Пути снижения себестоимости смр. Снижение затрат на предприятиях дорожно строительной отрасли Пути снижения себестоимости смр

1.5 Резервы и пути снижения себестоимости строительно-монтажных работ

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Снижение себестоимости строительно-монтажных работ означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства и роста прибыли.

При планировании себестоимости на выполнение строительно-монтажных работ организацией разрабатываются мероприятия, направленные на повышение технического и организационного уровня строительства по сравнению с предусмотренным проектно-сметной документацией, намечаются факторы снижения затрат на производство строительных работ по статьям затрат.

По статье стоимость материалов, деталей, конструкций экономия достигается за счет рационального и бережного использования и хранения материалов; снижения потерь материальных ресурсов при перевозке, складировании, погрузо-разгрузочных работах; применения и соблюдения жестких норм расхода и запасов материалов; проведения маркетингового исследования рынка поставщиков строительных материалов, деталей, конструкций; организации своевременного и комплектного обеспечения строек материальными ресурсами; организации сбора и переработки отходов строительного производства; внедрения ресурсосберегающих технологий и др.

Снижение затрат по оплате труда рабочих может быть достигнуто, главным образом, за счет уменьшения трудоемкости строительных работ, роста производительности труда, совершенствования организации строительства и труда. С этой целью осуществляются мероприятия, направленные на повышения уровня механизации, внедряются средства малой механизации; прогрессивные технологии строительного производства; используются новые прогрессивные материалы; модернизируется устаревшее строительное оборудование. Важное значение для повышения производительности труда имеет улучшение его организации (повышение ритмичности строительства), внедрение передовых методов и мероприятий по научной организации труда, сокращение непроизводительных затрат рабочего времени и др.

Особое внимание следует уделять подготовке и закреплению на местах высококвалифицированных рабочих кадров, владеющих смежными специальностями, рациональному определению численности работающих, разработке и применению наиболее рациональных и эффективных систем оплаты труда и др.

В связи с повышением уровня механизации строительства, ростом оснащенности строительных организаций строительной техникой и оборудованием в себестоимости строительных работ возрастает доля затрат на расходы на эксплуатацию машин и механизмов. Снижение расходов на эксплуатацию и содержание строительных машин и механизмов может быть достигнуто за счет сокращения внутрисменных потерь машинного времени, увеличения коэффициента сменности работы машин в результате повышения уровня ритмичности строительства; наиболее рационального использования техники по времени и по мощности; улучшения системы технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов машин; сокращения времени на перебазирование машин на объекты; экономии энергии и горюче-смазочных материалов; улучшения обеспеченности приспособлениями и запасными частями для работы машин и механизмов и др.

Больше внимания необходимо уделять сокращению затрат по накладным расходам. Для сопоставления сметной величины накладных расходов в подрядных организациях составляется смета накладных расходов. Это позволяет соизмерить общественно-необходимые и индивидуальные размеры затрат на организацию, управление и обслуживание строительного производства. При разработке сметы накладных расходов учитывается их сокращение по отдельным направлениям с учетом экономии от организационно-производственных и хозяйственных мероприятий. На величину накладных расходов влияют такие факторы, как объем строительных работ, продолжительность строительства; наличие и качество инвентаря, инструмента и передвижных временных зданий и сооружений, финансовое состояние организации и т.п. В связи с ростом объема строительных работ наблюдается относительное уменьшение условно-постоянной части накладных расходов по сравнению с базисным (например, расходы на содержание и оплату труда административно-управленческого персонала и др.). При сокращении продолжительности строительства происходит экономия (условно-постоянной части) накладных расходов. Уменьшаются административно-хозяйственные расходы, затраты на содержание бытовых помещений, снижаются расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны, содержание строительной площадки и т.п.

Себестоимость строительно-монтажных работ является одним из основных факторов, влияющих на формирование прибыли строительной организации...

Анализ затрат на производство строительно-монтажных работ

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции...

Анализ производительности труда и сметной стоимости в строительстве

Себестоимость строительно-монтажных работ - важнейший фактор экономических показателей работы строительных организаций. Себестоимость - это выраженные в денежной форме затраты на производство строительных работ и оказание услуг...

