"социализация" презентация к уроку на тему. Процессы социализации - презентация Процессы социализации презентация

Слайд 2

В обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают: ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Слайд 3

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения - десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.

Слайд 4

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий:

Стадия адаптации (рождение - подростковый период). Стадия идентификации. Стадия интеграции. Трудовая стадия. Послетрудоваястадия (пожилой возраст).

Слайд 5

Стадии процесса социализации личности по Эриксону:

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Стадия детства (от 4 до 6 лет).. Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). Стадия юности (от 21 до 25 лет). Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). Стадия старости (старше 55/60 лет). На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

Слайд 6

Первичная и вторичная социализация.Агенты социализации.

Это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.

Слайд 7

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: Семья Родители Друзья Ровесники Школа(учителя) Спорт(тренеры) И т.д. В современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ и Интернет

Слайд 8

Вторичная социализация процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями руководители учреждений организаций официальные представители государства и его органов. СМИ

Слайд 9

Параметры влияющие на взаимоотношения между членами семьи, на их совместную жизнь, на детское развитие:

1. Параметр демографический. 2. Параметр социально-культурный. 3. Параметр социально-экономический. 4. Параметр технико-гигиенический.

Слайд 10

Осуществление процесса социализации происходит на основе четырех иерархически расположенных структур. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга. Первая структура - микросистема. Вторая структура - мезосистема. Третья структура - экзосистема. Четвертая структура - макросистем. Таким образом, социализация является одним из основных социальных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие любого общества.

Слайд 11

Социальный контроль

Является важнейшим результатом социализации и заключается в регулировании его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Такое подчинение выражается в осмысленном или спонтанном следовании нормам, предписанным группой. Социальный контроль может быть: формальным неформальным

Слайд 12

Девиантное поведение

Когда идеалы общества несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своей цели. Этот выбор связан с девиантным поведением, т.е. таким, которое не соответствует социальной норме. Т Так, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, за богатством и властью выбирают социально запрещённые или противозаконные средства и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом нарушения норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых обществом ценностей. Таким образом, девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации в данном конкретном случае.

Слайд 13

Социальный статус

  • Слайд 14

    Социальный престиж

    Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа. Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в социальной структуре. Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например: престижными считают образование, полученное в хорошем учебном заведении высокая должность; определенноеместо проживания (столица, центр города). Е Если же говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

    Слайд 15

    В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

    биологическая наследственность; физическое окружение; культура, социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт.

    Слайд 16

    Заключение

    Социализация - сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности развитие творческого мышления развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях;

    Слайд 17

    потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств способность самостоятельно принимать решения уважение к законам, моральным ценностям социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства воспитание национального самосознания гражданина

    Посмотреть все слайды

    Тема урока:

    Социализация. Агенты социализации.


    1.Профессиональные интересы, склонности и способности

    2.Социализация.

    3.Агенты социализации.


    Интересы – это побуждения познавательного

    характера. Интересы связаны с потребностью

    человека.

    Интересы различают:

    • по содержанию (например, музыкальные, технические);
    • по широте (широкие, т.е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);
    • по глубине (глубокие или поверхностные);
    • по длительности (устойчивые или неустойчивые)

    Профессиональный интерес – это эмоционально

    окрашенное отношение человека к определённому виду

    деятельности.


    Склонность

    Склонность – это нечто большее чем просто

    познавательное побуждение, это активное, сознательное преобразующее отношение к чему- либо.

    • Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение разных знаний или на создание каких-либо вещей, предметов.
    • Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

    Интересы

    Склонности

    Хочу знать

    Хочу сделать


    Способности

    Способности - это индивидуальные

    особенности личности, обеспечивающие ему

    успех в деятельности.

    Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность .

    • Талант выдающиеся способности личности в определённой деятельности.
    • Гениальность наивысшая степень творческих проявлений личности.

    Виды способностей

    СПОСОБНОСТИ

    Общие

    Специальные

    Педагогические,

    спортивные,

    технические,

    математические,

    художественные,

    организаторские,

    литературно-лингвистические

    Интеллект,

    работоспособность,

    целеустремлённость и др .


    Понятие и сущность социализации

    В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где первоначально означал «обобществление». Американский социолог Гиддингс в 1887 году в книге «Теория социализации» впервые употребил его в значении применительно к человеку – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную область исследований.

    Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.


    Социализация- это

    • начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм.

    Стадии социализации:

    • Детство Юность Зрелость Старость
    • Начальная Продолженная

    (ранняя) (зрелая)


    • Вторичная (продолженная)

    Овладение индивидом специальными знаниями и навыками - профессиональная социализация;

    Включение индивида в систему общественного разделения труда;

    Изменение образа жизни человека в связи с исключением из среды производства

    (зрелость, старость).

