Реклама в глянцевых журналах. Влияние рекламы в глянцевых журналах на потребительское поведение Прогноз развития рынка

Люди по своей природе склонны доверять рекламе. Если говорить о рекламе косметики, то почти 70% и девушек и женщин, пользующихся косметикой, говорят, что покупают то или иное средство, отчасти руководствуясь рекламой . Именно поэтому производители косметики к рекламе относятся очень серьёзно. Очень важно рекламой не разочаровать потребителя, а наоборот, приобрести всё больше и больше постоянных клиенток.

Слово косметика произошло из Греции, и означает - «учение о средствах и методах улучшения внешности человека». Многие косметические средства были произведены именно в Греции.

Косметикой также называют средства и способы ухода за кожей, волосами и ногтями, применяемые с целью улучшения внешности человека, а также вещества, применяемые для придания свежести и красоты лицу и телу.

В современном мире в список косметики включены самые разнообразные средства:

Кремы, эмульсии, лосьоны, гели и масла для кожи (рук, лица, ног);

Маски для лица;

Присыпки, гигиенические присыпки;

Туалетное мыло, ароматическое мыло и т. д.

Дезодоранты и средства от пота;

Духи, туалетная вода, одеколон;

Средства по уходу за волосами (шампуни, кондиционеры);

Продукция по уходу за ногтями, лаки для ногтей,

Губная помада, средства по уходу за губами;

Продукция личной гигиены;

Продукция для загара;

Продукция для укладки волос (лаки, пенки, спреи);

Зубные пасты и средства по уходу за зубами;

Продукция для бритья (пенки, кремы, лосьоны).

Очень часто рекламу косметики можно встретить на страницах глянцевых журналов, стоит пролистать журнал, страницы изобилируют рекламой косметических продуктов с участием моделей: женщин и мужчин. Рассмотрим особенности рекламы в прессе, в глянцевых журналах, что это за реклама, её преимущества и недостатки, а также аудитории, на которые ориентируется реклама в прессе.

Особенности рекламы в прессе. Реклама в глянцевых журналах

Печатная реклама - самая распространённая форма рекламы во всём мире. Это объясняется тем, что такая реклама появилась несколько раньше всех остальных видов рекламы и является одним из простых способов донести информацию о товаре до потребителя . С момента её появления появилось много разновидностей печатной рекламы.

Самой распространённой печатной рекламой является объявление в газете и журнале. Их большие тиражи обеспечивают низкую стоимость одного рекламного контакта. Длительность воздействия газетного рекламного объявления составляет примерно один - два дня, журнального - от одной недели до одного - двух месяцев (однако этот срок может быть гораздо выше, если журнал лежит, например, в холле салона красоты или гостиницы).

Журналы - как еженедельные или ежемесячные массовые издания, являются одним из самых эффективных (эффективность - результативное достижение целей) каналов рекламы. Глянцевые журналы занимают особое место, поскольку они формируют стиль жизни своих читателей, в том числе потребность в продукции .

История глянца продолжительна и терниста. Первые журналы с «модными картинками» появились ещё в XVIII веке в Европе.

В предреволюционные времена бунтовщики читали подпольные газеты, а дамы, заботящиеся о своей красоте - модные журналы.

«Глянцевыми» такие издания стали позже, когда бумажная промышленность и типографские технологии позволили заменить шершавую, желтоватую бумагу на гладкие, словно лакированные, глянцевые странички с фотографиями - сначала раскрашенными, а потом цветными .

Первоначально глянцевые журналы были преимущественно женскими, однако в настоящее время издаются и мужские и детские и специализированные. Специализированные журналы посвящены определённой отрасли или деятельности. Их особенностью является то, что в них размещается реклама, прямо относящаяся к затрагиваемым в журнале вопросам. Например (касаясь темы исследования, будут приводиться соответствующие примеры), в женском журнале, который посвящён женским вопросам: мода, забота о себе - о коже лица, тела, волосах. В таком журнале, где публикуются статьи на данные темы, даются различные советы и комментарии по поводу этих аспектов, будет соответствующе на страницах журнала разместить рекламу магазинов одежды, косметических средств (косметика для лица, для тела и т. д.) и брендов.

