четвероклассников равнодушия, агрессии или неприятия – видно, что обсуждать эту проблему интересно. На вопрос учителя, хотели бы они, чтобы Джанетт училась в их классе, все хором уверенно кричат «Да!», и кивают.

«Чтобы они поверили в себя!», «Подарить поддержку», «Вместе поиграть», – вот что ученики хотели бы делать вместе с одноклассниками с инвалидностью.

В гимназии ежегодно проходят «Недели добра», школа дружит с Муромским реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями развития. «Причина проблем человека с ограниченными возможностями – не его способности, а те ограничения, которыми он окружен», – подчеркивает учитель, и ребята соглашаются. А как убрать такие «барьеры-ограничения»? Дружить, поддерживать, давать душевное тепло – говорят Маша, Тимур, Саша. А для школы нужны специальные пандусы-подъемы, специальные туалеты, широкие двери – для проезда инвалидной коляски – об этом ребята тоже знают.

Включенность

Детям также напомнили о важности толерантного подхода к человеку с инвалидностью. «Лучше ему не напоминать, что он болеет», – предполагает Наташа. Все вместе делаем вывод, что о слепом человеке лучше говорить как о человеке «с нарушением зрения», например, и так далее. «Человек и личность – первичность, а диагноз или особенность развития – вторично», — отмечает учитель.

А еще есть и правила общения с такими ребятами. Например, в обществе слабослышащего одноклассника нужно говорить, глядя ему в глаза. «Нужно говорить четко и громко», – считает Наташа. «Нужно знать язык жестов!» – говорят ребята. «Они умеют читать по губам!» – знает Саша.

Ребята поговорили и о том, что же означает название фонда «Обнаженные сердца», который участвовал в организации сегодняшнего урока. Что такое «обнаженные сердца»? Кто-то из школьников предположил, что они «беззащитные», но появилась и другая версия – «сердца, открытые для всех».

Финалом урока стало видеовыступления перед ребятами Натальи Водяновой, учредителя фонда «Обнаженные сердца». «Я рада, что мы можем поговорить с вами о том, что такое инклюзия. Это слово значит «включать в себя», поэтому инклюзивная школа – это место для всех. И отличников, и тех, кто за ними не поспевает, и ребят, кто плохо слышит или видит, или передвигается в инвалидной коляске. Ведь все мы разные, – говорит Наталья Водянова. – У меня есть младшая сестра Оксана. У нее аутизм. Она совсем не говорит, но прекрасно общается. И ее язык мне тоже пришлось выучить». Наталья напомнила ребятам, что иногда для общения не подходит обычная речь – а нужны жесты, или картинки-пиктограммы, и эти способы общения тоже заслуживают уважения. «Нам всем просто важно проводить время вместе. Вместе учиться, ходить в кино и на прогулки, и просто помогать друг другу. Чем больше мы будем проводить время вместе, тем больше мы будем понимать друг друга», – считает Наталья Водянова. «Помните, я говорила, что «инклюзия» – от слова «включать», – говорит учредитель фонда «Обнаженные сердца». – Нужно включать таких ребят в свой круг друзей».

Мнение родителей

«Я бы был рад, если бы в нашем классе учился ребенок с особенностями, — признается в беседе со мной Тимур Курбанов, ученик 4 «А» класса. – Раньше я не общался с такими ребятами, но было бы здорово получить такой опыт». Тимур говорит, что и язык жестов тоже выучил бы с интересом, чтобы получалось разговаривать со слабослышащими ребятами: «Я готов к этому».

«Смысл таких уроков есть – ведь все доброе закладывается в детях с детства. Бесследно это не пройдет, это точно, – считает мама Тимура Людмила Смирнова. – Скорее, этот урок нужнее нам, родителям». Людмила признается, что сама – персонально – готова к тому, чтобы в классе ее сына учился ребенок с инвалидностью. Но это не так просто. К этому нужно готовить – и здание, и класс, и детей, и взрослых. В первую очередь, на это должно обращать внимание государство, убеждена мама. «Идеальные люди – это куклы на полках магазинов. А все мы – неидеальные. И чем больше мы будем понимать, что мы разные, тем будет лучше для всех».