    • Первичная (ранняя или начальная)

    Приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение первоначальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей

    (детство, юность)

    Стадии социализации


    Факторы и средства социализации

    Факторы

    социализации

    Мегафакторы

    (мега – очень

    всеобщий)

    Макрофакторы

    (макро – большой)

    Мезофакторы

    (мезо – средний,

    промежуточный)

    Микрофакторы

    общество,

    государство

    типу поселения, в которых они

    живут (регион, село, город, поселок);

    по принадлежности к аудитории тех

    или иных СМК (радио, телевидение);

    по принадлежности к тем или иным

    субкультурам

    семья, домашний очаг, сосед-

    ство, группы сверстников,

    воспитательные, общественные,

    государственные, религиозные

    и частные организации,

    миросоциум


    • Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное . Это процесс формирования личности , который осуществляется в результате взаимодействия с себе подобными.

    • Социализация – это поиск человеком своего социального места, обретение политической (права голосовать и быть избранным), экономической (устройство на работу), социальной (создание собственной семьи, отделение от родителей) самостоятельности.

    • Агенты- конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
    • Институты - официальные учреждения, формальные организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

    Агенты социализации-

    конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей

    Родители, братья, сестры, родственники, учителя (первичная социализация)

    Сотрудники телевидения, предприятия, полицейские (вторичная социализация)

    Институты социализации- это социальные

    учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его

    Семья, школа (первичная социализация)

    Средства массовой информации, армия, церковь

    (вторичная социализация)


    Виды социализации

    Первичная социализация

    сущность

    Вторичная социализация

    Сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека

    Агенты и институты

    Родители, братья, сестры, родственники, друзья, тренеры

    Сфера социальных, формальных отношений

    Их функции

    Государство, производство, СМИ, армия, суд, церковь, школа.

    Каждый- множество функций, взаимозаменяемы

    Узкоспециализированы: каждый- 1-2 функции


    • Покажите на 3 примерах воздействие различных социальных институтов на социализацию личности ( C6 . стр. 53 ТЗ).
    • Назовите любые 3 фактора социализации личности.
    • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Составьте 2 предложения, содержащие информацию о социализации личности. (С5.стр. 34 ТЗ)

    А4 стр. 46 ТЗ

    А)В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

    Б)В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

    1)Верно А; 3)верны оба;

    2) Верно Б; 4) оба неверны.



















    1 из 18

    Презентация на тему: Человек в процессе социализации

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    План: 1. Социализация как социально-педагогическое явление. 1.1. Понятие и сущность социализации. 1.2. Этапы и агенты социализации. 1.3. Факторы и средства социализации. 1.4. Механизмы и структура процесса социализации.2. Оценочное состояние человека в социализации. 2.1. Человек как объект и субъект социализации. 2.2. Человек как жертва социализации.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    1. Социализация как социально-педагогическое явление1.1. Понятие и сущность социализации В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономики, где первоначально означал «обобществление». Американский социолог Гиддингс в 1887 году в книге «Теория социализации» впервые употребил его в значении применительно к человеку – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную область исследований. Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Выводом является понимание того, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    1.2. Этапы и агенты социализации Социализация человека имеет особенности на различных этапах. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и все они достаточно условны. I этап – младенчество (от рождения до 1 года). II этап – раннее детство (1-3 года). III этап – дошкольное детство (3-6 лет). IV этап – младший школьный возраст (6-10 лет). V этап – младший подростковый возраста (10-12 лет). VI этап – старший подростковый возраст (12-14 лет). VII этап – ранний юношеский возраст (14-18 лет). VIII этап – юношеский возраст (18-23 год). IX этап – молодость (23-30 лет). X этап – ранняя зрелость (30-40 лет). XI этап – поздняя зрелость (40-55 лет). XII этап – пожилой возраста (55-65 лет). XIII этап – старость (65-80 лет). XIV этап – долгожительство (свыше 80 лет).

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Важную роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Различают первичные и вторичные агенты социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Первичные агенты – те, которые эмоционально связаны с ребенком (семья, близкие родные). Вторичные агенты многочисленные и условно подразделяются на несколько ступеней:люди, принимающие на себя функции первичных агентов;сверстники;общественные агенты (представители администрации школы, университета, предприятия, армии);вынужденное взаимодействие (пассажиры в метро, трамвае).

