Ходовые испытания судов после постройки. Швартовые испытания. Виды испытаний корабля

Полный комплекс пропульсивных испытаний проводят сравнительно редко: как правило, ограничиваются только скоростными испытаниями судов, т. е. определением их скорости при различных режимах работы главных механизмов.

Скоростные испытания судов всегда включаются в состав так называемых заводских ходовых приемо-сдаточных испытаний и государственных испытаний. Порядок проведения испытаний и их объем обычно регламентируются программами, которые составляются конструкторскими бюро - проектантами судов - и согласовываются с заводами-строителями и заказчиком. Иногда скоростные испытания проводят в исследовательских целях, объем таких испытаний регламентируется специальными программами.

Скоростным испытаниям должны подвергаться все вновь построенные суда, а также модернизированные суда, если при этом были внесены существенные изменения в их первоначальный проект. Головные суда новых серий испытывают обычно по расширенным программам.

Скоростные испытания судов можно совмещать с другими видами испытаний, например с режимными испытаниями энергетических установок.

В результате обработки материалов скоростных испытаний судна должны быть получены следующие данные:
зависимость между частотой вращения гребных винтов и скоростью судна при нормальном водоизмещении, а также при других спецификационных видах нагрузки во всем диапазоне изменения скорости судна на тихой воде в отсутствие сильного ветра;
фактическое значение наибольшей скорости судна при номинальной мощности главных механизмов;
значения скорости судна при различных заданных режимах работы главных механизмов;
зависимость мощности на гребных валах и упора гребных винтов от частоты вращения.

Данные скоростных испытаний судов позволяют установить степень соответствия фактически достигнутых результатов проектным расчетам, а также дают материал для уточнения расчетные методик. Кроме того, в ходе скоростных испытаний решают ряд частных практических задач, связанных с последующей эксплуатацией судна: производят калибровку лага и строят ходовые паспортные диаграммы судна для различных условий его эксплуатации.

Для того чтобы решение этих задач было обеспечено, в СССР, США, Англии и некоторых других странах разработаны нормативные документы, регламентирующие порядок и правила проведения испытаний . Стандартные инструкции по проведению скоростных испытаний судов рекомендованы также 11-й и 12-й Международными конференциями опытовых бассейнов.

Указанные документы определяют характер подготовки судна к испытаниям, условия и порядок их проведения, а также требования к району испытаний и гидрометеорологическим условиям.

В процессе испытаний измеряют ряд величин, характеризующих ходовые качества судна, а также режимы работы его энергетической установки. В настоящее время стремятся обеспечить по возможности синхронное измерение всех необходимых величин, включая теплотехнические параметры энергетической установки. Именно такой порядок регламентируется упомянутыми выше нормативными документами.

Ходовые испытания -- технологический этап сдаточных испытаний, целью которых является проверка работы оборудования и его параметров на ходовых режимах, а также проверка мореходных качеств судна (плавучести, остойчивости, управляемости, ходкости, маневренности, прочности на волне). Ходовые испытания разделяют на заводские и сдаточные.

В процессе заводских ходовых испытаний выполняют наладочно-регулировочные работы и подготовку оборудования к ходовым сдаточным испытаниям. На заводских ходовых испытаниях проверяют спецификационные характеристики главных судовых двигателей по мощности, расходам топлива и масла, времени развития полной мощности. Эта проверка производится на различных режимах работы: на экономическом ходу, крейсерском ходу, полном и самом полном ходу при работе всех двигателей, заднем ходу. Одновременно с проверкой энергетической установки производится определение скорости и маневренности судна. Скорость определяется при прохождении мерной линии, обозначенной створными знаками. При скорости 18 уз судно должно пройти мерную линию в одну милю, при скорости свыше 18 до 36 уз -- в две мили, при скорости свыше 36 уз -- в три мили. Так достигается достаточная точность определения скорости. Скорость определяют как среднее значение из замеров на нескольких галсах.