Людмила вспоминает, что в нашем детстве у нас и не было особой возможности контактировать с особенными детьми. Инвалидов мы не видели в школьных классах, да и на улицах – очень редко. «Они если и обучались, то в специальных местах. Современная глобализация в том и состоит, чтобы мы были готовы. И чтобы наши дети не удивлялись, встречая такого человека. Он не виноват в этом. И если мы с детства заложим в наших ребятах такой подход – это будет правильно», – говорит Людмила Смирнова. Да, одним громким уроком проблему не решить. Но если уроков будет много, если они будут частыми, если дети привыкнут к идее включенности и равенства и будут готовы общаться со сверстниками с особенностями, – задача будет выполнена, считают родители.

Мнение фонда

Ася Залогина, президент фонда «Обнаженные сердца»:

Представители ООН обратились к нам с просьбой провести такой открытый урок, а мы, в свою очередь, обратились в Министерство образования и нашли понимание. В Министерстве подготовили видеообращения и методику урока, который школы могли провести у себя.

Мы в фонде защищаем людей с особенностями развития, и важно, что часть урока была посвящены инклюзивному образованию. Пока, к сожалению, не каждая школа может принять таких детей. Часто педагоги не знают, что делать с детьми с особенностями.

Открытый урок – это просветительская работа. А мы ведем и практическую работу – мы готовим педагогов для обучения таких детей. Большой проект идет у нас в Нижнем Новгороде, например, – мы охватили шесть школ и четыре детских сада. Мы обучаем педагогов по апробированным и подтвержденным практикой методикам, которые отсутствуют у нас.

Учитель часто думает, что если человек, допустим, мычит и не разговаривает, то у него нарушен интеллект. Часто это не так. А вопрос лишь в налаживании коммуникации. В России этому не обучают. Иногда и педагоги не готовы признать, что им нужно учиться, – особенно если у них уже большой практический опыт. Это в принципе российская проблема: профессионал должен учиться нонстопом, а у нас часто считается, что достаточно, что ты когда-то получил «корочку». Но мы рады, когда педагог, обучившись у нас, видит результат, и в итоге понимает важность таких знаний.

Нижегородские школы, с которыми мы сейчас работаем, включены в площадки апробации новых образовательных стандартов. Поэтому у нас есть шанс представить нашу работу всей России. Может быть, мы сможем проехать по стране с серией обучающих семинаров.

Директор благотворительного фонда «Праздник жизни» Алена АТЛАСОВА по приглашению Натальи ВОДЯНОВОЙ, президента и основателя фонда помощи детям «Обнаженные сердца», приняла участие в Международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи».

На форуме обсуждали оказание современной и эффективной помощи детям с такими диагнозами как аутизм, синдром Дауна и ДЦП .

Форум уникальный. Впервые за многие годы на одной площадке собрались профессионалы: специалисты, работающие с детьми с нарушениями, правозащитники и представители государственных ведомств. До сих пор представители каждой из этих отраслей собирались отдельно и полноценного обсуждения проблемы не получалось. А здесь всех свели вместе – в этом и есть синергетический эффект. Форум открыли президент Фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова и Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.

В мероприятиях форума также приняли участие телеведущий Владимир Познер, режиссер Авдотья Смирнова, актер и отец ребенка с ДЦП Сергей Белоголовцев, режиссер и отец ребенка с аутизмом Бакур Бакурадзе, телеведущий Антон Комолов, журналист Андрей Лошак и многие другие.

После поездки Алена Атласова поделилась своими впечатлениями о форуме с нашим корреспондентом .

— Алена, мы знаем, что вы отныне тесно будете сотрудничать с фондом Натальи Водяновой «Обнаженные сердца». Это новый виток развития вашего фонда, как вы поработали на форуме ?

Сотрудничество с фондом «Обнаженные сердца» началось благодаря Ассоциации выпускников президентской программы и Майе Ивановой, идейному вдохновителю проекта открытия детской площадки Натальи Водяновой в Якутске. После посещения «Солнечного города» Наталья пригласила наш фонд к сотрудничеству. Первым шагом стало приглашение на этот форум.