Анализ себестоимости продукции

Уровень себестоимости строительной продукции в значительной мере определяется самим предприятием-производителем. В основе стоимости издержек производства лежат объективные факторы: потребность в сырье, механизмах, рабочей силе...

Себестоимость строительно-монтажных работ (СМР) - затраты строительной компании на производство и сдачу заказчику. Планирование себестоимости СМР является основной частью общей системы планов строительной компании...

Методы планирования себестоимости строительно-монтажных работ

Методы планирования себестоимости строительно-монтажных работ

Чтобы определить плановую себестоимость строительной компании необходимо сначала разработать калькуляцию себестоимости по отдельным видам работ. На их основании в дальнейшем будет составлена смета производства...

Особенности планирования на предприятиях строительного комплекса

Сметная себестоимость определяется на базе сметных нормативов затрат на производство строительных и монтажных работ и соответствует размеру денежных средств...

Себестоимость строительно-монтажных работ

Плановая себестоимость строительно-монтажных работ, назначение, порядок определения В условиях рыночной экономики возрастает роль внутрипроизводственного (внутрифирменного) планирования деятельности строительной организации...

Себестоимость строительно-монтажных работ

Себестоимость строительно-монтажных работ

Сметная себестоимость СМР представляет выраженные в денежной форме нормативные затраты строительной организации на их производство, определяемые по сметным нормам и нормативам. Это размер денежных средств...

Статистический анализ строительной организации

Себестоимость СМР - затраты всех ресурсов для выполнения работы в денежном выражении. В строительстве оперируют сметной, плановой и фактической себестоимостью. Прибыль - это разница между стоимостью и себестоимостью выполненных СМР. Прибыль...

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов...

Экономическое обоснование цены реализации строительной продукции

В курсовой работе в учебных целях из-за отсутствия первичной исходной информации и документов бухгалтерского учета, расчет фактической себестоимости выполненных работ производится упрощенно...

Себестоимость строительно-монтажных работ складывается под воздействием про­изводственно-технологических, экономических и других факторов. Выявление и си­стематизация воздействующих факторов (внутрипроизводственных и внешних) является основой выявления и реализации резервов снижения себестоимости СМР. В экономической литературе и на практике различают два понятия резервов:

Резервные запасы (например, строительных материалов, деталей, конструкций), наличие которых необходимо для обеспечения производства СМР строительной организации;

Резервы как еще не использованные возможности снижения себестоимости строительно-монтажных работ при данном уровне использования распола­гаемыми ресурсами (материальных, трудовых, финансовых) в деятельнос­ти строительной организации.

Резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уров­нем использования ресурсов, необходимых для выполнения строительно-мон­тажных работ, и возможным уровнем исходя из накопленного производствен­но-экономического потенциала строительной организации. Следовательно, под резервами снижения себестоимости СМР можно понимать неиспользованные возможности в деятельности предприятия по снижению текущих и прогнозируе­мых затрат на производство строительной продукции за счет белее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, более рацио­нальной организации производства и труда работников.

Классификация резервов возможна по разным признакам, облегчающим поиск резервов. Основной признак классификации резервов - по источникам повыше­ния эффективности строительного производства, которые сводятся к трем основ­ным группам ресурсов: трудовые ресурсы, предметы труда и средства труда.

С позиций строительной организации и в зависимости от источников образо­вания различают внешние (общие народнохозяйственные, отраслевые и регио­нальные) и внутрипроизводственные резервы использования ресурсов (экстен­сивное и интенсивное их использование).

Для практики поиска резервов важное значение имеет классификация их по факторам и условиям интенсификации и повышения эффективности хозяйствен­ной деятельности строительной организации. В соответствии с данной класси­фикацией резервов планируют пути поиска и мобилизации резервов, составляя планы организационно-технических мероприятий по использованию резервов.

Возможны и другие принципы классификации резервов снижения себестои­мости строительно-монтажных работ. Необходимость их применения вытекает из конкретных условий и задач каждой организации. В табл. 15.2 представлена классификация факторов и резервов снижения себестоимости. Их перечень мо­жет быть детализирован и дополнен с учетом особенностей производства строи­тельно-монтажных работ.


