Публичные слушания по генеральному плану. Публичные слушания по проектам градостроительной документации. Оповещение о начале публичных слушаний

| Статья 28. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов

Статья 28. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов

1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
3. Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территорий которых предлагается внесение изменений в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами.
4. При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.
5. В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
6. Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
7. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
8. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;
2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

3. Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

4. При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.

5. В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

6. Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

7. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

8. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

СТ 28 ГрК РФ .

3. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

4. При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в целях обеспечения участников общественных обсуждений или публичных слушаний равными возможностями для участия в общественных обсуждениях или публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части.

8. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Комментарий к Ст. 28 Градостроительного кодекса РФ

1. Включение комментируемой статьи в ГрК РФ подтверждает ориентир законодателя на формирование в России демократического правового государства, в котором любые действия и решения органов публичной власти должны являться «прозрачными», а отношение населения к решениям и документам, принимаемым органами публичной власти, должно иметь влияние на содержание таких документов. Именно такой вывод следует сделать из ч.1 комментируемой статьи, четко выделяющей две цели проведения публичных слушаний:

а) обеспечение соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности (т.е. публичных интересов).

б) обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (т.е. частных интересов).

В отличие от старого ГрК РФ, в котором целая глава была посвящена проблемам обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, в новом ГрК РФ об этом нет отдельной статьи, что едва ли положительно характеризует кодекс в плане юридической техники. Соответствующие нормы разбросаны по тексту кодекса, что затрудняет работу правоприменителей. С другой стороны, качество и уровень защиты права на благоприятные условия жизнедеятельности значительно возрос.

Если ранее законодатель закреплял право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, то теперь формулировка несколько иная – ГрК РФ направлен на обеспечение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности. Проблема соотношения прав человека и прав гражданина вполне достаточно исследована в юридической литературе. Не пытаясь даже пытаться пересказывать содержание существующих научных концепций и дискуссий, отметим лишь, что закрепление в ГрК РФ права человека на благоприятные условия жизнедеятельности означает законодательную ориентацию на международные стандарты прав человека, что следует признать весьма позитивным. Относительно же соотношения «среды» и «условий» жизнедеятельности, мы полагаем, что рассматриваемая новелла кодекса означает переход к более комплексному учету потребностей населения и территорий в развитии, что обеспечивается разработкой федеральных, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, разработкой градостроительной документации всех уровней, выделение средств бюджетов всех уровней на реализацию заложенных градостроительной документацией вариантов развития территорий и т.д. Одним из элементов построения демократической и прозрачной процедуры учета публичных интересов как раз и являются публичные слушания.

При этом если достижение их публичной цели осуществляется в интересах всего проживающего на соответствующей территории населения, то другая (частная) цель преследует необходимость обеспечения интересов правообладателей недвижимости, расположенной в пределах границ муниципального образования (поселения или городского округа). Учет интересов данной категории населения необходим для полноценного экономического развития территории.

2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется не только ГрК РФ, уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами, но и иными федеральными законами. В первую очередь среди них следует выделить Закон о местном самоуправлении. Для целей комментируемой статьи является важным то, что публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (ст.28). Согласно п.4 данной статьи, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, а также другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования.

Следует иметь в виду, что публичные слушания, предусмотренные ГрК РФ, представляют собой лишь одну из многочисленных видов и форм участия населения в обсуждении принимаемых решений. Не пытаясь дать оценку всему существующему спектру процедур учета мнения населения при принятии органами публичной власти решений, хотелось бы выделить процедуры учета общественного мнения, предусмотренные земельным законодательством. В их число входит, во-первых, процедура общественных слушаний при установлении публичного сервитута (п.2 ст.23 ЗК РФ).

Во-вторых, согласно п.3 ст.31 ЗК РФ, граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Существующая на момент вступления в силу ГрК РФ процедура общественных обсуждений, являющихся неотъемлемой частью процедуры оценки воздействия на окружающую среду, в ходе дальнейшей реализации положений ГрК РФ будет скорректирована, равно как и процедура экологической экспертизы, частью которой, в свою очередь, является ОВОС.