Хотя наш благотворительный фонд занимается проблемами семей с детьми с онкологическими заболеваниями, тема форума оказалась очень созвучной нашей деятельности. С момента открытия нашего реабилитационного комплекса в медцентре «Солнечный город» и наших социальных проектов, мы стали работать с детьми с разными диагнозами. За время работы провели 7 летних лагерей для детей с ДЦП и другими нарушениями в развитии.

Но детям с такими проблемами помогали всегда, сегодня у каждого детского дома, интерната есть свои попечители, есть меценаты и спонсоры….

. Здесь очень много этических моментов, которые я всегда стараюсь донести на встречах с добровольцами и молодежью. Помощь детям, благотворительность- это прежде всего большая ответственность, а не игра в хороших тетенек и дяденек, которые носят подарки.

Не устаю повторять, что вместо того, чтобы задаривать детей и «бросать деньги на ветер», покупая очередную ненужную игрушку, не лучше ли вложиться, например, в профессионального психолога, который смог бы помочь ребенку справляться со сложными ситуациями в его непростой жизни, поддержать и научить адекватно воспринимать мир и себя в этом мире. Также нужно поднимать статус специалистов, работающих с этими детьми, их профессии пока никак не назовешь престижными. Самое главное, помочь этим детям состояться в этой жизни, дать им максимум возможностей для развития и полноценного вливания во взрослую жизнь.

Россия – одна из стран, где особенно много сиротства, причем сиротства социального, когда дети остаются в детдомах при живых родителях. Где же выход ?

— Прежде всего, надо развивать институт приемных семей, чтобы дети не только усыновлялись, но еще и оставались в семье. На форуме многие говорили о тенденции возврата наших детей, особенно из- за рубежа. Значит нужно говорить о необходимости анализа, разработки определенных стандартов по навыкам родительства, сопровождения людей, которые замещают родителей или усыновляют детей. А не так, как часто у нас бывает: отдали, пристроили в приемную семью ребенка и забыли о нем.

— Ваш фонд работает с детьми с тяжелыми заболеваниями. Какова сегодня ситуация в тех семьях, с которыми работает ваш фонд «Праздник жизни »?

С самого начала работы мы поняли, что ребенок может выздороветь только тогда, когда у него есть родители, и причем ответственные родители. Чтобы вытащить своего ребенка и свою семью из тяжелой ситуации, в которую загоняет страшный диагноз, нужно очень много терпения, сил и настоящего мужества. НО семье, пусть даже самой дружной и сплоченной, очень сложно справиться в одиночку. Поэтому все наши реабилитационные и социальные проекты ориентированы на семью. Программы «Ответственное родительство» и «Родительский клуб» осуществляются уже с 2007 года. Цель программы — объединить родителей, инициировать и поддерживать создание родительских организаций по разным направлениям. Воспитание особого ребенка в семье, где ему обеспечено безусловное внимание, любовь и уход, является главным условием для успешной реабилитации, социальной адаптации и возможной интеграции в общество.

— Но, а как же многочисленная армия социальных работников, педагогов, медиков?

— Мнение о том, что ребенку могут помочь только специалисты, некорректно, так как нейтрализация родителей усугубляет проблемы. При этом нужно понимать, что инвалидность — не болезнь, а статус, который присваивается ребенку на основании действующего законодательства. Более правильно говорить об ограниченных возможностях и особых потребностях, которые часто имеют пожизненный характер и не всегда могут быть решены медицинскими, реабилитационными, образовательными услугами и прочими методами. Поэтому, цель фонда – поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями и ориентирована на родителей ребенка. Наши программы и проекты основаны на активном участии родителей в процессе реабилитации ребенка и решении проблем, возникающих у семьи с момента постановки диагноза. Это способствует сохранению здоровья родителей и их работы, сохранению самой семьи от распада. Кроме того, нужно иметь в виду, что многие родители часто бывают очень компетентны в вопросах лечения и реабилитации.

— А что меняется в нашем обществе в сторону позитива?

— Очень радует одно из самых важных изменений последних лет- принятие на уровне государства идеи о том, что для любого ребенка лучшее окружение, в котором он может расти и развиваться — это семья. К сожалению, в течение многих лет основной помощью для детей [в России] и их семей было помещение ребенка в специальное учреждение. Что же касается детей, которые оставались в семьях — их пытались и до сих пор пытаются лечить. Часто такое лечение не имеет достижимой цели, например, нельзя «вылечить» синдром Дауна, церебральный паралич или аутизм. Исторически в России сложилось так, что люди с ограниченными возможностями были изолированы в отдельные учреждения от общества. Чтобы снять эти границы потребуются десятилетия, но самое главное принятие внутри себя.