Резервы снижения себестоимости строительно-монтажных работ должны быть экономически обоснованными и количественно оцениваемыми.

Например, по группе интенсивных факторов строительная организация, при­держивающаяся в конкурентной борьбе стратегии низких издержек, может обес­печить снижение себестоимости строительно-монтажных работ за счет снижения материальных затрат (Э мз), по формуле:

Эмз = У мз * { х [(100 - С ц) : 100]},

где У мз - удельный вес материальных затрат в сметной себестоимости строительно-монтажных работ, %; С н - снижение нормы расхода материалов, деталей, кон­струкций (по группе в целом или конкретному виду) за счет технико-технологи­ческих решений, %; Cц - снижение цены на материалы, детали, конструкции (по группе или конкретному виду) по сравнению с предусмотренной проектно-сметной документацией, %.

Планируемый рост выработки строительных машин и механизмов на основе совершенствования организации производства позволяет достичь снижения се­бестоимости строительно-монтажных работ (Э всм) как по конкретному объекту производственной программы строительной организации, так и в целом по всей производственной программе:

Э всм = У эм * (У пост з * Р всм) : [(100 + Р всм) х 100],

где У эм - удельный вес расходов по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов в сметной себестоимости строительно-монтажных работ, %; У пост з - удельный вес постоянных затрат в расходах по содержанию и эксплуата­ции строительных машин и механизмов, %; Р всм - планируемый рост выработки строительных машин и механизмов, %.

Таблица 15.2. Классификация факторов по их воздействию на изменение себестоимости строительно-монтажных работ

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Снижение себестоимости строительно-монтажных работ означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства и роста прибыли.

При планировании себестоимости на выполнение строительно-монтажных работ организацией разрабатываются мероприятия, направленные на повышение технического и организационного уровня строительства по сравнению с предусмотренным проектно-сметной документацией, намечаются факторы снижения затрат на производство строительных работ по статьям затрат.

По статье стоимость материалов, деталей, конструкций экономия достигается за счет рационального и бережного использования и хранения материалов; снижения потерь материальных ресурсов при перевозке, складировании, погрузо-разгрузочных работах; применения и соблюдения жестких норм расхода и запасов материалов; проведения маркетингового исследования рынка поставщиков строительных материалов, деталей, конструкций; организации своевременного и комплектного обеспечения строек материальными ресурсами; организации сбора и переработки отходов строительного производства; внедрения ресурсосберегающих технологий и др.

Снижение затрат по оплате труда рабочих может быть достигнуто, главным образом, за счет уменьшения трудоемкости строительных работ, роста производительности труда, совершенствования организации строительства и труда. С этой целью осуществляются мероприятия, направленные на повышения уровня механизации, внедряются средства малой механизации; прогрессивные технологии строительного производства; используются новые прогрессивные материалы; модернизируется устаревшее строительное оборудование. Важное значение для повышения производительности труда имеет улучшение его организации (повышение ритмичности строительства), внедрение передовых методов и мероприятий по научной организации труда, сокращение непроизводительных затрат рабочего времени и др.

Особое внимание следует уделять подготовке и закреплению на местах высококвалифицированных рабочих кадров, владеющих смежными специальностями, рациональному определению численности работающих, разработке и применению наиболее рациональных и эффективных систем оплаты труда и др.

В связи с повышением уровня механизации строительства, ростом оснащенности строительных организаций строительной техникой и оборудованием в себестоимости строительных работ возрастает доля затрат на расходы на эксплуатацию машин и механизмов. Снижение расходов на эксплуатацию и содержание строительных машин и механизмов может быть достигнуто за счет сокращения внутрисменных потерь машинного времени, увеличения коэффициента сменности работы машин в результате повышения уровня ритмичности строительства; наиболее рационального использования техники по времени и по мощности; улучшения системы технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов машин; сокращения времени на перебазирование машин на объекты; экономии энергии и горюче-смазочных материалов; улучшения обеспеченности приспособлениями и запасными частями для работы машин и механизмов и др.