Программой ходовых испытаний предусматривается определение поворотливости судна на малом, экономическом, крейсерском и полном ходу. Поворотливость характеризуется элементами циркуляции: диаметром циркуляции (расстоянием между линиями обратных курсов при изменении направления на 180°), продолжительностью циркуляции, углом крена при циркуляции, потерей скорости. Диаметр циркуляции определяют в длинах корпуса судна. Замер производится штатными радиолокационными станциями судна или специальной аппаратурой.

В длинах корпуса определяют и выбег судна по инерции. При проверке инерции определяется также время с момента подачи команды до полной остановки судна или достижения определенной скорости.

Проверку и окончательную приемку оборудования при ходовых сдаточных испытаниях производят на ходу судна при условиях, обеспечивающих получение номинальных параметров. Согласно требованиям нормативных документов проверку обо-рудования проводят при нормальных климатических условиях (атмосферное давление 1,01 * 10 5 Па, температура 293 К, относительная влажность 70%), при силе ветра не более 3 баллов по шкале Бофорта с учетом глубины и скорости течения в районе испытаний.

По окончании сдаточных ходовых испытаний судна производят ревизию главных и вспомогательных механизмов и устройств по списку, составленному приемной комиссией. В список заносятся те механизмы и устройства, в работе которых замечены недостатки. Ревизия заключается во вскрытии этих механизмов и устранении недостатков, замеченных комиссией.

После окончания монтажных и достроечных работ на судне, закрытия построечных удостоверений проводятся швартовные испытания судна с целью проверки в действии и определения основных характеристик механизмов, устройств, оборудования, приборов, систем, электрооборудования и всего судна в целом на соответствие чертежам, схемам, спецификации судна, формулярам и техническим условиям их поставки.

В целях экономии моторесурса штатных источников электроэнергии питание электрооборудования производится от береговых источников электроэнергии.

По результатам швартовных испытаний определяется готовность судна к проведению заводских и ходовых испытаний.

Заводские и ходовые испытания производятся с целью регулировки, наладки, отработки технических средств судна, а также определения основных характеристик технических средств и всего судна в целом.

По окончании испытаний проводится ревизия технических средств путем контрольного вскрытия и осмотра внутренних полостей и трущихся частей.

После ревизии технических средств и окончательной отделки и окраски помещений и всего судна в целом производится подписание приемного акта и передача судна Заказчику.

С целью экономии материальных и финансовых затрат для серийных судов приемосдаточные испытания проводятся у стенки завода без хода судна с применением имитационных методов испытаний. Для этого одновременно со швартовыми и ходовыми испытаниями технических средств проводятся сравнительные их испытания с целью проверки соответствия нагрузок и параметров работы механизмов и устройств, полученных при имитационных методах испытаний на акватории завода, нагрузкам и параметрам, полученным в условиях ходовых испытаний, проведенных на одном и том же судне.

Имитационные испытания главной судовой энергетической установки проводятся на параметрах, соответствующих параметрам, полученным во время стендовых испытаний двигателей. Создание этих параметров на судне, находящемся у стенки завода, достигается за счет применения разгрузочного устройства. Имитационные испытания рулевого устройства предусматриваются с помощью нагрузочного приспособления. Имитационные испытания якорного устройства предусматриваются методом натяжения якорной цепи. Параметры испытания рулевого и якорного устройств, при этом должны соответствовать параметрам испытаний в ходовых условиях. Проверка якорного устройства на рабочей глубине погружения якоря проводится на контрольном выходе при первом эксплуатационном рейсе судна.

Заключение

Проектная технология и организация постройки судна разработана с учетом производственных условий завода-строителя и конструктивно-технологических характеристик судна.

Основные принципиальные решения проектной технологии и организации предусматривают сокращение трудозатрат и продолжительности постройки судов за счет выполнения возможно наибольшего объема работ в цеховых условиях, приоритетного размещения выполнения наиболее сложных работ (формирование корпуса, и насыщение III строительного района, сборка и насыщение надстройки) также в цеховых условиях, выполнение работ механизированным способом, применение прогрессивных технологических процессов, сокращение объема работ, выполняемых на плаву и т. д.

Предварительная обработка металла осуществляется на механизированных линиях.