— Что же нового Вы для себя вынесли после форума?

— Мне интересно было участвовать в секции по раннему вмешательству и помощи детям с инвалидностью. Очень рада тому, что у нас благодаря гранту для социально ориентированных НКО министерства экономики РФ, с сентября этого года возобновила работу психолого- социальная служба в Педиатрическом центре НЦМ.

Особенно интересно было выступление гостя из Канады профессора Зиглера. Дело в том, что наш фонд с 2008 года проводит семинары и стажировки для практикующих учителей об инклюзивном образовании. В его выступлении «Международный опыт развития инклюзивной практики» прозвучала основная мысль инклюзивного образования: дело не в том, ЧТО мы делаем, важно ЗАЧЕМ мы это делаем. И нет разницы в том, где это происходит – в развивающейся или развитой стране, многое зависит от культуры страны, от сознания общества: чего оно хочет в будущем?

С кем вы встречались в ходе форума?

— Очень приятно было встретиться с нашими старыми друзьями: с партнером наших программ, президентом Центра лечебной педагогики Анной Битовой. В ее Центре мы обучили много специалистов во время их выездных семинаров в Якутске и стажировок наших специалистов в Москве.

Встретились с нашим большим другом Юрием Кузнецовым, одним из организаторов и идейных вдохновителей фестиваля «Кино без барьеров». Он – воспитанник школы- интерната из Санкт-Петербурга, человек, состоявшийся в этой жизни вопреки всему. Он также радостен и доволен жизнью. «Сейчас у меня всё ровно», — говорил он в своем выступлении. В этом году Юрий осуществил свою мечту — его пригласили работать журналистом. Об этом он мечтал с детства. С того самого детства, в котором перенес десяток операций, кошмарную жизнь в детском доме и в психо-неврологическом интернате… Эта не та мечта в виде нового айфона или конструктора, которые совсем скоро многие начнут осуществлять в рамках новогодних акций для детей-сирот. Эта та настоящая мечта, ради которой можно жить… и ради которой нужно учиться.

— О чем говорили на форуме звездные участники и сама Наталья Водянова? Насколько они компетентны в этих социальных вопросах? Порою кажется, что они мелькают больше ради пиара ?

— Все звездные гости приняли активное участие в форуме. Многие из них очень много делают для того, чтобы идеи, которые звучат на таких форумах, доходили до сердца и души как можно большего количества людей. Это очень важно, потому что они-люди, к словам которых прислушиваются, они могут привлечь внимание к самым важным и сложным проблемам.

Круглый стол «НЕУДОБНАЯ ТЕМА: КАК ГОВОРИТЬ ОБ ОСОБЫХ ДЕТЯХ, ЧТОБЫ РАЗРУШИТЬ СТЕРЕОТИПЫ?» вели Владимир Познер и Наталья Водянова.

В самом начале Познер сказал: «Надо понимать, что многое нужно менять, особенно то, что в голове у большинства. В других странах такая переоценка ценностей происходила 50-60 лет тому назад. Надо понимать, что это долгая, тяжелая и, как говорил один мой друг, «потная» работа. Есть вещи, которые меняют общественное отношение. Такие, как фильм «Человек дождя», например. Это был хит, это был большой успех, на этот фильм ходили. И вот так действовали на эмоции людей. Это работа на долгий срок, общество не меняется за год, за два, и даже за пять».

На мой взгляд, тема будет «неудобной» до тех пор, пока особенные люди не станут частью нашей обыденной жизни. А пока поднимать проблему воспитания детей и говорить открыто – это удел смелых родителей. На круглый стол, держась за руки, пришла семья Сергея Белоголовцева (ОСП студия) , у них трое сыновей, один из них — с ДЦП. Такие семьи своим примером показывают, что не стоит стесняться и закрываться, а надо создать такую обстановку, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным, мог учиться в обычной школе, раскрыть свои собственные уникальные способности и интересы. Поддержал тему Александр Сёмин – режиссер, продюсер, супруг Эвелины Блёданс:

«Работая на телевидении, я понимаю, что нет ничего желаннее, чем вызвать у зрителя эмоции. Снимая инвалида, особенного ребенка, художник должен понимать, что от него требуется куда больше таланта, гораздо большего набора метафор и выразительных слов, чем для того, чтобы просто поспекулировать этой проблемой.