    № слайда 7

    Описание слайда:

    1.3. Факторы и средства социализации Социализация протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, влияющих на развитие людей. Эти действующие на людей условия называются факторами. Они не все выявлены, а выявленные – не все достаточно изучены. Изученные факторы условно можно объединить в четыре группы:

    № слайда 8

    Описание слайда:

    № слайда 9

    Описание слайда:

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Средства социализации Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфическим для общества, для социального строя, для возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в организациях.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    1.4. Механизмы и структура процесса социализации Механизмы социализации Социально-психологические механизмы социализации: импринтинг (запечатление); экзистенциальный нажим; подражание; идентификация (отождествление);- рефлексия. Социально-педагогические механизмы социализации: традиционный; институциональный; стилизованный; межличностный.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Социально-психологические механизмы Социально-психологические механизмы затрагивают сознание и подсознание. Импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Преимущественно работает в младенчестве, раннем детстве, хотя может быть и на более поздних этапах.Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами (приспосабливаемость). Подражание – следование какому-либо примеру, образцу (один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта).Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Социально-педагогические механизмы Традиционные механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально создаваемыми для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и средства массовой коммуникации). Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только через трансляцию определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – комплекс морально-психологических черт и поведенческих представлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура влияет на социализацию человека если ее носители группы людей (коллеги, сверстники) референтны (значимы) для него. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Этот механизм выделяется как специфический, так как в основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    Структура процесса социализации Процесс социализации можно условно разделить на четыре составляющие: 1 – стихийная социализация человека под влиянием обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями; 2 – относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организацион-ные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп и социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т.д.). 3 – относительно социально контролируемая социализация (воспитания) – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития и воспитания человека; 4 – более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения) в соответствии с индивидуальными ресурсами и объективными условиями жизни и вопреки им.

    № слайда 15

    Описание слайда:

    2. Оценочное состояние человека в социализации2.1. Человек как объект и субъект социализации Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации, так как общество заинтересовано в том, чтобы человек: успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), смог участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д. Требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Уровень этих требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются (возрастная и общественная социализация). Человек как объект социализации обязан освоить роли и ожидаемое поведение в отношении семьи и общества, а также развить удовлетворительные связи с другими людьми.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Человек становится полноценным членом общества, только проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе, т.е. будучи субъектом социализации. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность. Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он осознанно или неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет субъектность и субъективность. Условно можно выделить три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физи-ческого и сексуального развития. На каждом возрастном этапе человек усваивает телесный канон, свойст-венный той культуре, в которой он живет (эротика, порнография), эле-менты этикета, символики, кинеси-ческого языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с полоро-левым поведением; реализует физи-ческие и сексуальные задатки; ведет здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, управление своим психо-физическим состоянием); пере-страивает стиль жизни в соответст-вии с индивидуальными возможнос-ями. Социально-культурные задачи познавательные, морально-нравст-венные, ценностно-смысловые объективно определяются общест-вом в целом, а также этнорегиональ-ными особенностями и ближайшим окружением человека. Специфические социально-культур-ные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни общества. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей. Социально-психологи-ческие задачи это становление самосознания личнос-ти, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализа-ция и самоутверждение. Самосознание личности – это достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, причем необходимо чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности резулта- том и процессом самореализации.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    2.2. Человек как жертва социализации Человек не только объект и субъект социализации, но он может стать ее жертвой. Это связано с тем, чтопроцесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Успешная социализацияпредполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность вопределенной мере противостоять обществу. В процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его вобществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе иобособлением в нем. Люди, не способные сохранить баланс между адаптацией и обособлением, могут стать жертвамисоциализации. К ним, прежде всего, относятся конформисты и диссиденты. Конформист – полностью адаптированный в обществе и не способный противостоять ему. Диссидент – человек, не адаптированный в обществе, но достаточно активно обособленный. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которыххарактерно наличие опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. На каждом возрастномэтапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человеканаиболее вероятно. К ним относятся: нездоровье родителей, пьянство, питание, гипо- и гиперопека,негативное отношение, девиантное поведение родителей и т.д. Произойдет ли столкновение человека с этими опасностями зависит от его индивидуальныхособенностей. Виды жертв неблагоприятных условий социализации:реальные – инвалиды, люди с психико-соматическими дефектами и отклонениями;потенциальные – люди с пограничными психическими состояниями; мигранты из страны в страну, из региона и т.д.; дети, родившиеся в семьях с низким моральным, экономическим и культурным уровнями; представителей инонациональных групп в местах комплексного проживания другого этноса;латентные – высокоодаренные люди, условия социализации которых недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают. Таким образом, человек выступает во всех трех ипостасях – объекта, субъекта и жертвы и в стихийной, и в направляемой, и в социально-контролируемой социализации.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Социализация - это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь. Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: - детство - юность - зрелость - старость