Вырезка деталей в зависимости от конфигурации и толщины выполняется на гильотинных ножницах, пресс ножницах, прессах или с применением тепловой резки на машинах "Кристалл", комплектация осуществляется в контейнерах.

Сборка и сварка, узлов и секций осуществляется на сборочных плитах, индивидуальных и универсальных постелях, кондукторах и механизированной линии сборки и сварки плоских секций при широком применении полуавтоматической и автоматической сварки. Правка корпусных конструкций осуществляется безударным методом.

Формирование корпуса в целом осуществляется из строительных районов (укрупненных блоков), строительных районов - из секций. Строительные районы при этом максимально насыщены механизмами, оборудованием при высоком проценте выполнения достроечных работ.

Изготовление труб осуществляется по технологическим картам с применением групповых запусков труб в производство, забойных труб - по шаблонам с места, индивидуально.

Монтажные работы выполняются в цеховых условиях и на судне. Предварительный монтаж выполняется в цехе по сборке агрегатов и монтажных блоков. Монтажные работы первоочередно выполняются в насыщенных районах судна (машинном отделении, надстройке).

Изготовление изделий отделки и оборудования судовых помещений осуществляется на станочном оборудовании в составе механизированных линий. Технология предусматривает применение модульной системы формирования и оборудования жилых и служебных помещений, изготовление унифицированных элементов обстройки, пакетов и щитов изоляции в цеховых условиях, применение нормализованной пластмассовой мебели.

Окрасочные работы выполняются преимущественно с использованием механизированного оборудования на местах сборки корпусных конструкций в цехе, на позициях формирования судна на открытом стапеле и на плаву. Сушка окрашенных изделий естественная.

Испытания судов выполняются на акватории предприятия с использованием имитационных методов. Указанным методом испытываются главные судовые силовые установки, рулевое и якорное устройства и радиолокационное оборудование с использованием радио полигона.

Список использованной литературы

1 Основы технологии судостроения: Учебник под общ. ред. В.Ф. Соколова, -СПб.: Судостроение, 1995.

2 Справочник по сборочно-сварочной оснастке цехов верфи. Л.: Судостроение, 1983.

3 Справочник по технологическому проектированию судостроительных верфей и цехов. А.К. Сырков, Л.: Судостроение, 1980.

4 Основы технологии судостроения: Учебник под общ. ред. В.Д. Мацкевича, -СПб.: Судостроение, 1971.

5 Методические указания для курсового проекта по технологии судостроения (электронная версия).

6 Технология изготовления судовых корпусных конструкций. В.В. Иванников, М.Г. Шайдуллин, П.Л. Спехов, Б.Р. Тимофеев, - Горький: Горьков. политехн. ин-т, 1988

Приложение1

Постоянный технический контроль изделий, являющихся промежуточной продукцией корпусообрабатывающих, сборочно-сварочных, механо-монтажных и других цехов, производится регулярно при постройке судов.

Постоянный технический контроль изделий, являющихся промежуточной продукцией корпусообрабатывающих, сборочно-сварочных, механо-монтажных и других цехов, производится регулярно при строительстве судов.

Объем проверок в течение постройки регламентируется перечнем обязательных приемок, который составляют совместно Исполнитель-верфь и Заказчик.

Технический контроль завершается испытаниями и сдачей судна.

Цель испытаний - проверка соответствия технических и эксплуатационных характеристик судна характеристикам, указанным в проектной документации.

До начала испытаний судна, должны быть завершены работы:

По монтажу всех трубопроводов,

Систем главных и вспомогательных механизмов;

Оборудованию помещений;

Испытаниям на непроницаемость;

Монтажу судовых устройств и дельных вещей.

Все выполненные в процессе постройки работы, входящие в перечень обязательных приемок, оформляютс соответствующими документами - удостоверениями, подписанными ОТК и представителями заказчика.

Для сдачи судна заказчику назначается сдаточная комиссия, испытательная партия и ответственный сдатчик. В состав сдаточной комиссии включаются помощники ответственного сдатчика по корпусной и электромонтажной частям, сдаточный механик, мастера и рабочие из высококвалифицированных специалистов-монтажников по главным и вспомогательным механизмам, судовым устройствам, системам, электрооборудованию.

