Ркр маршал устинов. Ракетный крейсер «Маршал Устинов» — живая легенда Российского ВМФ. Сейчас на ракетном крейсере «Маршал Устинов» модернизировали радиоэлектронное вооружение

Одно из суден Северного флота – крейсер «Маршал Устинов» является вторым объектом, построенным по проекту 1164 «Атлант». Корабль был заложен и построен на строительном заводе в Николаеве, спущен на воду в 1982 году и включен в состав флота в 1986 году.

Характеристики и строительство

Ракетный крейсер Маршал Устинов Северного флота

Судно имеет достаточно большие габариты – 186 м в длину. Дальность плавания при скорости 63 км/ч – около 8 тысяч миль. Строительные работы по закладке корабля начались в 1978 году. Экипаж корабля – более 500 человек. ВМФ России обладает только еще двумя кораблями с подобным вооружением и функциями – «Москва» (Черноморский флот) и «Варяг» (Тихоокеанский флот). 16 установок сверхзвукового типа, выпускающие противокорабельные установки, являются лишь частью арсенала, которым вооружен «Маршал Устинов» — ракетный крейсер, который модернизировался с 1994 по 1997 год в Санкт-Петербурге. На современном этапе судно вновь проходит модернизацию.

История

С 1987 по 1989 гг. совершал походы в Средиземное море. Дважды (1989 и 1991 г.) посещал с деловым визитом базы ВМФ США в Мэйпорте и Норфолке. Был участником парада в честь 300-летия флота России как флагман (1996 г., Санкт-Петербург). После подписания договора в Минске стал подшефным Белоруссии (2001 г.). По окончанию договора участвовал в походе на территорию Северо-Восточной Атлантики (2004 г.). С лета 2008 г. по лето 2011 г. находится на вахте в Антарктике (сменил корабль «Североморск» у архипелага Шпицберген).
С 2011 года и по настоящее время крейсер «Маршал Устинов» проходит модернизацию на заводе «Звездочка» в г. Северодвинске Архангельской области.

Ход модернизации

Корабль пришвартовался к «Звездочке» еще летом 2011 года для прохождения планового ремонта. Через год, в 2012 г. крейсер был установлен на твердое основание и подвергся ряду мероприятий по устранению неполадок в осушительных, водосливных, противопожарных коммуникациях, основных механизмов. Были окрашены наружная часть корпуса, грот- и фок-мачты, топливные цистерны.
Корабль уже оснастили трехкоординатной РЛС «Подберезовик», РЛС «Фрегат-М2М», обнаруживающей цели низкого полета (находится на носу судна), новыми радарами.
С середины лета 2013 года манипуляции по модернизации продолжаются. Выход в открытое море планировался на 2015 год, но перенесен на 2016 год. Крейсер «Маршал Устинов» и аналогичные ему корабли ранее проходили плановое техобслуживание или ремонтировались на местах дислокации.


По окончанию капремонта:

  • Будет заменено более 50 % проводки;
  • Установятся инновационные навигационные приборы, высокочастотные антенны и станции радиолокации;
  • Вооружение и силовая установка модернизацию не пройдут, но подвергнутся ремонту;
  • Будет установлен новый ракетный комплекс «Вулкан» дальностью действия до 1000 км;
  • Отремонтируются основные газотурбогенераторы;
  • Модернизируются системы связи и разведки;
  • Будут проведены электромонтажные работы в 5 отсеках корабля.

Кардинально крейсер «Маршал Устинов» не заменит свое вооружение. Однако ремонт, длящийся 4 года, должен положительно сказаться на боеготовности судна. Планируется уменьшить количество неисправностей, повысить надежность рабочих систем. Модернизация коснется и мест проживания экипажа, будут обновлены кубрики на 12 и 18 мест.
Крейсер «Маршал Устинов» также ждет обновление компонентов базового вооружения – установка плазменных дисплеев и микропроцессоров. Окончание ремонтных работ планируется на конец 2016 года и судно будет направлено в ЗАТО Североморск Мурманской области (в/ч 70195).

В России в боевой строй после шести лет ремонта вступил ракетный крейсер «Маршал Устинов». После его ввода у ВМФ России появился четвертый корабль такого класса

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» вернулся в боевой строй после шестилетнего ремонта. Об этом заявил министр обороны Сергей Шойгу на заседании коллегии военного ведомства, передает «Интерфакс» .

По его словам, крейсер вводится «в состав сил постоянной готовности».

Сам ремонт на крейсере завершился в декабре 2016 года. Тогда он вернулся на базу Северного флота, в Североморск. 26 декабря на пирсе прошла «торжественная церемония встречи крейсера», заявляли в пресс-службе флота (цитата по ТАСС).