Аудитория, на которую ориентирован журнал - специалисты той или иной области знаний. Реклама должна быть адресована той или иной аудитории, в противном случае реклама будет бесполезной. Эффективность рекламы в специализированных журналах выше за счёт более точного её позиционирования. Сообщение получает конкретный круг читателей. Таким образом, рекламу в женских журналах, таких как Glamour, Vogue, Cosmopolitan просмотрят женщины, которым может быть интересны темы, статьи, посвящённые моде, макияжу, и т.п., а также реклама модной одежды и косметических средств.

В особую группу глянцевых журналов можно выделить так называемые журналы lifestyle (образ жизни). Журналы этой группы не имеют чёткой направленности, на какую-либо группу, в целом они пропагандируют определённый образ жизни, который их читателям представляется идеальным. В основном эти журналы на том или ином уровне пишут о модных трендах Тренд - тенденция, которая означает развитие в какой-либо сфере, в которой сохраняется стабильная ситуация (в каком направлении движется мода, какие соц. процессы отображает и как реагирует на то, что происходит в мире) . и мире роскоши. Самые авторитетные из них умеют писать о моде, о роскоши как об определённом аспекте культурной жизни, раскрывая философию стиля, рассказывая о модных брендах, их значении в жизни.

Читая журналы lifestyle, читатель получает представление о стиле жизни определённой социальной группы, к которой он хочет принадлежать или уже принадлежит. К журналам данной категории относится журнал «Лиза», который не нацелен на какую - то определённую группу потребителей. «Лиза» пропагандирует определённый образ жизни в разных аспектах, публикуемые статьи - это статьи для домохозяек, которым даются советы, как содержать дом чистым, аккуратным, как правильно мыть посуду, тут же статьи для деловых женщин, которым даются наставления, как правильно распланировать день, статьи для матерей и беззаботных молодых девушек, которые ухаживая за собой, за своей красотой интересуются новинками из мира косметики и моды. Это статьи для любителей кошек и для любителей собак, а также для любителей путешествий и тех, кто собирается изменить интерьер своего жилища. Кроме этого журнал включает статьи о психологии, статьи, касающиеся юридических вопросов.

К журналам группы lifestyle можно отнести и журнал «Shape», также включающий в себя разнообразные статьи: о здоровье, фитнесе, психологии, о красоте, досуге.

Реклама в глянцевых журналах - это мир роскоши. И каждому читателю предоставляется возможность приобщиться к этому миру, или хотя бы посмотреть на него . Каждому читателю также предоставляется возможность разобраться, что модно, стильно, престижно, как себя вести, как выглядеть, и конечно - без знаний каких фактов из биографий звёзд нельзя считаться культурным, осведомлённым в жизни человеком. Как одеваться, чем пахнуть, какую косметику использовать. Главной героиней любого «глянца» всегда остаётся Мода. Она может меняться - капризная, звёздная - только интерес потребителей к ней всегда остаётся неизменным.

Однако, непосредственно реклама косметики в глянцевых журналах подразделяется на виды в зависимости от сегмента потребителей. Каждый вид рекламы зависит от характеристик и потребностей определённого сегмента. Специалисты классифицируют следующие виды:

Реклама косметики класса Mass Market. Mass Market - это косметические средства, предназначенные для массового потребителя. Как правило, данные косметические средства используются для ухода за кожей, за волосами, за ногтями. Представителями такой косметики являются марки Nivea, Garnier. Рекламу косметики класса Mass Market можно увидеть как в дорогих глянцевых журналах, так и в более дешёвых.

Реклама косметики класса «Люкс». К косметике класса «Люкс» относится продукция крупнейших мировых брендов - Biotherm, Lancome, Chanel, Estee Lauder и т. д. История этих косметических средств насчитывает десятки лет, название марок у всех на слуху. Реклама данного класса в основном распространяется в дорогих глянцевых журналах. Это происходит по большей части потому, что данные издания покупает уже заинтересованная целевая аудитория, а потребителей косметики такого класса не так много .

К выгодам размещения рекламы в журналах - в «глянце» относится то, что их довольно много, их продолжительный жизненный цикл, высокое качество изображений и широкие возможности продвижения товаров. Во - первых, журналы выходят раз в месяц (большинство журналов, некоторые из журналов раз в неделю-две), читаются довольно долго, и, как правило, не одним человеком, а часто переходят из рук в руки - между коллегами, родственниками, друзьями.