Испытательная партия состоит из специалистов, ведущих наблюдение за работой отдельных агрегатов при испытаниях.

Обо всех отклонениях от нормальных условий работы, регистрируемых испытательной партией, докладывается ответственному сдатчику или главному механику. Одновременно ведется журнал испытаний, в который заносятся результаты испытаний.

Объем и последовательность испытаний устанавливаются специальной программой, которая является руководящим документом проведения испытаний.

Приемку судна осуществляет приемная комиссия, состоящая из представителей заказчика и Регистра.

До начала испытаний приемной комиссии должны быть предъявлены договор на постройку, комплект чертежей общего расположения судна, книга монтажных удостоверений, журнал весовой нагрузки судна, журнал переделок и согласований, акты стендовых испытаний главных и вспомогательных механизмов и другого механического оборудования, а также инструкции, схемы, описания, формуляры оборудования и паспорта контрольно-измерительных приборов (КИП). После рассмотрения всех представленных документов комиссия выносит решение о готовности к выполнению сдаточных испытаний.

Кроме подготовки к испытаниям период испытаний судов включает следующие этапы:

Швартовные испытания;

Ходовые испытания;

Ревизию;

Контрольный выход;

Контрольные испытания.

Швартовные испытания

Швартовые испытания судов (ШИ) - это технологический этап приемосдаточных испытаний, включающих Подготовку к испытаниям, Швартовные испытания, Ходовые испытания, Ревизию, Контрольный выход, Контрольные испытания.

ШИ проводят в достаточной глубины акватории верфи у достроечной набережной, оборудованной швартовными береговыми устройствами, без выхода в море.

Цель ШИ - проверка качества постройки судна, монтажа и регулировки оборудования, предварительное опробование под нагрузкой главной энергетической установки на холостом ходу, вспомогательных механизмов, систем и устройств, обеспечивающих живучесть и безопасность судна, подготовка судна к выходу в море для проведения ходовых испытаний.

К началу ШИ работы по постройке судна должны быть закончены в объеме, предусмотренном построечными удостоверениями.

Проверку основных показателей работы оборудования в период ШИ и ходовых испытаний осуществляют по методикам, разработанным Проектировщиком на головные суда и верфью - на серийные суда.

Методика предусматривает использование нештатной контрольно-измерительной аппаратуры, а также устройств с установленными пределами шкал измерений и необходимых классов точности для проверки параметров и создания требуемых условий работы оборудования.

ШИ проводят отдельно по механической, электрической и корпусной частям:

Испытания механической части, начиная с аварийных систем и механизмов, обеспечивающих безопасность судна в процессе испытаний (пожарной системы, системы затопления и откачки воды).

Испытания средств вспомогательной энергетики: турбогенераторов и дизель-генераторов, вспомогательных котлов, испарителей, опреснителей и т. д.

Испытания главной энергетической установки проводят в последнюю очередь. Судовые системы, трубопроводы, электросети, посты энергетики и живучести испытывают одновременно с главными механизмами. Перед испытаниями ГТЗА паротурбинной установки проверяют действие валоповоротного и валотормозного устройств, а также страгивание турбин на передний и задний ход. В процессе швартовных испытаний паротурбинной установки проводят гидравлические испытания трубопроводов всех систем, включая топливную, пожарную, паровую; выполняют проверку работы вспомогательных установок (растопочного, питательного, топливного насосов); осуществляют прокачку масла по маслопроводу машинного отделения; производят гидравлическую и паровую пробы паропроводов машинного отделения; проводят испытания циркуляционных и конденсатных насосов, а также трубопроводов, непосредственно связанных с турбинами; осуществляют проверку энергетической и осветительной сетей и пуск турбогенератора, а также пуск ГТЗА на холостой ход. Затем проверяют работу ГТЗА при частоте вращения, допустимой по условиям надежности швартовки, по состоянию береговых сооружений и глубине акватории.

Имитационные испытания

Имитационные испытания - это испытания, при которых проверка спецификационных параметров судового оборудования производится в процессе швартовных испытаний в условиях акватории верфи, максимально приближенных к натурным.