Ремонт на крейсере начался в 2011 году. Первоначально на крейсере хотели провести «средний ремонт». Однако позже, в 2013 году, было принято решение провести «серьезную модернизацию». В частности, вместо изначально установленного противокорабельного ракетного комплекса «Базальт» (дальность стрельбы — до 500 км) было решено поставить комплекс «Вулкан» (дальность — до 700 км), рассказывали «Интерфаксу» в главном штабе ВМФ. Также на корабле провели ремонт конструкций корпуса корабля, механизмов винтов и рулей, главной силовой установки и других систем.

В октябре 2016 года крейсер вышел в море на заводские ходовые испытания. Во время них корабль прошел 4 тыс. морских миль. При этом вице-президент объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев заявлял, что крейсер войдет в боевой строй до конца 2016 года.

«Брат» ракетных крейсеров проекта 1164 «Москва» и «Варяг» – корабль первого ранга «Маршал Устинов» возвращается после длительного ремонта к несению боевой службы в составе Северного флота. Годы у причальной стенки судостроительного завода «Звездочка» в Северодвинске не прошли даром – перед нами предстал совершенно новый корабль, оснащенный мощным вооружением и радиоэлектронным оборудованием.

Про «Маршала Устинова», который с 2011 года долгие пять лет находился на плановом ремонте, успели подзабыть – название крейсера в печати упоминалось крайне редко, да и то сведения ограничивались невнятными сообщениями о проведении работ. Казалось, что этот корабль потерян для флота и его ждет удел плавно докатиться до уровня металлолома. Ан нет, жив курилка! Да еще как жив – вышел на заводские испытания как новенький, оставив из «прошлой жизни» пожалуй только корпус да прежнее названия.

Про Дмитрия Федоровича Устинова, чье имя носит ракетный крейсер с 1986 года, тоже наверняка многие подзабыли. К флоту маршал имел отношение лишь как министр обороны СССР, должность которого занимал с 1976 по 1984 годы. Его «коньком» были танковые и ракетные войска, которым отдавалось предпочтение в возможной войне с НАТО.

Но и про ВМФ Устинов не забывал – в этот период в эксплуатацию боевые корабли сходили десятками. И крейсер проекта 1164, который изначально носил имя «Адмирал Флота Лобов», тоже был заложен в бытность Дмитрия Федоровича министром обороны. Так что свое название в честь «сухопутного» военачальника крейсер получил заслуженно, а сами члены экипажа корабля с гордостью называют себя «устиновцами».

В тот период были заложены еще три ракетных крейсера этого проекта – «Варяг», «Москва» и «Украина». Два первых являются гордостью российских Тихоокеанского и Черноморского флотов и достойно несут боевую вахту в различных акваториях Мирового океана. Прискорбна судьба «младшей» – «Украины», которая досталась при разделе флота Незалежной.

Этот корабль так и не вышел в море из-за отсутствия средств и тихо ржавеет в доках Николаевского судостроительного завода, став… музеем непонятно чего. Переговоры о покупке этого корабля Россией поднимались уже не раз, но всякий – безрезультатно. В Киеве упорно твердят, что «тильки ни москалям», а других покупателей, способных вернуть крейсеру жизнь, попросту нет.

«Маршал Устинов» с первых дней вхождения в состав Северного флота стал образцовым кораблем во всех отношениях. Его первому командиру капитану 2 ранга Владимиру Веригину удалось заложить те добрые флотские традиции, которые соблюдают и нынешние «устиновцы» – боевая мощь, помноженная на мастерство и дисциплинированность экипажа.

Надо ли говорить, что крейсер, который «не вылезал» из дальних походов был надраен от клотика до трюма, а в медные комингсы можно было смотреться как в зеркало. Не случайно в 1989 году именно «Маршал Устинов» под вымпелом тогдашнего первого замкомандующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова отправился с визитом в Норфолк – военно-морскую базу США.

К слову, адмирал Касатонов был неравнодушен к крейсерам проекта 1164 «Атлант» и ценил их за океанские ходовые качества и ударную мощь вооружений, способных эффективно противостоять надводному, подводному и воздушному противнику. Не случайно в бытность командующим ЧФ Игорь Владимирович предпочитал поднимать свой вымпел на «Москве» – «брате-близнеце» «Маршала Устинова».

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» за годы службы не только ходил с дружественными визитами. Этот корабль выполнил свыше 370 боевых упражнений сиспользованием ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов. В походах он прошел почти 150 тысяч морских миль (6 раз по экватору вокруг Земли!), провел в открытом море 1089 суток.

В 1987-88 и 1989 годах крейсер нес службу в Средиземном море в составе советской корабельной группировки. После планового ремонта в 1997 году «Маршал Устинов» отправился в Атлантику, а потом долгое время принимал участие в патрулировании в Северном Ледовитом океане вокруг острова Шпицберген, обеспечивая безопасность российских рыболовных судов в регионе. Походил не мало.