Больше внимания необходимо уделять сокращению затрат по накладным расходам. Для сопоставления сметной величины накладных расходов в подрядных организациях составляется смета накладных расходов. Это позволяет соизмерить общественно-необходимые и индивидуальные размеры затрат на организацию, управление и обслуживание строительного производства. При разработке сметы накладных расходов учитывается их сокращение по отдельным направлениям с учетом экономии от организационно-производственных и хозяйственных мероприятий. На величину накладных расходов влияют такие факторы, как объем строительных работ, продолжительность строительства; наличие и качество инвентаря, инструмента и передвижных временных зданий и сооружений, финансовое состояние организации и т.п. В связи с ростом объема строительных работ наблюдается относительное уменьшение условно-постоянной части накладных расходов по сравнению с базисным (например, расходы на содержание и оплату труда административно-управленческого персонала и др.). При сокращении продолжительности строительства происходит экономия (условно-постоянной части) накладных расходов. Уменьшаются административно-хозяйственные расходы, затраты на содержание бытовых помещений, снижаются расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны, содержание строительной площадки и т.п.

Одним из важнейших факторов, способствующих повышению эффективности строительного производства и инвестиций в целом является снижение себестоимости строительно-монтажных работ.

Для обеспечения намеченного уровня снижения сметной себестоимости разрабатываются организационно-технические мероприятия, иными словами, устанавливаются возможности снижения издержек производства за счет измерения планового объема и структуры строительно-монтажных работ, роста производительности труда, более экономного использования материалов, уменьшения транспортных и заготовительно-складских расходов, улучшения использования машинного парка, повышения сменности работы, сокращения простоев. Таким образом, определяется уровень снижения сметной себестоимости по отдельным статьям затрат, предусмотренных сметой. Но поскольку часть затрат строительного предприятия возмещается застройщиком сверх договорной сметной стоимости, то для соблюдения сопоставимости с фактическими расходами плановая себестоимость должна включать суммы компенсаций и льгот. Следовательно, плановая себестоимость строительно-монтажных работ исчисляется исключением из договорной (сметной) стоимости (без НДС) сумм плановых накоплений и заданий по снижению сметной себестоимости этих работ и добавлением сумм компенсаций, причитающихся с застройщика сверх сметной стоимости.

Основными направлениями снижения себестоимости строительно-монтажных работ являются:

Сокращение затрат на материалы. Материальные затраты составляют 30-60% от всех издержек производства и включает стоимость приобретенных сырья и материалов, топлива и энергии всех видов, крупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, выполненных для предприятия сторонними организациями, услуги производственного характера, потери от недостачи материальных ресурсов (в пределах норм естественной убыли). Специфическим слагаемым материальных затрат является износ инструментов, приспособлений лабораторного оборудования и других средств труда, не относимых к основным фондам, износ спецодежды и других мало ценных предметов.

Очевидны три основных на правления снижения материальных затрат:

1) Поиск и покупка относительно недорого сырья и материалов осуществляется посредством анализа предложений поставщиков по сложившимся связям или по средством обращения на товарную биржу. Исходя из котировки цен на биржах, а также зная цены на материалы и сырье прежних поставщиков, можно сделать вывод, где и за сколько приобретать материалы. Из затрат на сырье, материалы, топливо, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных от ходов по цене их возможного использования в своем производстве. Эта цена может быть ниже цены приобретения, если использование отходов в своем производстве требует повышенных затрат (из единицы отходов получается меньше готовой продукции, чем из единицы исходного сырья или материала). Если отходы реализуются на сторону, то они вычитаются из общей суммы материальных затрат по цене фактической реализации, которая как правило, равна полной цене исходного материального ресурса.

2) Следующий путь сокращения затрат - это меры по недопущению перерасхода сырья и материалов. К числу факторов, определяющих перерасход, относятся:

Сверхнормативные потери при транспортировке;

Небрежное обращение при производстве работ;

Использование в производстве материалов более высокихмарок и сортов, чем это предусмотрено нормами;

Переделки некачественно вы полненных работ;

Некачественная приемка, не правильное хранение;

Недостачи, хищения.