Имитационные испытания проводятся с помощью специальных разгрузочных или нагрузочных устройств - имитаторов, воспроизводящих ходовые условия работы судового оборудования.

Разгрузочным устройством называется специальное технологическое устройство, применяемое для имитационных испытаний главной энергетической установки. Разгрузочное устройство служит для создания более легких условий работы оборудования. Для разгрузки гребного винта по упору и по моменту до расчетных используют уменьшение площади диска гребного винта за счет кольцевой насадки; потоконаправляющую камеру, обеспечивающую подток воды к винту со скоростью, равной его расчетной аксиальной скорости; подачу сжатого воздуха в зону винта с целью уменьшения плотности окружающей винт воды. Работу винта можно также облегчить, уменьшив осадку судна и, следовательно, уменьшив глубину погружения винта.

Нагрузочные устройства создают дополнительную нагрузку для проверки работоспособности оборудования. Например, при испытании дизель-генераторов и турбогенераторов нагрузочным устройством служит береговая сеть, куда передается с испытываемого судна лишняя электроэнергия.

Имитационные испытания якорного устройства на швартовах проводят несколькими способами: закреплением якорной цепи на берегу при работе главного двигателя на расчетных режимах на задний ход или навешиванием грузов на участок якорной цепи. Наиболее перспективным для имитационных испытаний якорного устройства считается способ с использованием универсального нагружателя, расположенного на понтоне и представляющего собой гидромеханический тормоз с дистанционным управлением. Этот способ имеет ряд преимуществ по универсальности, независимости технологического процесса испытаний, точности воспроизведения натурных условий.

С помощью имитационных устройств проводят также испытания навигационного и радиолокационного оборудования, гирокомпаса, гидродинамического лага, гидроакустической аппаратуры.

Для настройки радиолокаторов устраиваются специальные полигоны, вынесенные за пределы завода и оборудованные специальными отражателями. Направление и расстояние до отражателей известны. Радиолокационные станции обнаруживают отражатели, определяют курсовые направления и расстояния до отражателей. Данные сравнивают с истинными значениями и регулируют по отклонениям станции до необходимой точности определения искомых параметров.

Гидроакустическую аппаратуру проверяют с помощью устанавливаемого под днищем судна измерительного прибора - гидрофона, которым замеряется звуковое давление вибратора гидроакустического аппарата. По замеренному звуковому давлению производится пересчет дальности действия гидроакустической аппаратуры.

Имитационные испытания примерно в два раза сокращают продолжительность сдаточного периода, позволяют создать стабильные условия испытаний, повысить качество проверки и снизить расход топливно-энергетических ресурсов.

Ходовые испытания и сдача судна

Ходовые испытания - технологический этап сдаточных испытаний, целью которых является проверка работы оборудования и его параметров на ходовых режимах, а также проверка мореходных качеств судна (плавучести, остойчивости, управляемости, ходкости, маневренности, прочности на волне). Ходовые испытания разделяют на заводские и сдаточные.

В процессе заводских ходовых испытаний выполняют наладочно-регулировочные работы и подготовку оборудования к ходовым сдаточным испытаниям. На заводских ходовых испытаниях проверяют спецификационные характеристики главных судовых двигателей по мощности, расходам топлива и масла, времени развития полной мощности. Эта проверка производится на различных режимах работы: на экономическом ходу, крейсерском ходу, полном и самом полном ходу при работе всех двигателей, заднем ходу. Одновременно с проверкой энергетической установки производится определение скорости и маневренности судна.

Скорость определяется при прохождении мерной линии, обозначенной створными знаками. При скорости 18 узлов судно должно пройти мерную линию в 1 милю, при скорости 18 - 36 узлов - в 2 мили, при скорости свыше 36 уз - в 3 мили. Так достигается достаточная точность определения скорости. Скорость определяют как среднее значение из замеров на нескольких галсах.

Программой ходовых испытаний предусматривается определение поворотливости судна на малом, экономическом, крейсерском и полном ходу.