Глянцевые журналы печатаются на более плотной и качественной бумаге, с увлекательными лёгкими текстами и качественными картинками, которые проповедуют определённый стиль жизни, идеальный в понимании читателей журналов. Журналы имеют более прочную обложку (глянцевую). Тот факт, что издание ориентирует на определённый образ жизни, рассказывая какую одежду носить, какой пользоваться косметикой, какими цветами и средствами вообще, на какие спектакли и мероприятия ходить, какие выбирать духи, чем пахнуть - это даёт больше возможностей для создания нужного образа продукта и марки, бренда в целом.

Реклама в глянцевых журналах носит не столько информационный, сколько имиджевый характер. В журналах выгоднее заказывать графические блоки или статьи, чем рекламные объявления, поскольку в графических блоках можно показать, представить образ жизни, его соответствие с продуктом, с маркой, с брендом. Под статьями (это будет уместно), можно рекламировать товар, продукт, который соответствует теме статьи.

Недостаток рекламы в глянцевых журналах - отсутствие мобильности, поскольку большинство журналов (в основном дорогие глянцевые журналы) выходят раз в месяц. Из-за этого, соответствующе в дорогих глянцевых журналах, которые выходят раз в месяц помещать рекламу дорогих товаров - дорогого парфюма, косметики, одежды аксессуаров. В журналах, которые выходят чаще, таких как «Лиза», «Работница» , возможно помещать рекламу менее дорогих товаров, создавать менее роскошные образы, более ежедневные. Объяснить этот факт можно тем, что журналы, которые выходят раз в неделю или два - они более дешёвые, чем журналы, которые покупают раз в месяц. Скорей всего журналы по более низкой цене пользуются популярностью у людей, которые желают тратить меньше денег на журнал, на образы в нём, на стиль жизни, который предлагается в журнале. Нет смысла помещать в нём рекламу сверхдорогих продуктов.

Журналы во многом походят на их ближайшего «родственника» – газету. Обладают большинством тех же достоинств и недостатков. Однако кое в чем существенно отличаются.

Достоинства рекламы в журналах

Пожалуй, главным журналов можно назвать качество рекламы. Особенно в глянцевых журналах, где практически любые рисунки и фотографии воспроизводятся без искажений.

Через журналы можно достигать более узких целевых групп, чем через газеты.

Практически для всех общностей людей издаются отдельные специализированные журналы: для женщин, мужчин, антикваров, зубных врачей и т.д.

У журналов очень большая величина вторичной аудитории, так как их читают не только те, кто выписывают или покупают в розницу. Часто журналы дают почитать друзьям и знакомым. Также журналы обычно проходят через много рук, находясь в приемных деловых людей, врачей, социальных заведений и т.д.

Более 70% мужчин и женщин повторно обращаются к прочитанному ранее номеру журнала, что-то перечитывают в нем.

Больший читательский интерес. Читатели часто так заинтересованы в определенных темах, что воспринимают грамотно подготовленную рекламу как полезный редакционный материал.

В журнальной рекламе можно публиковать достаточно длинные и подробные рекламные материалы. Люди читают журналы, чтобы провести время, а не узнать новости, как в газетах. Отсюда у потребителей и более высокое качество восприятия рекламы.

Рубрики журналов могут совпадать с категориями товаров, что очень редко случается у газет. А рекламное объявление, размещенное рядом с тематическим материалом, конечно, будет иметь больший эффект.

Журналы зачастую позволяют рассылать не только, как и газеты, рекламные материалы путем вложения, но и образцы товаров. Как правило, журналы печатаются на более современной и сложной технике. С ее помощью делаются специальные рекламные вставки на клею, брошюровку, конверты, раскладки, многостраничные вкладки, голографию, звуковые страницы; помещать образцы: духи, шампуни, жевательную резинку и т.д.

Современные технологии позволяют делать в журналах персональные вставки. Рекламодатель через определенные места или разделы может напрямую обращаться к конкретному читателю.

Недостатки рекламы в журналах

У журналов меньший охват. Как правило, тиражи журналов на порядок меньше газетных. Хотя встречаются и исключения. Так, например, журнал «Ридерз Дайджест» имеет более миллиона подписчиков.