3) Сокращение затрат на сырье и материалы посредством их экономии производится за счет ряда факторов, к которым относятся:

Сокращение потерь против установленных норм естественной убыли;

Продление сроков оборачиваемости вспомогательных устройств по сравнению с действующими нормами;

Применение новых видов материалов (замена материалов).

Следует обратить внимание на проблемы снижения материальных затрат, связанных с использованием природного сырья, работа ми и услугами сторонних организаций, в том числе транспортных.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости строительно-монтажных работ имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия, последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других не производительных расходов.

Снижение себестоимости строительно-монтажных работ (С с, в процентах) как следствие уменьшения затрат на строительные материалы и конструкции можно рассчитать по формуле:

где Умо - удельный вес затрат на материалы и конструкции (на данный материал или вид конструкций в процентах к сметной стоимости всех строительно-монтажных работ);

Ур, Уц - соответственно процент снижения нормы расхода и цены материалов и конструкций (данного вида).

Себестоимость строительно-монтажных работ за 2006 год составляет 22 914 000 тенге. В себестоимости работ входят материалы на материалы и конструкции составляют 8 450 000, т.е. 36,9% к сметной стоимости.

С 2010 года планируется использование эмульсионно-минеральных материалов на основе катионактивных эмульсий, что обеспечивает высокое качество материалов и продление строительного сезона.

Использование эмульсионно-минеральных материалов позволит снизить нормы расхода на 15%, а стоимость материалов снижается на 18%.

Таким образом, использование эмульсионно-минеральных материалов на основе катионактивных эмульсий позволит снижению себестоимости строительно-монтажных работ на 11,1807%.

Одним из резервов снижения себестоимости строительно-монтажных работ является сокращение накладных расходов, кото рые занимают значительный удельный вес в сметной стоимости выполняемых работ.

Накладные расходы в строительных организациях определяются дифференцированно по нормам, которые зависят от значения и характера работ. Предельные нормы накладных расходов применяются для определения сметной стоимости строительства и расчетов между заказчиком и подрядчиком. Базой для исчисления накладных расходов для строительно-монтажных работ является сметная стоимость прямых затрат. Средняя норма накладных расходов в строительстве составляет 26% от сметных прямых затрат.

Накладные расходы подраздляются на четыре группы:

1) Административно-хозяйственные расходы - основная и дополнительная заработная плата административно-управленческого илинейного персонала, командировочные, подъемные и другие расходы, связанные с перемещением, разъездом и содержанием легкового транспорта, канцелярские, почто вые, телефонные и другие расходы.

Расходы по обслуживанию рабочих - дополнительная заработная плата рабочих, отчисления на социальное страхование, охрану труда, технику безопасности и т.п.

Расходы по организации и производству работ - содержанию пожарной и сторожевой охраны, износ временных (не титульных) сооружений и приспособлений, малоценного инвентаря и инструмента, благоустройство строи тельных площадок, подготовка объектов строительства к сдаче.

Прочие накладные расходы - проценты, штрафы, пени и прочие непроизводительные затраты, относимые в учете на накладные расходы.

В условно-постоянные рас ходы включаются следующие статьи: административно-хозяйственные расходы; расходы на противопожарную и сторожевую охрану; износ временных, нетитульных сооружений и приспособлений; расходы на охрану труда и технику безопасности; расходы по благоустройств строительных площадок. Удельный вес этих рас ходов в общей их сумме составляет примерно 50-60%.

Размер накладных расходов как в целом, так и по отдельным статьям затрат зависит от годового объема строительно-монтажных работ и их структуры, продолжительности строительства, производительности труда, величины основной заработной платы рабочих. Наличия и качества инструмента, инвентаря, временных зданий и сооружений, организационной и производственной структуры управления и других факторов.

Уровень расходов по отдельным статьям, их группам, а также по всему комплексу накладных расходов зависит от влияния от дельных или нескольких одноврменно действующих факторов:

Сокращение продолжительности строительства вызовет уменьшение накладных расходов (Сп) на величину:

где Кп - доля условно-переменной (зависящей от продолжительности строительства) составляющей накладных расходов;

Н нр - величина накладных рас ходов в процентах к себестоимости работ;

Т пл, Т н - плановая и нормативая продолжительность строительства.