Если говорить о той модернизации, которая была произведена на этом корабле за время ремонта на «Звездочке», следует остановиться на его вооружении. Основное, что и следует из названия, ракетное. Это 16 ПУ ПКРК (пусковая установка «Базальт»).

Это ракета массой в 6 тонн и скоростью полета 3077 км/ч, с частичным бронированием, оснащенная мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кг) боевой частью и способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет этой противокорабельной ракеты осуществляется по сложной траектории, она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля.

Крейсер несет на борту 96 реактивных глубинных бомб (РБУ-6000) поражающих торпеды и подводные лодки противника на дальности 6 километров при глубине погружения 500 метров (американская АПЛ класса «Вирджиния» способна погрузиться максимум на 488 метров). 10 торпед калибром 533 мм уничтожают цели на дальности 22 километра, двигаясь к ним под водой со скоростью 100 км/ч.

Зенитное вооружение представлено ЗРК С-300Ф «Форт» («Риф»), поражающих воздушные цели по горизонтальной дальности в 90 и вертикальной в 25 километров. Плюс 6 зенитных 30 мм установок АК-630 со скорострельностью в 6000 выстрелов в минуту. Способны поражать воздушные цели и сдвоенные 130 мм пушки АК-130 со скорострельностью 90 выстрелов в минуту и дальностью 24 километра. С успехом они ведут огонь и по надводным целям. В состав вооружений крейсера входит и вертолет Ка-27 (либо его модификации), для которого оборудована площадка на корме корабля.

В ходе модернизации на «Маршале Устинове», были установлены новые радиолокационные станции. Крейсер получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками. Модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера, в том числе и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), позволяющими сделать корабль невидимым для средств наведения противника.

Корабелы «Звездочки» заменили на «Маршале Устинове» и всю внутреннюю «начинку», начиная от кабелей, заканчивая газотурбинными установками, которые позволяют крейсеру развивать скорость в 32 узла. Крейсер с экипажем почти в 500 человек, обладает автономностью плавания в 30 суток и способен за это время преодолеть более 7500 морских миль.

«Это совершенно новый корабль, – считает адмирал Владимир Комоедов. – Его введение в состав флота после глубокой модернизации весьма своевременно именно сейчас. Если учесть, что с Севера для выполнения задач в Средиземке ушла авианосная ударная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» и тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» станет хорошим усилением для остальных сил флота в этом регионе.

И мне кажется, что уже настало время и для подобной модернизации для ракетного крейсера «Москва», в первую очередь по зенитно-ракетному вооружению, да и газовые турбины на нем требуют замены. Опыт судостроителей сейчас позволит провести подобные работы гораздо быстрее».

Скучать у причала «Маршалу Устинову» на Северном флоте и впрямь не придется – работы хватит. Но, как предполагается, крейсеру уже в следующем году предстоит «сбегать» и в Средиземное море – в рамках ротации кораблей российской Средиземноморской корабельной группы. Это уже обычная практика, когда корабли наших ВМФ несут боевую вахту в разных участках Мирового океана – там, где есть государственная целесообразность.

Ракетный крейсер Маршал Устинов - боевое судно класса крейсер, один из кораблей проекта «Атлант».

Сейчас корабль находится на плановом ремонте на протяжении уже 5 лет. Входит в состав Северного флота Российской Федерации.

Корабль получил свое название в честь одного из министров обороны СССР - маршала Дмитрия Устинова.

История создания

В рамках проекта «Атлант» была положена задача построиться десять ракетных крейсеров, из которых на данный момент построено только четыре. «Маршал Устинов» - один из кораблей данного проекта.

Его строительство была начато в октябре 1978 года на Николаевском судостроительном заводе. Спустя четыре года «Маршал Устинов» был спущен на воду, а уже в 1986 году был принят в состав Северного флота с полным вооружением на борту.

Главная цель постройки крейсеров проекта «Атлант» - безопасность жизненно важных для СССР зон мирового океана, с помощью хорошо вооруженных ракетных крейсеров.

Технические характеристики

  • Водоизмещение корабля стандартное, как для судов проекта «Атлант» - 11 тыс. тонн;
  • Длина Маршала Устинова достигает почти 187 метров;
  • Мощность силовой установки «Устинова» составляет в общей сложности 105 тыс. лошадиных сил;
  • Максимальная скорость хода крейсера - 32 узла;
  • Максимальная дальность плаванья (на 18 узлах) составляет 7-8 тыс. морских миль;
  • Запаса топлива и пропитания должно без проблем хватать на один месяц (автономность плаванья);
  • Экипаж корабля после модернизации составляет 510 человек.