У журналов аудитория не столь локальна, как у газет. Читатели журналов, как правило, не сконцентрированы в одном географическом районе.

В отличие от газет, журналы не так быстры: на подготовку материалов к печати требуется до нескольких недель. Рекламируемый товар вполне может устареть, цены на него могут упасть или подняться, возможно, изменятся другие условия продажи.

Журналы медленно читаются, а значит, и эффект от рекламы также замедленный, не так концентрирован, как у газет. У ежемесячных журналов – от одного до нескольких месяцев. У еженедельных в среднем около 60% общей аудитории знакомятся с очередным номером в течение недели со дня его поступления в продажу, более 90% аудитории прочитывают его к началу четвертой недели.

Меньшая вариативность. Журналы не любят давать рекламу меньше 1/4 полосы. Поэтому и стоимость рекламы в журналах может быть достаточно высокой.

В популярных журналах могут возникнуть сложности с резервированием наиболее выигрышных мест для рекламы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности рекламы в прессе. Дизайн рекламы в глянцевых журналах. Влияние знаменитостей на повседневную жизнь человека. Психологическое воздействие рекламы на поведение потребителей. Анализ рекламы косметики с участием звёзд кино и шоу-бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2013

    Психологические, социальные, идеологические и маркетинговые причины использования сексуальности в объявлениях. Зависимость рекламы от физиологических особенностей мужчин и женщин. Исследование сексуализированных публикаций в СМИ (в глянцевых журналах).

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Структурно-семантические особенности рекламного текста. Реклама товаров для мужчин как особый вид рекламного текста. Особенности структурной организации лексических и синтаксических средств привлечения внимания покупателя для побуждения к покупке.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Сущность, определение, классификация, типы, цель, функции рекламы. Печатная реклама. Структура рекламного текста. Слоган. Электронная реклама. Реклама на радио, TV, в Интернете. Воздействие рекламы на человека. Психологическая установка в рекламе. Манипул

    реферат , добавлен 18.04.2005

    Исторические этапы развития рекламы, открытие первых рекламных изданий и агентств. Современное развитие рекламного искусства, его классификация по средствам распространения. Реклама на телевидении, в газетах, журналах и печати, наружная реклама.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Преимущества и недостатки журнальной рекламы, принципы и способы ее создания. Особенности восприятия рекламного текста и слогана. Практическое исследование отношения потребителей к рекламе ювелирных изделий, в том числе и Tiffany в журнале Vogue.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2013

    Реклама – это существующее само по себе явление общения или сообщения, направленное на привлечение внимания. Реклама туристская - это сведения и факты о туристских продуктах и туристском предприятии. Слоган - неотъемлемый компонент любой рекламы.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2009

    Реклама - коммерческая пропаганда потребительских свойств товаров и услуг с целью убеждения покупателей в необходимости их приобретения. Создание рекламного текста. Усиление воздействия длинного текста. Текстовая реклама. Рекламное объявление в газете.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2009

Актуальность данной темы заключается в том, что влияние на молодых людей именно развлекательных СМИ, к которым относятся глянцевые журналы, в наше время невозможно не учитывать.

Аналогом модных развлекательных телеканалов среди печатных СМИ являются так называемые "глянцевые журналы" (magazine). Целевыми группами этих красочных изданий являются молодые люди, закончившие школу, студенты, начинающие специалисты.

На наших глазах за последние десятилетие произошли кардинальные изменения в экономике и политике России. В СССР экономика была подчинена административно-бюрократическим методам регулирования со стороны государственных и профсоюзных органов, действия потребителя были жестко регламентированы, выпуск товаров, некоторые из которых продолжают поступать на прилавки наших магазинов, заведомо не удовлетворял потребности потребителей, господствовали массовое производство и массовое потребление. Потребитель был лишен свободы выбора жилья, лечебных учреждений, многих дорогостоящих предметов длительного пользования: автомобиль, мебель и т.д. В условиях рыночной экономики наблюдается обретение россиянами прав на свободу экономического поведения, что подразумевает независимость, свободу и суверенитет, как потребителя, так и производителя.