Таким образом, из сметы расходов доля условно-переменной 40% от общей суммы себестоимости, величина накладных расходов составляет 26%

Нормативная продолжительность работ составляет 60 дня

Плановая продолжительность работ составляет 75дня.

Принцип, заложенный в механизм формирования средств на оплату труда, заключается в том, чтобы не допустить дальнейшего роста заработной платы, не связанного с динамикой (ростом или падением) объемов производства.

Установлено, что предприятие нормально функционирует, имея 20-25% рентабельности и предел в 30% позволил бы предприятию использовать прибыль не только на текущие нужды, но и на развитие инфраструктуры.

Сокращение затрат на оплату труда. Предприятию предоставляется возможность самостоятельно в зависимости от наличия средств, трудового стажа работающих, их квалификации и способностей, устанавливать разряд, уровень заработка каждому работнику, регулировать оплату труда в зависимости от набора потребительской корзины.

Дальнейшая работа по совершенствованию оплаты труда охватит:

изменение поощрительных систем (отказ от изменений дифференциации и множества премиальных систем);

введение системы тарифных соглашений, коллективных договоров;

расширение участия трудящихся в прибылях, которое даст возможность кардинально реформировать оплату труда, поднять некачественно новый уровень саму систему мотивации труда;

Регулировать оплату труда на основе закона и контрактных форм;

Введение на предприятиях систему соотношения роста производительности труда, объемов производства.

Существуют и другие мотивы к труду. В частности рекомендуется использование регуляции режимов рабочего дня: неполный рабочий день, работа во внерабочее время с обязательным стимулированием, неполная рабочая неделя, разделение объема работ между сотрудниками, премирование отгулами.

Набор льгот и компенсаций может включать в себя как оплачиваемые предприятием услуги (дополнительные выплаты по болезни, оплата жилья, выплаты по страхованию), так и представление дополнительного свободного времени.

Все вышеперечисленное даст возможность кардинально реформировать оплату труда, поднять заинтересованность рабочих кадров, повысить производительность труда, снизить себестоимость продукции, услуг.

В связи с этим, для снижения расходов на оплату труда и соответственно снижение отчислений на социальное страхование следует использовать виды выплат работникам, не включаемые в себестоимость продукции. Так, следует иметь в виду, что в себестоимость товарной строительной продукции не включаются: материальная по мощь, подарки, вознаграждения по итогам работы за квартал, год, оплата дополнительно предоставляемых по решению трудового коллектива (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающих детей, надбавки к пенсии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям трудового коллектива, вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия, а также другие выплаты производятся за счет при были, остающейся в распоряжении и за счет специальных источников. Снижение уровня накладных расходов от уменьшения удельного веса основной заработной платы рабочих (С) можно определить по формуле:

где К з - коэффициент, определяющий долю накладных расходов, зависящих от удельного веса основной заработной платы;

Н нр. - величина накладных рас ходов в процентах к себестоимости работ;

З пл - удельный вес заработной платы по плану;

З см - удельный вес основной за работной платы по смете.

Снижение затрат по эксплуатации машин, механизмов. Особое внимание следует обратить на эксплуатацию машин, механизмов и другого оборудования и не допускать перерасхода по этой статье затрат.

Очевидны три основные причины перерасхода затрат на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования:

Во-первых, резкий рост цен на энергоносители и возрастание других эксплуатационных затрат;

Во-вторых, малоэффективное использование техники и оборудования (например, недостаточная загрузка техники, применение ее не по прямому назначению и т.д.);

В-третьих, приписки невыполненных механизированных работ. Если в первую причину перерасхода (из-за резкого роста цен на энергоносители и на другие эксплуатационные затраты) ликвидировать практически невозможно (разве что уменьшить парк машин и на этом, что-то сэкономить), то вторую и третью причины можно ликвидировать собственными силами.