Когда мы решили публично говорить о Семёне [сын Александра Сёмина и Эвелины Бледанс родился с синдромом Дауна -прим. Авт.], мы понимали, что на нашем примере мы должны публично показать, что быть особенным – это нормально. Ради этого мы пошли на эксперимент. Мы пригласили Катю Рождественскую, которая брала у нас интервью, и сказали ей: «Давай попробуем построить так беседу, чтобы у человека сталкивалось внутри две эмоции: первая «Господи, но это же беда!» и вторая «Но почему-то мне так светло и радостно!».

Я считаю, что нам в этой теме социальной не хватает главного – самоиронии. И хватит показывать людей с угрожающе-печальным взглядом вниз на фоне серого неба».

Режиссер, телеведущая,президент фонда помощи детям с аутизмом

Авдотья Смирнова откровенно высказалась:

«Речь идет о том, что мы живем в очень жестоком и очень ханжеском обществе и о том, что детей, с которыми мы все с вами сталкиваемся, выгоняют с детских площадок, не пускают в обычные школьные классы. Приходят родители и говорят: «Я не хочу, чтобы моя дочка или мой сын, учился в классе с ненормальным».

Самые главные усилия все наши общие должны быть направлены на работу с обществом, и не в том смысле: «Пожалейте нас, пожалейте наших детей». Нужно начинать эту работу, которая будет объяснять родителям: следующее: если вы решите на родительском собрании взять в свой класс ребенка с ДЦП, с аутизмом, с синдромом Дауна, то ваш ребенок вырастет не только здоровым, но и нравственным. Это даст гораздо больше, чем все лекции о милосердии, которые ему прочтут на уроке».

Наталья Водянова не скрывает, почему она занимается благотворительностью, ее родная сестра больна ДЦП причем, как она сказала на круглом столе, в сложной форме.

Все эти истории объединяет одно: БОЛЬ и ТРЕВОГА. А их можно преодолеть только вместе, сообща, поддерживая друг друга, помогая друг другу. Помогая другим, помогаешь и себе, и своим детям, вкладывая в будущее кирпичики добра. Пусть это очень сложно, трудно и долго, но кроме нас, никто не сможет пройти этот путь. Разъясняя, рассказывая, убеждая, показывая пример другим мы сможем развенчать разрушительные стереотипы и барьеры.Только ДОБРО, МИЛОСЕРДИЕ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ И ЛЮБОВЬ СПОСОБНЫ ИЗМЕНИТЬ ЭТОТ МИР. Другого пути нет.

0 8 марта 2014, 20:00

На сайт - истории еще двух представительниц прекрасного пола, о которых мы не можем не вспомнить в Международный женский день. Напомним, что в честь праздника мы запустили спецпроект, рассказывающий о наиболее влиятельных, успешных, талантливых и вдохновляющих своим примером женщинах мира.

Сегодня речь пойдет о тех, кому известность не мешает, а, наоборот, помогает творить добрые дела. Представительницы прекрасного пола, впечатлившие нас своей благотворительной деятельностью, - актриса и топ-модель .

Наталья совсем недавно удивила публику, снявшись в , посвященном Паралимпийским играм, в котором предстала с бионическим протезом ноги - в знак того, что трагедия может случиться с каждым. И это далеко не первый случай, когда Водянова лично принимает участие в проектах, направленных на привлечение внимания к важным проблемам.

Будущая супермодель родилась и выросла в Горьком (ныне Нижнем Новгороде). В 16 лет девушка была зачислена в модельное агентство, а родной город покинула, когда на одном из просмотров ее заметил скаут агентства Viva Model Management и пригласил работать в Париж.

Насколько успешно развивалась дальше карьера россиянки - и так хорошо известно. Достаточно упомянуть о том, что модель работала на показах почти всех наиболее влиятельных модных брендов, являлась лицом Chanel, Calvin Klein, Gucci, Louis Vuitton и множества других марок.