Под суверенитетом потребителя обычно понимается право владельца любых видов ресурсов (земли, недвижимости, денежных средств) самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использования. Суверенитет производителя ограничивает спрос потребителей - потребности, желания и возможности потребителей покупать товар, услугу, идею в нужном месте, в нужное время, нужного качества при определенном уровне цен на этот товар, услугу, идею. От предпочтения покупателей при развитой рыночной экономике зависит чаще всего набор товаров, услуг, идей которые выгодно производить.

Однако, подобная ограниченность суверенитета производителя относительна, поскольку производитель может создавать спрос на свою продукцию, выпуская на рынок новые и лучшие по качеству товары. Все это имеет отношение и к производству и потреблению глянцевых журналов. Когда все более усиливается давление на аудиторию со стороны производителей рекламы.

История глянца продолжительна и терниста. Первые журналы с "модными картинками" появились еще в XVIII веке в Европе. В начале XIX в. для повышения тиражей эскизы новых платьев, сюртуков и цилиндров, а заодно - мебели и безделушек - стал перепечатывать из парижских изданий "Русский Телеграф", за ним потянулись и другие. В предреволюционные времена бунтовщики читали подпольные газеты, мирные интеллектуалы - "Ниву", а дамы, заботящиеся о своей красоте, - как водится, модные журналы. реклама слоган имидж типография

"Глянцевыми" такие издания стали позже, когда бумажная промышленность и типографские технологии позволили заменить шершавую желтоватую бумагу на гладкие, словно лакированные, глянцевые странички с фотографиями, сначала раскрашенными, а потом цветными. Некоторые из первых "глянцев" живы и здравствуют по сей день - например, Harpers Bazaar.

И если на Западе судьба глянцевых журналов складывалась вполне благополучно, то в СССР, не было глянца.

Но, все же некоторая литература имелась. Журнал "Шейте сами", например. А прибалтийские или польские журналы мод ценились на вес золота, ибо с их помощью можно было самостоятельно пополнить скудный гардероб советского образца. Цветная Burda Moden на русском языке в конце восьмидесятых стала культурным шоком: журналы для сохранности оборачивали в вощеную бумагу, а подругам давали почитать чуть ли не под залог.

Настоящие глянцевые журналы появились в России после перестройки. Менялась политика, экономика, взгляд на товарно-денежные отношения и на такое невиданное прежде понятие как имидж. С появлением в открытой продаже одежды и косметики западных марок, пришло время глянцевых журналов прорастать на нашей почве, чтобы позаботиться о неокрепшем сознании бывших советских граждан и направить их мысли и деньги в нужное русло.

Никто не делает секрета из того, что основной доход любого издания - реклама. И в зависимости от уровня и направленности журнала рекламируют, в основном, так называемые "потребительские товары".

Если упростить понятие, то "глянец" - это новости из мира роскоши плюс реклама, где и как эту роскошь купить. В данном случае мода, реклама и журналистика идут рука об руку: последние новости с подиумов и актуальные тренды сезона транслируются читателю именно со страниц глянцевых журналов. А плюс к этому - все про работу и развлечения, ну и про другие разнообразные психологические аспекты жизни успешного жителя современного мегаполиса. А именно таким видят своего читателя глянцевые журналы.

Однако какой бы ни была специализация издания и кто бы ни были персонажи, появляющиеся на его страницах, главной героиней любого "глянца" всегда остается Мода. Капризная и непредсказуемая, она готова постоянно меняться, и только наш интерес к ней остается неизменным.

Российская реклама представляет собой развивающуюся сферу деятельности, правила которой еще только устанавливаются. Как показало время и исследования, реклама не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности. Влияние рекламы сказывается не только на сфере потребительского рынка, но и на политической и культурной жизни общества, на употреблении русского языка и - опосредованно - на развитии его системы. Появилась потребность в рекламной информации о различных типах товаров - появились особые типы текста: объявление - реклама вещи или услуги, анонс - рекламная информация о содержании газетного или журнального номера или теле - и радиопрограммы, аннотация - краткий рекламный текст о книге или фильме. Необходимость в аргументированном убеждении аудитории повлекла за собой «гибридизацию» газетных, научных, деловых, бытовых жанров: завоевывая потребителей, рекламодатели публикуют балансовые документы и, используя газету как почту, обращаются к клиентам с новогодними поздравительными письмами. В результате сложился особый стилистический облик текстов, сформировавшийся на основе возрождаемых традиций русской рекламы и под активным влиянием энергичной, напористой манеры рекламы западной.