Таким образом, публичные слушания, предусмотренные ГрК РФ являются одним из видов муниципальных публичных слушаний вообще, как по процедуре, так и по кругу подлежащих обсуждению проблем, что следует иметь в виду при разработке муниципальных правовых актов.

3. Публичные слушания должны проводиться в каждом населенном пункте муниципального образования, а в некоторых случаях территория населенного пункта может быть даже разделена на части. Такой подход обусловлен необходимостью учета интересов населения сопредельных населенных пунктов, входящих в границы одного муниципального образования (поселения, городского округа), а тем более при включении в состав одного населенного пункта другого. Необходимость же разделения населенного пункта на части для проведения публичных слушаний обусловлена тем, что для локальных публичных слушаний (см. следующий пункт комментария) нет необходимости выяснять мнение населения всего муниципального образования (или населенного пункта), а достаточно учесть интересы правообладателей земельных участков и населения в пределах микрорайона, квартала или территориальной зоны. Однако для реализации этого положения необходима разработка закона субъекта РФ, определяющего предельную численность лиц, проживающих на такой территории. Следовательно, необходима и классификация таких территорий в указанном законе.

4. Анализ положений ГрК РФ позволяет четко определить случаи применения процедуры публичных слушаний, разделяя вопросы и документы общемуниципального и локального характера, по которым такие слушания проводятся. Документы общемуниципального характера (то есть затрагивающие интересы населения всего муниципального образования), для которых применяется процедура публичных слушаний, включают в себя:

а) публичные слушания, которые проводятся на стадии подготовки проекта генерального плана (ч.3,11 ст. 24 ГрК РФ). Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана и подлежат учету при принятии решений об его утверждении или отклонении.

б) положения о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки являются составной частью порядка применения правил землепользования и застройки и внесения изменений в указанные правила. Соответственно, сам порядок применения правил является одной из неотъемлемых составных частей самих правил землепользования и застройки (чч.2,3 ст.30 ГрК РФ). Поэтому подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом результатов публичных слушаний (ч.3 ст.31 ГрК РФ). Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

ГрК РФ предусматривает также ряд случаев проведения локальных публичных слушаний (то есть затрагивающих интересы населения или правообладателей в пределах территориальной зоны и меньше), в том числе:

а) обязательному рассмотрению на публичных слушаниях подлежат проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа до их утверждения. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (чч.5,7 ст.46 ГрК РФ).

б) локальными являются публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования - проводятся только с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в которой находится земельный участок либо объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение (ч.3 ст.39 ГрК РФ).

в) локальные публичные слушания будут проводиться в случаях, если внесение изменений в правила землепользования и застройки связано с размещением или реконструкцией отдельного объекта капитального строительства. Тогда публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территории, планируемой для размещения или реконструкции такого объекта, и в границах устанавливаемой для такого объекта зоны с особыми условиями использования территорий (ч.14 ст.31 ГрК РФ).

г) локальные публичные слушания проводятся по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч.4 ст.40 ГрК РФ).

Вышеуказанные разновидности публичных слушаний имеют определенную специфику на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В ч.3 ст. 63 ГрК РФ отмечается, что публичные слушания по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга должны быть проведены в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

5. Комментируемая статья не упоминает о том, кто же непосредственно будет организовывать процедуру публичных слушаний. Данный вопрос должен быть отражен в уставе и иных нормативно-правовых актах органа местного самоуправления. Однако из контекста других статей ГрК РФ очевидно, что в роли такого организатора должна выступать комиссия по проведению публичных слушаний. Порядок ее формирования не определен, но, несомненно, основной состав ее должен включать должностных лиц соответствующего исполнительного органа местного самоуправления. Именно на комиссию как организатора публичных слушаний указывает ч.12 ст.31, ч.4 ст.39, ч.5 ст. 40 ГрК РФ. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний, готовит по их итогам рекомендации главе администрации, организует выставки, экспозиции и т.д.

6. Сроки проведения публичных слушаний ч.8 комментируемой статьи определяет в размере не менее одного и не более трех месяцев. Данный срок следует рассматривать в качестве общего срока проведения публичных слушаний. Он распространяется на проведение публичных слушаний по проекту генерального плана и по проектам планировки и межевания территории.