Красивую "историю Золушки" продолжила и свадьба Натальи с британским аристократом Джастином Портманом, от которого у нее трое детей. Правда, как мы знаем, длилась "сказочная" история любви не слишком долго: в 2011 году супруги объявили о расставании.

Сейчас Водянова ждет ребенка от своего жениха Антуана Арно.

Заниматься благотворительностью русскую супермодель, кажется, подтолкнула сама жизнь, ведь еще в раннем возрасте она встретилась с бедой лицом к лицу: младшая сестра Натальи Оксана - инвалид с детства, она страдает тяжелой формой аутизма.

Еще одним толчком для создания собственного благотворительного фонда стала трагедия в Беслане. Именно в попытке помочь пострадавшим детям Водянова организовала фонд "Обнаженные сердца". Модель задалась целью построить в Беслане игровой парк, чтобы хоть немного порадовать детей, и, пусть и не сразу, но она воплотила этот план в жизнь.

Сейчас же благодаря "Обнаженным сердцам" построено уже множество игровых площадок по всей стране. Цель фонда - как минимум, 500 подобных объектов.

Также фонд проводит программу под названием "Каждый ребенок достоин семьи!". Работа направлена на поддержку семей, воспитывающих детей с особыми нуждами в попытке остановить отказы от таких детей и их поток в детские дома.

Наталья не остается равнодушной к людским несчастьям: так, летом 2012 года, лишь только узнав о разрушительном наводнении в Крымске, знаменитость отправилась в пострадавший город в качестве волонтера. Главной ее целью было обеспечение пострадавших жителей профессиональной психологической помощью.

Всего за месяц до этой поездки Наталья проводила в Москве благотворительный футбольный матч в помощь детям-инвалидам, в котором, кстати, участвовала и сама. Начинание модели поддержали Дмитрий Маликов, Игорь Верник, Илья Авербух, а также известные спортсмены и политики.

Кроме того, периодически Водянова выступает организатором всевозможных светских мероприятий благотворительного характера: аукционов и балов, самым известным среди которых является традиционный . Это событие посещают даже такие важные персоны как князь Альбер с супругой Шарлен.

Традицией стали и благотворительные марафоны, в которых участвует сама Наталья и команда фонда "Обнаженные сердца". Несколько дней назад в Париже прошел очередной подобный забег, и стать его участницей модели не помешало даже то, что в скором времени она снова станет мамой.

Говоря о женщинах в благотворительности, мы, разумеется, не могли не вспомнить еще об одной российской знаменитости.

Чулпан Хаматова - не только любимая зрителями актриса, но еще и известный благотворитель. Уже не первый год звезда кино и театра старается оказать помощь тем, кому она так нужна.

Хаматова родилась в Казани. В детстве девочка занималась фигурным катанием, а об актерской карьере, кажется, и не помышляла: после школы она решила учиться на экономиста. Но все сложилось иначе: будучи уже зачисленной в вуз, Чулпан забрала документы и поступила в Казанское театральное училище. Талант актрисы заметили преподаватели - они и посодействовали тому, чтобы студентка продолжила обучение в Москве, поступив в ГИТИС.

С 1998 года Чулпан играет в театре "Современник", а в кино снимается начиная с третьего курса: тогда режиссер Вадим Абдрашитов дал ей роль в картине "Время танцора", и эта работа принесла молодой актрисе номинацию на "Нику" за лучшую женскую роль.

Прорывом же оказалась роль Риты в ленте Валерия Тодоровского "Страна глухих", после которой Хаматова прославилась на всю страну. Дальше были "Лунный папа", "Гибель империи", "Дети Арбата", "Доктор Живаго" и другие фильмы.

В 2012 году актриса получила звание народной артистки России.

Хаматова воспитывает троих детей: дочек Арину и Асю от первого мужа, актера Ивана Волкова, и трехлетнюю Ию от нынешнего супруга, актера и режиссера Александра Шейна.

Заниматься благотворительностью Чулпан стала вместе с актрисой Диной Корзун, с которой они составили блистательный дуэт в "Стране глухих". В 2005 году Хаматова и Корзун организовали на сцене "Современника" благотворительный концерт "Подари мне жизнь", чтобы помочь больным детям.