    4 слайд

    Описание слайда:

    Периоды социализации Период детства и юности составляет начальную социализацию; Период зрелости и старости - продолженную социализацию.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть успел... А.С.Пушкин В ходе социализации человек из биологического существа превращается в социальное. Социальная среда играет в этом процессе решающую роль. Социализация дает возможность общаться посредством освоенных ролей. Социализация обеспечивает сохранение самого общества: прививает новым гражданам общепринятые ценности, образцы поведения.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Социализация - процесс развития человека, становления личности во взаимодействии с окружающим миром. Социализацию переживает каждый из нас на протяжении всей жизни. Социализацию понимают как процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм, накопления жизненного опыта. Иногда социализацию понимают как подготовку к взрослой жизни, как обучение и воспитание в школе, обучение предмету.

    7 слайд

    Описание слайда:

    8 слайд

    Описание слайда:

    Первичная социализация Семья Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Вторичная социализация Детский сад, школа Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является место, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Досрочная социализация Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, взаимоотношения с одноклассниками, могут послужить «репетицией» отношений с будущими коллегами по работе.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Ресоциализация Ресоциализация - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

    12 слайд

    Описание слайда:

    "ступени" социализации: детство, юность, зрелость, старость. "Годы юности - самые трудные годы", - еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант. Трудности подросткового возраста: психологические сдвиги (влечение к противоположному полу, усиливается агрессивность, склонность к необузданному риску и т.д.); склонность к инновации и творчеству; непризнание авторитетов; подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности; формируется параллельная система ценностей: родители - сверстники; изменяется поведение (от почти полного послушания к скрытому или явному неповиновению родителям); противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Может быть, это проблемы только современных подростков и молодых людей? Когда были написаны эти слова? Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". (Надпись на вавилонском сосуде, около 3-х тыс. лет до н. э.). "Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель". (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.). Подростковый возраст - это экзамен для всех (самого подростка, родителей, учителей). Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы этого возраста: надо набраться терпения...

    14 слайд

    Описание слайда:

    Важность подросткового этапа Заканчивается формирование фундамента личности - мировоззрения; Осознание своего "Я" происходит как осмысление своего места в жизни; идет постоянный поиск нравственных ориентиров. Экономически несамостоятельны, требуют социальной защиты, не выступают участниками правоотношений, не являются собственниками, производителями. Они лишь потребители; хотя психофизически они уже созрели для принятия важных решений. Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать много ошибок. Но главное не их количество, а качество: преступность, наркотики, лихачество, алкоголь, половая распущенность... Это попытка играть роль взрослых.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    социализация Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

    стадии социализации

    ВКЛАД ЭРИКСОНА Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, где показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека.

    « Как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. » (Эриксон) «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала». (житейская мудрость)

    Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты, что связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. В эти периоды следует учитывать, что дети: - трудновоспитуемы; - проявляют упрямство; - непослушание; - строптивость; - негативизм и др.

    Механизмы социализации

    большие малые протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка. обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением. КРИЗИСЫ

    Теории социализации Теории социального научения (бихевиористские) Психоаналитические теории (идентификации) Когнитивистские теории (социального сравнения)

    Нарушение социализации Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) - противоправное, (влечет административную или уголовную ответственность), или аморальное (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, а иногда включается поведение суицидное).

    Аморальное асоциальное поведение В зависимости от способов взаимодействия индивида с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов (по В.Д. Менделевичу): Делинквентный тип девиантного поведения (преступления, проступок). Аддиктивный (сексуальные взаимодействия, трудоголизм, фанатизм). Патохарактерологический (психопатии и акцентуации характера) Психопатологический (психические расстройства и заболевания). Основанный на гиперспособностях (математических, музыкальных, художественных и иных).

    Непротивоправное девиантное поведение

    Антисоциальное девиантное поведение

    1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. 2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции). 3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно. 4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). 5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности. 6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. 7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации. 8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. ПРИЗНАКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

    Агрессия. - Суицид. - Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизм, наркотизация, табакокурение и др.). - Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание). - Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосоциального развития). - Сверхценные психологические увлечения (« трудоголизм », « гемблинг », фанатизм, коллекционирование). Выделяются клинические формы девиантного поведения:

    Сверхценные патопсихологические увлечения (разновидность маний, сутяжничество и др.). - Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирование и др.). - Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, фобическое, нарцисстическое поведение). - Безнравственное, аморальное поведение (алчность, зависть, прелюбодеяние, тщеславие и др.). - Неэстетическое поведение (девиация стиля речи - заикание, дислалия, афазия), девиация стиля взгляда, движений и др.

    Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте. !!!