В тоже время ГрК РФ предусматривает специальные сроки проведения публичных слушаний. Согласно ч.13 ст.31 ГрК РФ, продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта. В соответствии с ч.7 ст.39 ГрК РФ, срок проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более одного месяца. Данный момент также следует отразить в муниципальных правовых актах при их подготовке.

7. Одним из важнейших вопросов организации публичных слушаний является вопрос об их юридическом значении. Итоги публичных слушаний фиксируются в протоколе публичных слушаний, а заключение об их результатах подлежит опубликованию и может размещаться в сети «Интернет». Однако, несмотря на подробную регламентацию процедуры обсуждения различных вопросов (например, о внесении предложений и замечаний в протокол публичных слушаний или обязательности его приложения к проектной документации), следует признать, что учет их результатов для органов власти не обязателен. Действительно, орган местного самоуправления может их учесть и направить документ на доработку (например, проект генерального плана), но может и совершенно безнаказанно мнение населения и правообладателей недвижимости проигнорировать. При этом факт игнорирования даже нельзя будет обжаловать в суде.

Закрепление аналогичной ГрК РФ нормы в законах демократических стран с сформированным гражданским обществом не вызывало бы возражений в силу существующих там многовековых традиций уважения органами власти мнения населения и признания его «самоценности». В современной же России сохраняется ряд пережитков тоталитаризма, что проявляется, в частности, в повсеместном игнорировании органами власти всех уровней интересов и потребностей населения. Поэтому данная редакция норм ГрК РФ, ни к чему не обязывающая органы публичной власти, может заслужить только отрицательную оценку.

8. Отдельным вопросом, никак не регламентированным комментируемой статьей, является вопрос о расходах на проведение публичных слушаний. Исходя из анализа положений ГрК РФ, в зависимости от вида публичных слушаний определяется и финансирование их проведения.

а) при проведении публичных слушаний по проекту генерального плана, проектов правил землепользования и застройки, а также проектов планировки и межевания территории (а также внесения изменений в них) финансирование публичных слушаний осуществляется из средств местного бюджета.

б) расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, а также расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несут заинтересованные физические или юридические лица (ч.10 ст.39 и ч.4 ст.40 ГрК РФ).

  • 1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
  • 2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
  • 3. Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
  • ред. Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 4. При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.
  • 5. В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
  • 6. Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
  • 7. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»),
  • ред. федеральных законов от 31.12.2005 № 210-ФЗ, от 11.07.2011 М200-ФЗ)
  • 8. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
  • 9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:
    • ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ)
  • 1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;
  • 2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Комментарий_

1. Проект генерального плана, а также проект внесения изменений в генеральный план подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

В действующем федеральном законодательстве отсутствует определение публичных слушаний, что стало благоприятной «почвой» для появления множества определений данного института. Так, под публичными слушаниями понимают «...форму прямого волеизъявления населения...» , «...одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» , «...новый институт, призванный содействовать диалогу органов власти и населения..., обеспечивающий учет интересов, мнений и настроений населения и отдельных социальных групп, привлечение к выработке решений интеллектуальных и информационных ресурсов местного сообщества, перераспределение ответственности за последствия принятых решений, возможность выбора оптимального решения из множественности предлагаемых альтернатив, повышения доверия к местным властям и улучшение социально-психологического климата в местном сообществе, возможность активации населения и привлечения его ресурсов на реализацию принятого решения» , «...новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления... которая проводится с участием жителей мунищипального образования... для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения» . А некоторые авторы предлагают сразу несколько определений публичных слушаний:

  • 1) форма реализации прав населения муниципального образования на участие в процессе принятия органами местного самоуправления решений посредством проведения собраний для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов муниципального образования и других общественно значимых вопросов;
  • 2) форма реализации жителями муниципального образования права на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения;
  • 3) процедура, проводимая для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования;
  • 4) процедура (набор взаимосвязанных мероприятий) выявления мнения заинтересованной общественности по определенному вопросу для дальнейшего учета его при принятии решения;
  • 5) форма реализации прав населения (общественности) на участие в процессе принятия решений органами государственной власти субъекта РФ по общественно значимым вопросам .