Вооружение

Как и все крейсеры проекта «Атлант», «Маршал Устинов» обладает мощнейшим вооружением, способным поражать подводные, сухопутные, воздушные и надводные объекты в огромном радиусе. Артиллерийские вооружение состоит из одной артиллерийской установки АК-130 с двумя спаренными орудиями.


ракетный крейсер Маршал Устинов фото

Зенитная артиллерия представлена шестью автоматическими крупнокалиберными пулеметными установками с шестью стволами - АК-630. Гордость вызывает ракетное вооружение крейсера. На «Маршале Устинове» установлено:

  • Шестнадцать ракетных комплексов П-1000 «Вулкан», способных нести ядерные заряды, способные поражать цель на расстоянии до 1000 км;
  • есть возможность также вести огонь фугасно-кумулятивными снарядами;
  • 64 системы пускового огня С-300Ф «Форт», способных поражать цели на расстоянии до 150 км;
  • Для ведения огня на относительно близких дистанциях, на крейсере установлено два ракетных комплекса «Оса-МА», способных поражать любые цели на расстоянии до 15 км;
  • Торпедное вооружение судна состоит из двух торпедных аппаратов калибром в 533-мм;
  • Для поддержки с воздуха крейсер может нести на своем борту один многоцелевой вертолет Ка-27.

История службы

Спустя год после постройки, «Устинов» уже нес боевую службу в водах Средиземного моря. В 1989 году крейсер посетил военную базу США - Норфолк с официальным визитом. С 1994 по 1997 году крейсер находился на ремонте по замене энергетической установки. В 2001 году вновь отправился на ремонт навигационных систем.


крейсер Маршал Устинов фото

В 2008 году занимался патрулированием Северного Ледовитого океана. С 2011 года крейсер стоит на капитальном ремонте. На данный момент ремонтные работы подходят к заключительному этапу, и уже в конце 2016 года планируются провести испытания корабля. В 2017 году «Маршал Устинов» должен по планам вернуться в состав флота.

Возможно, после своего ремонта, в 2017 году «Маршал Устинов» станет флагманом Черноморского флота, тогда как однотипный крейсер «Москва» отправиться на плановый ремонт.

Некоторое время назад в моём блоге проскользнула информация о том, что ракетный крейсер Северного флота "Маршал Устинов" в начале осени начнёт морские испытания. С того момента ситуация не изменилась. Как и обещается, корабль выйдет в море, а пока он стоит у причала "Звёздочки" ( zvezdochka_ru ). Наверное, многие из вас захотят увидеть, что происходит на борту корабля, как раз это вы сможете узнать здесь.


Напомню, "Маршал Устинов" является ракетным крейсером проекта 1164 "Атлант". Водоизмещение корабля составляет 11280 т, его длина - 186,5 м, ширина - 20,8 м, высота - 42,5 м. Скорость хода составляет 32 узла. Корабль вмещает 510 человек.
2.

Строительство крейсера началось еще в 1978 году на Николаевском судостроительном заводе. В 1986 году он был принят в состав Военно-морского флота СССР.

3.

Ремонт корабля начался еще в 2011 году в Северодвинске на предприятии "Звёздочка". ( можно увидеть видео его прихода на ремонт, а тут (27-летие)). Через полтора года корабль поставили на твердое стапельное основание для проведения работ в подводной части судна, ремонта винтов, различных систем и для покраски корпуса. В 2013 году "Маршал Устинов" был спущен на воду. Специалисты продолжили модернизацию корабля.

4.

К сожалению, мне не разрешили выкладывать все снимки корабля, несмотря на то, что многие из них безобидные. Но на них трубы, кабельтрассы, в общем всё то, что необходимо кораблю для окончания ремонта:).

5.

Кстати, несколько лет назад я был на этом корабле и кое-что из старого я здесь выставлю. Будет "тогда и сейчас". Но, к сожалению, таких снимков будет мало. Из-за того, что всё было в разрухе- фоткал тогда очень мало, стыдно было показывать.

6.

7.

Кубрик "Тогда". Страшненько.

Кубрик "Сейчас". Кстати, на фото не тот кубрик, а другой, но они все сделаны как здесь и отличий практически нет. Единственное, что меня здесь смущает - ковёр. Не вписывается.

9.

Ещё один вариант кубрика. На первом плакате такая надпись: "Товарищи устиновцы! 2016 год - год окончания ремонта и перехода в г. Североморск. Направим все усилия на качественное завершение ремонтных работ и освоение новой техники!".

10.

Переходим к кают-компании. Так было "Тогда". К сожалению, только такой снимок, но в тот момент целы были только эти части стен и знаки. Всё остальное было снято: потолок, пол, лампы. Везде были провода и кабеля, вскрытые стены и прочее. Жаль, что не сфоткал тогда всю комнату.