В целях выявления резервов снижения себестоимости использования техники и оборудования следует проверить: нет ли завышения в затратах на возведение временных устройств и приспособлений, которые по действующему положению относятся на эксплуатационные расходы, как единовременные затраты; не допускается ли перерасход топлива смазочных материалов; причины простоев машин (конкретные виновники); вы полнены ли все предусмотренные сметой ремонтные работы и не превышает ли фактическая их стоимость сметную; правильно ли распределены расходы на эксплуатацию машин и механизмов по отдельным объектам и др.

Транспортные расходы включают в себя затраты на перевозку сырья, материалов, топлива, оборудования, готовых изделий и других грузов.

Необходимо разобраться подробно с каждой из причин пере расхода затрат на транспортное обслуживание и разработать (реализовать) мероприятия по их ликвидации.

Уменьшение расходов на эксплуатацию строительных машин на планируемый период можно прогнозировать исходя из планируемого повышения норм выработки машин по формуле:

где У мех - уровень расходов на эксплуатацию строительных машин в общей стоимости выполнения работ, в процентах;

П уп - доля условно-постоянных расходов на эксплуатацию строи тельных машин в общей стоимости работ, в процентах;

Р мех - планируемый процент увеличения выработки машин.

Эту формулу можно использовать для оценки затрат как в целом по производственной программе, так и, например, при оценке изменения себестоимости в случае за мены отдельной машины.

Сокращение производственных потерь. При рассмотрении других комплексных статей себе стоимости необходимо учитывать, что расходы на подготовку и освоение производства, потери от брака, прочие производственные расходы представляют собой производственные потери. Основная часть расходов на подготовку и освоение производства связана с разработкой новых видов матери лов и конструкций, новых технологических процессов. Фактические затраты на эти цели сначала учитываются в составе расходов будущих периодов, а затем списываются постепенно на себестоимость продукции, исходя из планируемого срока их полного возмещения и планируемого объема строительно-монтажных работ в этот период.

Наиболее распространенными производственными потерями являются потери от брака. Устранение этих потерь является существенным резервом снижения себестоимости продукции. Для определения потерь от брака, относимых на себестоимость продукции, к себестоимости окончательно забракованных работ прибавляют затраты на исправление брака и из полученной суммы вычитают стоимость брака по цене возможного их использования, суммы удержания с виновников брака и суммы возмещения убытков, фактически взысканные с поставщиков за по ставку недоброкачественных мате риалов или полуфабрикатов.

COST REDUCTION IN THE BUSINESS OF ROAD CONSTRUCTION INDUSTRY

Babkov Sergey Romanovich

master"s degree student of don state technical University

Russia, Rostov-on-don

Osadchaya Natalia Alekseevna

scientific adviser Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Marketing and Engineering Economics degree student of don state technical University

Russia, Rostov-on-don

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам оптимизации затрат на предприятиях дорожно-строительной отрасли, приведены основные методы снижения затрат с помощью внедрения инновационных материалов и использования оптимальных логистических цепей поставок.

ABSTRACT

The article is devoted to the optimization of costs in the road construction industry, the main methods of cost reduction through the introduction of innovative materials and the use of optimal logistics supply chains.

Ключевые слова: затраты, оптимизация, инновации, себестоимость, строительство.

Keywords: costs, optimization, innovation, cost, construction.

Анализируя деятельность строительных предприятий можно сделать вывод, что основными направлениями оптимизации затрат является снижение объема материальных затрат, уменьшение суммы затрат, связанных с персоналом, снижение себестоимости за счет внедрения инновационных технологий.

Уменьшение материальных затрат возможно реализовать при помощи снижения объема затрат на транспортировку и заготовку, использования более доступных или эффективных дешевых материалов, ограничение затрат в области хранения материалов на складах, а также изменение структуры работ в направлении меньшей материалоемкости.

В процессе определения перечня используемых материалов важно принимать в расчет конъюнктуру рынка. То есть приоритетом предприятия должна быть долгосрочность контрактов с поставщиками, которые предоставляют материалы по выгодным ценам и организуют своевременные поставки.

Обеспечение своевременности в области поставок позволяет снизить затраты, так как стабильность поставок исключает возможность простоя, внепланового продления срока производства работ и других видов дополнительных затрат.