На наш взгляд, наиболее лаконичным определением, раскрывающим суть института публичных слушаний, является следующее: публичные слушания - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, выражающаяся в открытом непосредственном обсуждении органами власти и гражданами проектов правовых актов и других общественно значимых вопросов и вынесения по ним рекомендаций, которые должны быть учтены компетентными органами власти при принятии соответствующих решений.

Проекты генеральных планов поселений, городских округов подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с участием жителей поселений, городских округов в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Также среди целей проведения публичных слушаний по проекту генеральных планов можно назвать осуществление взаимосвязи, диалога органов местного самоуправления муниципального образования с населением, проживающим на территории муниципального образования; предоставление полной и достоверной информации заинтересованной общественности о проектах и вопросах градостроительства и возможных последствиях в части их воздействия на окружающую среду и здоровье населения; обеспечение большей прозрачности и ответственности органов местного самоуправления при принятии градостроительных решений .

2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ст. 28 ГрК РФ. В большинстве случаев вопрос организации и проведения публичных слушаний решается посредством утверждения представительным органом поселения, городского округа специального нормативно-правового акта, регламентирующего указанную процедуру (далее также - правовой акт о публичных слушаниях).

Правовые акты о публичных слушаниях, как правило, содержат в себе положения, определяющие место и время проведения публичных слушаний; круг лиц, имеющих право принимать участие в публичных слушаниях; цели публичных слушаний; минимальный набор мероприятий, необходимый для проведения публичных слушаний; порядок информирования населения о проведении публичных слушаний; процедурные действия организации и проведения публичных слушаний; порядок опубликования результатов публичных слушаний и т.п.

Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, городских округов должны проводиться в каждом населенном пункте соответствующего муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов РФ исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.

Выбор места проведения публичных слушаний должен быть ориентирован на максимальную посещаемость и обеспечение возможности для свободного обмена мнениями . Имеет большое значение и время проведения публичных слушаний. По нашему мнению, в целях обеспечения всем заинтересованным лицам возможности участвовать в публичных слушаниях они должны назначаться либо на выходные дни, либо на рабочие дни, но не ранее 18 часов. В противном случае заинтересованные лица могут не попасть на публичные слушания, так как время их проведения совпадает с рабочим временем - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. В абсолютном большинстве случаев рабочее время заканчивается не ранее 17 часов.

С учетом этих обстоятельств, правовые акты о публичных слушаниях, назначающих время проведения публичных слушаний в рабочие дни ранее 18 часов, не обеспечивают

всем заинтересованным лицам возможности участвовать в их проведении, тем самым нарушая одно из назначений института публичных слушаний - участие населения в осуществлении местного самоуправления. От времени проведения публичных слушаний следует отличать срок их проведения.

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев .

В связи с тем, что Федеральный закон от 20.03.2011 №41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» исключил из ст. 24 ГрК РФ ч. 9, в соответствии с которой проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, представляется, что такое опубликование должно осуществляться в трехмесячный срок проведения публичных слушаний по проекту генерального плана. В противном случае создается барьер для реализации права, закрепленного в ч. 10 ст. 24 ГрК РФ - заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Если проект генерального плана не будет опубликован, заинтересованные лица не смогут внести свои предложения. Указанный срок опубликования не может быть менее трех месяцев, поскольку максимальный срок проведения публичных слушаний по проекту генерального плана установлен в три месяца.

В настоящее время теоретическая возможность ознакомления населения с проектом генерального плана появляется на стадии его размещения в федеральной государственной информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет». Однако далеко не во всех муниципальных образований имеется сеть «Интернет». Кроме того, как было отмечено выше, о том, что доступ к проекту генерального плана обеспечен, уполномоченный орган местного самоуправления уведомляет в электронной форме и (или) посредством почтового отправления только органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное население в этой правовой конструкции законодатель не предусмотрел.

В сложившейся ситуации, на наш взгляд, существует объективная необходимость вернуть норму ч. 9 ст. 24 ГрК РФ в немного измененном виде: «проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения».