Год спустя актрисы основали одноименный благотворительный фонд, главной целью которого стала помощь детям, страдающим онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями. С тех пор фонд проводит всевозможные мероприятия в пользу маленьких пациентов нескольких российских медицинских учреждений.

Каждый раз эти события поддерживают знаменитые друзья и коллеги Корзун и Хаматовой. Так, в середине января актрисы уже в третий раз провели в Лондоне в пользу подопечных фонда "Подари жизнь", гостями которого стали Владимир Познер, Евгений Миронов, Татьяна Лазарева, Михаил Шац и другие. А около месяца назад Чулпан и Дина открыли 11-ю по счету в московской галерее искусств Зураба Церетели.


Фонд "Подари жизнь" помогает оплатить детям дорогостоящие анализы и лекарства, организовать лечение за рубежом тем, кому не могут помочь в России, закупить медицинское оборудование для российских клиник, организовать волонтерство в больницах, оказать пациентам психологическую помощь - и это даже не полный список дел, которыми занимается организация.

Сама Чулпан в интервью говорит, что не согласна с мнением о том, что о своих благих делах не нужно говорить вслух: по мнению актрисы, громко заявляя о собственной благотворительной деятельности, она призывает других последовать ее примеру.

Мы не можем не согласиться со словами звезды, ведь ее деятельность, действительно, вдохновляет на добрые дела.

Редакция сайт от души поздравляет с сегодняшним праздником Чулпан Хаматову, Наталью Водянову и всех остальных женщин, посвящающих себя тому, чтобы сделать чью-то жизнь немного лучше. Спасибо за то, что вы делаете!

Фото Gettyimages.com/Fotobank.com

Фото Анна Темерина/сайт

Фонд помощи детям «Обнажённые сердца» был основан в 2004 году супермоделью и филантропом Натальей Водяновой. За 12 лет работы он стал одним из наиболее авторитетных благотворительных организаций в России. Фонд работает в двух направлениях – создает систему бесплатных услуг для семей, воспитывающих детей с особенностями развития, такими как синдром Дауна, ДЦП, умственная отсталость и аутизм в рамках программы «Каждый ребёнок достоин семьи»; и занимается строительством инклюзивных игровых парков и площадок для детей всех возрастов и возможностей даже в самых удаленных уголках России в рамках программы «Игра со смыслом».

Работа Фонда нацелена на становление инклюзивного общества, открытого к людям с особенностями развития. Мы хотим говорить о людях с нарушениями открыто, помогать им быть включенными в жизнь общества и поддерживать их семьи, сделать так, чтобы дети с особенностями развития не оказывались в детских домах или интернатах. Мы помогаем семьям детей с такими особенностями, как аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость и другими нарушениями развития. Количество программ, которые связаны с аутизмом больше. Это прежде всего связано с его распространенностью – по данным Американского центра по контролю и профилактике заболеваний (CDС - 2014, 2015 год) сегодня каждый 68 человек в мире живет с аутизмом. Несмотря на такую высокую статистику, в России это нарушение начало исследоваться не так давно. Это приводит к рождению многочисленных мифов, которые не имеют научного подтверждения.

Форум – грандиозное мероприятие для совсем небольшой команды Фонда, состоящей из 15 человек. Он готовится на протяжении всего года тремя сотрудниками. Остальные коллеги подключаются к работе за месяц до его начала.

Каждый год участников Форума становится все больше. На самом первом Форуме в 2012 году посетителей было более 400 человек. Через три года его посетило уже более 800 человек из 12 стран мира и 85 городов. Мы надеемся, что это число будет расти с каждым годом.

Форум всегда можно посетить в качестве слушателя. Для этого необходимо прийти по адресу его проведения, зарегистрироваться и получить бейдж. Каждый год мы сталкиваемся с тем, что люди не проходить регистрацию заранее или не могут приехать на него в Москву из других городов. Специально для них на You Tube выкладываются видеозаписи всех лекций и семинаров, которые проходят за 4 дня Форума. Найти их можно на канале Фонда в отрытом доступе – @NakedHeartFoundation. Также, на сайте традиционно проходит онлайн-трансляция с церемонии открытия Форума и Круглого стола, который в этом году будет посвящен успешным примерам социальных PR-кампаний.