Из-за высокой конкуренции на рынке Ростовской области и города Ростова-на-Дону в частности цены на аналогичные сырье и материалы могут отличаться в пределах 20-30 %, поэтому поставщики применяют различные программы скидок.

Наибольшее распространение получила скидка, связанное с объемом партии товара. Также часто используются скидки, связанные с использованием определенной логистической компании, скидки постоянным клиентам и сезонные скидки.

Значительное влияние на себестоимость строительных работ имеет качество материалов, от него зависят свойства продукции, важные для потребителей, а также экономические характеристики деятельности предприятия.

Инновационные материалы, применяемые в строительстве магистралей наряду со своей высокой стоимостью, способствуют уменьшению затрат на труд. Это дает общую экономию совокупных затрат.

Это позволяет сократить время использования машин и механизмов, снизить арендную плату и сократить объем транспортных затрат, поскольку большинство новых материалов имеют меньший вес.

Эффективным методом снижения материальных затрат является концентрация деятельности предприятия в области менее материалоемких работ. Из анализа статистических данных анализа видно, что более половины работ всех строительных компаний составляют строительные работы, которые являются наиболее материалоемкими. Сокращению объема затрат способствует увеличение объемов производства по направлению реконструкции и капитального ремонта.

Снижение доли строительных работ до 30% и наладка сети поставщиков, исходя из анализа, дают следующие возможности снижения объема материальных затрат, указанные в таблице 1. При внедрении данных мероприятий имеется возможность сократить объем материальных затрат на 788941,78 тыс. руб. или 17 % при сохранении объемов работ на уровне 2017 года.

Еще одним путем снижения себестоимости строительно-монтажных работ является внедрение новых технологий.

Например. в дорожном строительстве перспективным направлением снижения затрат является строительство дорог из асфальто-бетонных смесей. Данная технология выигрывает в том, что значительно увеличиваются периоды между капитальными ремонтами дорог, что позволяет практически вдвое увеличить срок службы дорожных покрытий, при одновременном сокращении энергии (почти в два раза) и затрат материальных ресурсов в 1,5 раза.

Как показывает зарубежный опыт наиболее перспективным и предпочтительным направлением политики в области дорожного строительства является его ориентир на создание дорог как цельного актива. Для дорожного строительства выделяют следующие виды инновационных технологий (рисунок 1).

Конечно в настоящее время не все предприятия готовы и используют инновационные материалы в силу их дороговизны относительно используемых материалов.

Таблица 1

Прогнозируемый расчет эффективности материальных затрат (на примере предприятия дорожного строительства)

Виды работ

Фактический объем (2017г.)

Планируемый объем

Отклонение (+;-)

абсолютное значение, тыс. руб.

абсолютное значение, тыс. руб.

Строительство автомобильных дорог

Реконструкция улично-дорожной сети

Капитальный ремонт автомобильных дорог

Итого материальных затрат

Рисунок 1. Виды инновационных технологий

Еще одним резервом снижения себестоимости является внедрение инновационных технологий на стадии проектирования, которая составляет 5% от стоимости всего контракта.

Управление затратами на предприятиях дорожного строительства тесно связано с оптимизацией в логистических цепях при строительстве объектов. Оптимизация затрат за счет улучшения логистики может стать эффективным направлением в снижении себестоимости строительства.

Еще одним резервом снижения затрат на строительство является использование местных строительных материалов. Данное обстоятельство позволяет снизить затраты на закупку, транспортировку, а далее в перспективе снизит затраты на проведение капитального ремонта объектов инфраструктуры.

Список литературы:

  1. Волков А.А., Силка Д.Н., Лебедев К.А. Совершенствование подходов к управлению затратами в строительстве. Экономика и предпринимательство 2017 № 4-2 (81). С 500-503
  2. Ложкина А.Ю. Управление качеством на основе управления затратами в строительстве. Фотинские чтения. 2014 №1 (1). С.145-151
  3. Нуркашева Н.С. Управление затратами в организациях автодорожного строительства Интернаука. 2018. № 6 (40). С. 52-53.
  4. Хамкалова И.Г. Управление затратами с учетом интересов собственника как инструмент повышения инвестиционной привлекательности сферы жилищного строительства. Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) 2011. №1 С.25