Рассматривая процедуру публичных слушаний по проектам генеральных планов, необходимо определиться с лицами, которые имеют право участвовать в данной процедуре. Градостроительный кодекс РФ в качестве обязательных участников процедуры публичных слушаний по проектам генеральных планов определяет только жителей поселения, городского округа . Правовые акты о публичных слушаниях расширяют и конкретизируют перечень участников публичных слушаний. Как правило, правовые акты о публичных слушаниях в качестве жителей, чье право на участие в публичных слушаниях закреплено в ГрК РФ, определяют дееспособных граждан Российской Федерации, достигших 18 лет, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего поселения, городского округа .

В качестве участников публичных слушаний также указывают представителей юридических лиц, представителей органов местного самоуправления. Между тем в правовых актах о публичных слушаниях встречаются положения, нарушающие требования ГрК РФ, Федерального закона № 131-ФЗ. Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Решения Ивановской городской думы от 28.06.2006 № 176 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Иванове» в качестве участников публичных слушаний выступают «...жители города Иванова (их полномочные представители), достигшие на день принятия решения о проведении публичных слушаний возраста 18 лет, которые внесли в соответствующий орган... в письменной форме свои предложения по теме публичных слушаний...».

На наш взгляд, подобные ограничения недопустимы и должны быть исключены, как противоречащие действующему федеральному законодательству. Так как, в положениях ГрК РФ, Федерального закона № 131-ФЗ прямо указывается, что участниками публичных слушаний могут быть жители соответствующего муниципального образования, вне зависимости от того, вносили они какие-либо предложения к проекту генерального плана или нет.

3. Поскольку публичные слушания по проектам генеральных планов одной из целей имеют предоставление полной и достоверной информации заинтересованной общественности о содержании этих проектов, необходимо подробно рассмотреть способы доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана.

В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа (в городских округах это обычно структурные подразделения администрации, например, департамент градостроительства, департамент строительства и архитектуры; в поселениях - администрации) в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению .

Таким образом, в процедуре публичных слушаний можно выделить: период работы экспозиции по материалам проекта генерального плана; период проведения собрания участников публичных слушаний. Поскольку после проведения собрания участников публичных слушаний зачастую еще поступают отдельные предложения и замечания к проекту генерального плана, можно выделить соответствующий период после указанного собрания.

4. Завершаются публичные слушания составлением протоколов публичных слушаний по проектам генеральных планов, заключений о результатах таких публичных слушаний и их опубликованием.

Представляется, что протокол публичных слушаний по проекту генеральных планов поселений, городских округов должен содержать в себе информацию о: наименовании проекта генерального плана; времени, месте проведения публичных слушаний; числе присутствующих участников; председательствующем и секретаре публичных слушаний; докладчике по проекту генерального плана; предложениях и замечаниях участников публичных слушаний, поступившие: в период работы экспозиции по материалам проекта генерального плана; во время проведения собрания участников публичных слушаний; после проведения собрания участников публичных слушаний; Ф.И.О. лиц, выдвинувших предложения и замечания к проекту генерального плана.

Заключение о результатах публичных слушаний, на наш взгляд, должно содержать в себе информацию о проекте генерального плана; сроках проведения публичных слушаний; форме оповещения о проведении публичных слушаний (название, номер, дата печатных изданий и др. формы); проведении экспозиции по материалам (где и когда проведена, количество предложений и замечаний); проведении собрания участников публичных слушаний (где и когда проведено, состав и количество участников, количество предложений и замечаний); протоколе публичных слушаний (когда утвержден); предложениях и замечаниях (в обобщенном виде), содержащихся в протоколе публичных слушаний, результаты их рассмотрения.

Также в заключении о результатах публичных слушаний должны содержаться рекомендации представительному органу об утверждении или отказе в утверждении проекта генерального плана.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Рассматривая публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, городских округов, необходимо отметить, что публичные слушания являются одной из инициативных форм участия жителей в местном самоуправлении - «это та деятельность, на которую органы местного самоуправления обязаны реагировать, но они вправе как принимать к исполнению предложения граждан, выдвинутые в инициативном порядке, так и отказаться от реализации тех или иных предложений по мотивам нецелесообразности» . Иными словами, публичные слушания носят рекомендательный характер. Это обстоятельство вызывает большую дискуссию.