В то же время напористость и чрезмерная броскость рекламного текста зачастую не столько привлекают, сколько раздражают аудиторию, особенно в сложных условиях становления российского рынка. Критическому переосмыслению надо бы подвергнуть несвойственные русской устной речи, импортированные из американской рекламы агрессивные повышенные интонации.

Утверждение о том, что наша страна - самая читающая в мире, актуально до сих пор. Читают везде - в метро, в трамвае, на задних сиденьях лимузинов, украдкой за рабочими столами, в очереди в сберкассе или химчистке, в ожидании официанта в кафе. Романы Дюма сменили отечественные детективы и глянцевые журналы. Первым глянцевым журналом, доступным советским читательницам, был немецкий журнал с символическим названием «Бурда». Именно он в свое время изрядно потеснил отечественную дамскую прессу, не оставив им ни малейшего шанса в борьбе за читательский интерес. Сейчас беглый анализ прессы показывает, что «Крестьянка» с «Работницей» того, советского образца, ничуть не уступали по содержанию ни «Бурде», ни другим навороченным журналам. Конечно с учетом сегодняшнего развития полиграфической базы. Глянцевые журналы делятся на мужские и женские. Многие оспорят это утверждение, ведь ныне любой более-менее приличный журнал, будь то «Рыболов-охотник» или «Друг собаки», имеет глянцевый блеск. Но внешнее разнообразие глянцевых журналов обманчиво, и за роскошными матовыми обложками скрывается основной вопрос - из чего же и для кого же издаются эти «блестящие» произведения. Лидерами среди множества глянцевых журналов являются "Птюч", "ОМ", "Cosmopolitan", "Playboy", каждый из которых имеет собственную постоянную аудиторию читателей, соответствующую их "специализации". Спектр тем, затрагиваемых каждым из перечисленных изданий, в целом совпадает. Это модная музыка, фильмы, книги, мода, спорт, культурные и развлекательные мероприятия, досуг, взаимоотношения между людьми, но удельный вес этих тем в каждом из журналов различен и зависит от их общей направленности.

  • 1. Собственно восприятие, или перцепцию.
  • 2. Понимание, или мыслительную (оценочную) деятельность.
  • 3. Запоминание, или мнемоническую деятельность.

Восприятие - это очень сложный процесс. Каждый человек видит один и тот же объект по-разному. Мы - не фотоаппараты, мы фиксируем окружающую нас действительность по-разному, прежде всего исходя из своего предыдущего жизненного опыта.

Элементом первостепенной важности в процессе восприятия является внимание. Внимание - "ворота восприятия". Без внимания реклама - пустышка.

Психологи определяют внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на чем-то определенном, в нашем случае - на рекламном обращении.

Рекламист, разрабатывающий рекламное обращение, должен знать, что внимание подразделяется на произвольное и непроизвольное. Произвольное (контролируемое) внимание определяется интересами потребителя. К примеру, если человек заинтересован в ремонте квартиры, он найдет издание с разделом, где даются объявления о фирмах, производящих ремонт. Если нужно купить автомобиль, то купит соответствующие рекламные справочники. Так поступает большинство людей. Однако, глянцевые журналы не довольствуются ролью простых носителей рекламной информации - они хотят сами побудить человека совершать выгодные рекламодателям поступки, то есть, по аналогии с приведенным примером, человек должен захотеть купить предложенные на страницах журнала машины или обратиться в рекламируемую фирму за услугами по ремонту квартиры. Для этого внушается мысль о стильности жизни, которая предлагается со страниц издания. Таким образом, здесь эксплуатируется непроизвольное внимание. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб., 2013

Непроизвольное внимание может быть и не связано с моим сиюминутным интересом. Просто реклама в силу тех или иных обстоятельств привлекла мое внимание. Искусство рекламиста и заключается в том, чтобы обеспечить непроизвольное, неконтролируемое внимание. Для этого используются всевозможные средства. Главное из них - обеспечить привлекательность рекламного обращения, его оригинальность и необычность.

Упаковка играет очень важную роль в создании имиджа товара. Так же, как "человека принимают по одежке...", товар оценивают и по его упаковке. На Западе неупакованных товаров практически нет. Мужской костюм - и тот в коробке. Упаковка духов (имеется в виду и дизайн флакона) достигает 50 % их стоимости. Однако это поднимает их престижность.