Так, распространена точка зрения, в соответствии с которой рекомендательный характер публичных слушаний - это недостаток действующего законодательства . Аргументируется это тем, что «в современной России сохраняется ряд пережитков тоталитаризма, что проявляется, в частности, в повсеместном игнорировании органами власти всех уровней интересов и потребностей населения» .

Однако представляется более правильной точка зрения, в соответствии с которой «рекомендательный характер процедуры публичных слушаний оправдан, поскольку общественность не всегда объективна и способна компетентно судить о градостроительной документации...поэтому безмерное расширение общественного вмешательства - такая же крайность, как и чисто аппаратные, закрытые способы решения общественно значимых проблем» .

Между тем учет мнения населения, обусловливающий рекомендательный характер публичных слушаний, не должен быть формальной процедурой рассмотрения результатов публичных слушаний, в противном случае реализация этого института будет восприниматься населением исключительно как мероприятие, направленное на создание видимости обсуждения с гражданами общественно значимых проблем за их же счет .

Представляется, что выходом из сложившейся ситуации является предложение К.Н. Княгинина о том, что учет мнения населения возможно свести к четырем составляющим:

  • 1) обязательному установлению этого мнения в установленных формах. В нашем случае это протокол публичных слушаний по проекту генерального плана поселения, городского округа, заключение о результатах публичных слушаний.
  • 2) обязательному доведению его до сведения представительного органа. На основании ч. 12 ст. 24 ГрК РФ протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний (в которых выражено мнение населения) являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа;
  • 3) обязательному рассмотрению представительным органом этого мнения. На основании ч. 13 ст. 24 ГрК РФ представительный орган местного самоуправления поселения, городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением;
  • 4) при отказе от построения правотворческого решения на мнении населения - обязательному направлению представительным органом населению соответствующей территории мотивированного обоснования нецелесообразности или даже невозможности следования мнению населения. Указанный критерий, на наш взгляд, является определяющим, поскольку наглядным образом демонстрирует, что мнение население было учтено, но по объективным причинам не может быть реализовано в проекте генерального плана. Данный критерий, к сожалению, не нашел своего подкрепления в ГрК РФ. В этой ситуации правовые акты о публичных слушаниях приобретают принципиальное значение.
  • 5. После завершения публичных слушаний глава поселения, городского округа направляет проект генерального плана, а также протокол публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

На данном этапе возникает очередная дискуссионная проблема - в ГрК РФ не урегулирован вопрос о необходимости повторного проведения публичных слушаний по проекту генерального плана, на который по итогам проведенных публичных слушаний поступили предложения и замечания.

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации и проведения публичных слушаний

Общие положения

Публичные слушания представляют собой организационную форму участия населения в обсуждении вопросов градостроительной деятельности, выделения земельных участков под строительство и реконструкцию объектов.

1. Публичные слушания по проекту генерального плана

1.1. Общие положения

1.1.1. Публичные слушания по проекту генерального плана, в том числе по внесению в него изменений, проводятся в обязательном порядке в целях:

доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана;

соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности;

соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства .

1.1.2. Публичные слушания проводятся в населенном пункте, на который разрабатывается генеральный план.

1.2. Порядок организации публичных слушаний

1.2.9. Публичные слушания должны быть проведены, а заключение об их результатах опубликовано не ранее, чем через один месяц и не позднее, чем через три месяца со дня опубликования решения о проведении публичных слушаний.

1.3. Порядок проведения публичных слушаний

1.3.1. Перед началом проведения публичных слушаний Рабочая комиссия организует регистрацию участников с указанием места их постоянного проживания на основании паспортных данных.

1.3.2. Председатель Рабочей комиссии открывает публичные слушания, информирует их участников о содержании проекта генерального плана, представляет инициаторов проведения публичных слушаний, себя и секретаря и отвечает на вопросы участников публичных слушаний.

1.3.3. После получения информации и ответов на вопросы любой из участников публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого проекта и его суждение заносится в протокол публичных слушаний .

1.3.4. Участники публичных слушаний вправе представить в Рабочую комиссию свои предложения и замечания, касающиеся рассматриваемого проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

1.3.5. Публичные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого проекта.

1.3.6. Участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого проекта и не проводят каких-либо голосований.

1.3.7. После завершения публичных слушаний по проекту генерального плана Рабочая комиссия оформляет протокол о проведении публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний и представляет проект генерального плана Главе муниципального образования для принятия соответствующего решения. Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

1.3.8. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов не позднее десяти дней со дня проведения публичных слушаний.

2. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки

2.1. Общие положения

2.1.1. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки, в том числе по внесению в него изменений, проводятся в целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки.

2.1.2. Проекты правил землепользования и застройки до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

2.1.3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания проводятся с участием граждан, постоянно проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта правил землепользования и застройки, уполномоченных представителей объединений этих граждан, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

2.1.4. В случае, если внесение изменений в правила землепользования и застройки связано с размещением или реконструкцией отдельного объекта капитального строительства, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территории, планируемой для размещения или реконструкции такого объекта, и в границах устанавливаемой для такого объекта зоны с особыми условиями использования территории. При этом о проведении публичных слушаний извещаются правообладатели земельных участков, имеющих общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить размещение или реконструкцию отдельного объекта капитального строительства, правообладатели зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, имеющих общую границу с указанным земельным участком, и правообладатели помещений в таком объекте, а также правообладатели объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий.

2.1.5. Извещения направляются в срок не позднее, чем через 15 дней со дня принятия главой органа местного самоуправления решения о проведении публичных слушаний по предложениям о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

2.2. Порядок организации публичных слушаний

2.2.1. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся Рабочей комиссией.

2.2.2. Глава муниципального образования при получении проекта правил землепользования и застройки, прошедшего соответствующую проверку, принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее десяти дней со дня получения проекта.

2.2.3. Данным решением устанавливается время и место проведения публичных слушаний, а также определяется состав участников публичных слушаний, подлежащих оповещению об их проведении.

2.2.4. Решение о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

2.2.5. Последняя информация и проект итогового документа (заключения о результатах) публичных слушаний должны быть опубликованы не позднее 7 дней до даты проведения публичных слушаний.

2.2.6. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования проекта.

2.2.7. Рабочая комиссия может использовать другие формы информирования населения о проводимых публичных слушаниях.

2.3. Порядок проведения публичных слушаний

2.3.1. Перед началом проведения публичных слушаний Рабочая комиссия организует регистрацию участников с указанием места их постоянного проживания на основании паспортных данных.

2.3.2. В месте проведения публичных слушаний для общего обозрения должны демонстрироваться материалы, входящие в проект правил землепользования и застройки.

2.3.3. Председатель Рабочей комиссии представляет инициаторов проведения публичных слушаний, себя и секретаря, оглашает тему, информирует участников публичных слушаний о содержании проекта правил землепользования и застройки.

2.3.4. После получения информации и ответов на вопросы любой из участников публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого проекта и его суждение заносится в протокол публичных слушаний.

2.3.4. Участники публичных слушаний вправе представить в Рабочую комиссию свои предложения и замечания, касающиеся рассматриваемого проекта правил землепользования и застройки, для включения их в протокол публичных слушаний.

2.3.5. Публичные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого проекта.

2.3.6. Участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого проекта и не проводят каких-либо голосований.

2.3.7.После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Рабочая комиссия представляет указанный проект главе органа местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

2.3.8. Глава органа местного самоуправления с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:

об утверждении проекта правил землепользования и застройки;

об отклонении проекта правил землепользования и застройки и

направлении его на доработку.

2.3.9. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, не позднее 10 дней со дня проведения публичных слушаний.

3. Публичные слушания по проекту планировки территории

и проекту межевания территории

3.1. Общие положения

3.1.1. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения Главы местной администрации муниципального образования, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

3.1.2. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в целях соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства с участием:

граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта её планировки и проекта её межевания;

правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории;

лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

3.2. Порядок организации публичных слушаний

3.2.1. Глава местной администрации муниципального образования при получении проекта планировки и проекта межевания территории, прошедшего соответствующую проверку, принимает постановление о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее, чем десять дней со дня получения проекта.