В США целые институты занимаются дизайном упаковки. Ведь упаковка - это очевидная реклама заключенного в ней товара. Купивший всенародно демонстрирует свое предпочтение данного товара перед другим, а какой товар - "смотрите на упаковке!" Макари И.Г. Реклама и методические подходы к целенаправленному формированию спроса. - М., Маркетинг. 2014.

У глянцевого журнала тоже есть упаковка - обложка, поэтому он в этом отношении такой же товар среди прочих и подчиняется общим закономерностям.

Американские исследовательские институты выяснили, что большое количество покупок совершается немотивированно, за счет психологического воздействия на сознание (или подсознание) покупателя привлекательной упаковки. Любая упаковка товара должна, как и всякая реклама, непременно включать и "ай-стоппер", привлекающий внимание. Покупатели более охотно берут товар в упаковке, на которой есть какая-нибудь картинка. Поэтому, по яркости обложек, по броскости заголовков журналы отчаянно конкурируют между собой. Мануйлов М. Психология рекламы. М. 2011.

Самым простым и популярным средством привлечения непроизвольного внимания является так называемый "ай-стоппер", по-русски - "элемент, останавливающий взгляд". Проблемы "ай-стоппера" довольно хорошо разработаны в американской литературе. И это понятно: средний житель США подвергается воздействию около 1500 рекламных объявлений в сутки. И тот же средний американец тратит всего лишь две секунды на знакомство с рекламным объявлением. Ясно, какая ожесточенная борьба идет за внимание потенциального потребителя. Реклама должна захватить и задержать внимание читателя или зрителя, заставить прочитать рекламный текст или посмотреть рекламный ролик и запомнить их содержание.

Как можно не заметить шестипалую руку величиной во всю журнальную страницу, руку, пальцы которой украшены разными кольцами? Это - реклама ювелирного мастера Херфа Джонса. А вот еще: на фотографии - обыкновенный кухонный стол вверх ножками с подвешенным лодочным мотором. Стол с сидящим на нем человеком плывет. Подпись: "Даже кухонный стол!". Ясно: реклама подвесных лодочных моторов. А кто не обратит внимание на элегантную красотку с дерзким декольте, сидящую на капоте новой модели автомобиля или держащую в руке хрустальный бокал фирмы Lenox? Или - на красотку, одетую в платье, "сшитое" из часов? Так в XXL рекламируются швейцарские часы. Мужчины обратят внимание, потому что они - мужчины, а женщины - для того, чтобы критически оценить макияж и платье бумажной соперницы.

Вообще считается, что больше всего привлекают внимание женщины, потом - дети, потом - животные, яркое цветовое пятно, необычная композиция.

Реклама фирмы Acer использует изображение разъяренной ревущей гориллы. Спрашивается: какая связь между "первобытной" гориллой и современным компьютером? Следует подчеркнуть, что "высший пилотаж" рекламиста - в том, чтобы суметь найти не просто эффектный "ай-стоппер", а такой его вариант, который был бы как-то связан с рекламируемым объектом.

Привлекает внимание великолепный "ай-стоппер" в престижном журнале "Максим", где каждый квадратный сантиметр стоит больших денег, и вдруг видите совершенно пустую страницу. Что это? Типографский брак? Отнюдь. Это - "ай-стоппер". Внизу этой "пустой" страницы очень мелким шрифтом - нонпарелью - что-то написано. Читаем: "Фольксваген мал, но он всегда привлекает к себе внимание". Конечно трюк. Но цель достигнута - хотя нас слегка и обманули, но вниманием вашим овладели.

Трудно также угадать, что может предложить фирма, изображающая в своей рекламе силуэт красного верблюда на желто-зеленом фоне, который, очевидно, должен означать пустыню, оазисную воду, сухофрукты, финики, верблюжью шерсть. Трудно угадать - фирма занимается недвижимостью.

Привлечь внимание можно и несуразностью, а то и глупостью рекламного объявления. Но это совсем не значит, что будет обеспечена его эффективность. Реклама призвана создавать положительный имидж и фирме, и товару. Но если реклама глупая, наглая, оскорбительная и т. п., то ни о каком положительном имидже не может идти и речи.