3.2.2. Данным постановлением устанавливается время и место проведения публичных слушаний, определяется состав Рабочей комиссии, уполномоченной на проведение публичных слушаний, а также определяется состав участников публичных слушаний, подлежащих оповещению об их проведении.

3.2.3. Постановление о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

3.2.5. Срок проведения публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

3.2.6. Публичные слушания должны быть проведены, а заключение об их результатах с итоговым документом публичных слушаний и приложением к нему направляются Рабочей комиссией Главе местной администрации муниципального образования.

3.2.7. Глава местной администрации муниципального образования принимает решение об утверждении документации по планировке территории и проекту межевания территории или об отклонении такой документации и направлении её на доработку.

3.3. Порядок проведения публичных слушаний

3.3.1. Перед началом публичных слушаний Рабочая комиссия организует регистрацию участников с указанием места их постоянного проживания на основании паспортных данных.

3.3.2. В месте проведения публичных слушаний для общего обозрения должны демонстрироваться материалы проекта планировки и проекта межевания территории.

3.3.3. Председатель Рабочей комиссии открывает публичные слушания, информирует их участников о содержании обсуждаемого проекта и отвечает на их вопросы.

3.3.4. После получения информации и ответов на вопросы любой из участников публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого проекта и его суждение заносится в протокол публичных слушаний.

3.3.5. Участники публичных слушаний вправе представить в Рабочую комиссию свои предложения и замечания, касающиеся рассматриваемого проекта, для включения их в протокол публичных слушаний.

3.3.6. Публичные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого проекта.

3.3.7. Участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого проекта и не проводят каких-либо голосований.

3.3.8. После завершения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории Рабочая комиссия оформляет протокол о проведении публичных слушаний и представляет проект планировки и проект межевания территории Главе муниципального образования для принятия соответствующего решения. Обязательными приложениями к данному проекту являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

3.3.9. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов не позднее десяти дней со дня проведения публичных слушаний.

4. Публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения

на условно разрешенный вид использования земельного

участка или объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства

4.1. Общие положения

4.1.1. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

4.1.2. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее – разрешение на условно разрешенный вид использования), разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства (далее – разрешение на отклонение от разрешенного строительства) направляет соответствующее заявление главе администрации муниципального образования для комиссионного рассмотрения.

4.1.3. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.

4.1.4. Публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, разрешения на отклонение от разрешенного строительства проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, отклонение от разрешенного строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

4.2. Порядок организации публичных слушаний

4.2.1. Глава администрации муниципального образования принимает решение о назначении публичных слушаний по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства. Публичные слушания проводятся Рабочей комиссией.

4.2.2. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. Указанное лицо вносит соответствующую плату по смете, составленной Рабочей комиссией не позднее трех дней со дня получения указанной сметы.

4.2.3. Комиссия посредством опубликования в местных средствах массовой информации направляет сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющим общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанное сообщение содержит сведения о времени и месте проведения публичных слушаний и публикуется в срок не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

4.2.4. Сообщение комиссии о времени и месте проведения публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

4.2.6. Публичные слушания должны быть проведены, а заключение об их результатах опубликовано не позднее чем через месяц со дня опубликования сообщения о проведении публичных слушаний.

4.3. Порядок проведения публичных слушаний

4.3.1. Перед началом проведения публичных слушаний Рабочая комиссия организует регистрацию участников с указанием места их постоянного проживания на основании паспортных данных.

4.3.2. Заинтересованное лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, информирует участников публичных слушаний по существу своего обращения и отвечает на их вопросы.

4.3.3. После получения информации и ответов на вопросы любой из участников публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого вопроса и его суждение заносится в протокол публичных слушаний.

4.3.4. Участники публичных слушаний вправе представить в Рабочую комиссию свои предложения и замечания, касающиеся рассматриваемого вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

4.3.5. Публичные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого вопроса.

4.3.6. Участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого вопроса и не проводят каких-либо голосований.

4.3.7. После завершения публичных слушаний Рабочая комиссия оформляет протокол публичных слушаний и составляет заключение о результатах публичных слушаний и на основании этого заключения осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе администрации муниципального образования.

4.3.8. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, не позднее десяти дней со дня проведения публичных слушаний.