Должна настораживать реклама с использованием произведений искусства, особенно когда к ним демонстрируют неуважительное отношение. Наконец, выбирая ай-стоппер, нельзя забывать об этике, не следует спекулировать на "воспаленных" темах, не следует всуе использовать то, что еще вчера было "неприкасаемым". Нельзя допускать также, чтобы "ай-стоппер" своей "зазывностью" затмевал рекламируемый объект.

Основной закон рекламы: создать приятные впечатления от приятных вещей. Но и здесь надо знать меру. Излишняя концентрация "красивостей" в рекламе, особенно в журнальной, ведет к потере у потребителя чувства реальности. И главное - эти "красивости" заслоняют сам товар, на их фоне товар выглядит блекло. Шейнов В. П. Социально-психологические основы менеджмента. М., 2007

Привлечь внимание может и необычная композиция рекламного обращения. Разворот крупноформатного журнала под заголовком "Натуральное благородство". На фоне какой-то ткани - изображение рыцарского шлема и меча. В шлеме и на мече, выделяясь ярким желтым цветом, сидят цыплята. Речь, однако, идет не о рыцарских турнирах, а о синтетических тканях фирмы Crylor. Необычное сочетание без слов показывает преимущества этих тканей: надежность и мягкость.

Потребитель может запомнить рекламу, если он понял ее смысл. Дело в том, что создается очень много реклам, особенно в журналах, смысл которых понять трудно. Порою вообще не понимаешь, что же тебе предлагали: товар или услуга оказались затерянными в рекламном хороводе.

Итак, если журнал овладел вниманием читателя, то перейден очень важный рубеж. Теперь задача - обеспечить запоминание рекламы. Но память - это тоже весьма сложный феномен.

Есть два вида памяти: оперативная и долговременная.

Оперативная - позволяет запоминать ненадолго оперативную информацию, которая имеет значение в течение короткого периода, и только. Пример: если просматривать сегодняшнюю программу телепередач, что-то отмечается. Это нужно сегодня. Эта информация завтра будет бесполезна. И она легко уходит из памяти.

Долговременная память "хранит", наподобие компьютера, полученную информацию. Происходит как бы автоматическая сортировка полученной информации - это пригодится и потом, а это - не важно. Это защитная функция нашего сознания. Ясно, что задача рекламиста - внедриться в эту самую долгосрочную память. Ведь мы редко мгновенно реагируем на рекламу. Американские социологи подсчитали, что необходимо от семи до двадцати предъявлении рекламного обращения, чтобы покупатель решился на покупку. Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. - СПб: Питер Ком, 2009.

Для того чтобы "застрять" в долгосрочной памяти, обращение должно обеспечить, как уже отмечалось, такие процессы в сознании покупателя, как понимание и запоминание. Сила рекламы - в ее многотиражности, в ее изобилии и оправданной повторяемости. Здесь реклама похожа на рыбу, которая мечет миллионы икринок, из которых вылупятся и выживут лишь сотни мальков. Но и здесь не все так просто. Восприятие рекламы нашим сознанием не безгранично. Так, журнальная реклама уже на пятый-шестой раз воспринимается как несущественная часть номера и утрачивает информационную функцию. В результате назойливого повторения наше сознание блокирует ее информационную ценность. Правда, остается определенный эффект "зомбирования" нашего сознания благодаря воздействию на наше подсознание. Веселов С. Формирование рынка рекламы в России // Маркетинг. 2014. №1.

Запоминание рекламного сообщения необходимо для того, чтобы обеспечить узнаваемость товара, когда покупатель окажется в ситуации выбора. Наша психология устроена таким образом, что знакомый хотя бы по рекламе товар воспринимается как товар "проверенный", а потому - и более предпочтительный. Считается, что запомнившаяся реклама - верный ключ к продаже товара.

Список использованной литературы

  • 1. Веселов С. Формирование рынка рекламы в России // Маркетинг. 2014. №1.
  • 2. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб., 2013
  • 3. Макари И.Г. Реклама и методические подходы к целенаправленному формированию спроса. - М., Маркетинг. 2010.
  • 4. Мануйлов М. Психология рекламы. М. 2011.
  • 5. Шейнов В. П. Социально-психологические основы менеджмента. М., 2007
  • 6. Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. - СПб: Питер Ком, 2009.