Поворотливость характеризуется элементами циркуляции:

Диаметром циркуляции (расстоянием между линиями обратных курсов при изменении направления на 180°);

Продолжительностью циркуляции;

Углом крена при циркуляции, потерей скорости.

Диаметр циркуляции определяют в длинах корпуса судна. Замер производится штатными радиолокационными станциями судна или специальной аппаратурой.

В длинах корпуса определяют и выбег судна по инерции. При проверке инерции определяется также время с момента подачи команды до полной остановки судна или достижения определенной скорости.

Проверку и окончательную приемку оборудования при ходовых сдаточных испытаниях производят на ходу судна при условиях, обеспечивающих получение номинальных параметров. Согласно требованиям нормативных документов проверку оборудования проводят при нормальных климатических условиях (атмосферное давление 1,01 105 Па, температура 293 К, относительная влажность 70%), при силе ветра не более 3 баллов по шкале Бофорта с учетом глубины и скорости течения в районе испытаний.

По окончании сдаточных ходовых испытаний судна производят ревизию главных и вспомогательных механизмов и устройств по списку, составленному приемной комиссией. В список заносятся те механизмы и устройства, в работе которых замечены недостатки. Ревизия заключается во вскрытии этих механизмов и устранении недостатков, замеченных комиссией.

После ревизии судно идет на контрольный выход. Если у комиссии замечаний больше нет, то подписывается акт о сдаче и приемке судна.

Строительство любого судна заканчивается его испытаниями и сда­чей заказчику. Во время сдаточного периода проводится комплекс при­емно-сдаточных испытаний в целях всесторонней проверки соответствия комплектности и качества судна договору на его постройку. Затем принимают решения о сдаче-приемке судна в эксплуатацию. В ходе испытаний производится окончательная проверка работоспособности различного оборудования (в том числе главных и вспомогательных механизмов, систем, устройств и др.) и отрабатывается его взаимодей­ствие, проверяются характеристики мореходных качеств и обитаемос­ти судов. На долю рассматриваемых испытаний приходится до 7% трудоемкости постройки судна в целом.

Последовательность и объем приемно-сдаточных испытаний ездо­вого оборудования и судна в целом определяют программы, разраба­тываемые конструкторским бюро-проектантом судна в соответствии с требованиями Регистра России и положениями договора с заказчи­ком. На основе программ испытаний составляют журнал удостовере­ний и перечень приемок. Удостоверения оформляют на каждый объект, подлежащий приемке. Приемкой называется проверка или испытание, производимые в соответствии с чертежами или с перечнем приемок, и признание продукции, соответствующей установленным техническим условиям.

В удостоверениях указывают:

  • Период испытаний;
  • Сроки при­емки данного объекта;
  • Программу приемки и ее результаты.

Удосто­верения обычно группируют по конструктивной принадлежности:

  • Корпусная часть;
  • Энергетическая установка;
  • Системы;
  • Устройства;
  • Элек­трооборудование и др.

В перечне приемок удостоверения группируют по этапам проведения приемно-сдаточных испытаний.

В отдельную группу выделяют так называемые построечные удос­товерения, которые оформляют до начала испытаний.

К таким удосто­верениям относят, например:

  • Результаты проверки сертификатов на материал корпуса судна;
  • Удостоверения об испытании непроницаемо­сти отсеков корпуса;
  • Удостоверения о проверке соответствия конструк­ций корпуса проекту и т. д.

Общее количество удостоверений может быть весьма значительным. Так, для сухогрузного судна дедвейтом около 40 000 т журналом было предусмотрено около 700 удостоверений, из которых 300 — построечных.

Весь период приемно-сдаточных испытаний в общем случае включа­ет следующие этапы работ:

  • Подготовку к испытаниям;
  • Швартовные ис­пытания;
  • Ходовые испытания;
  • Ревизию механизмов;
  • Контрольный вы­ход.

Кроме того, для отдельных типов судов предусматривают еще один этап испытаний - эксплуатационные испытания головного судна серии. Их проводит после подписания приемного акта заказчик по программе, которую разрабатывает проектант судна. Например, для рыбопромысловых судов в программу включают проверку работоспособности про­мыслового, технологического и холодильного оборудования в эксплуа­тационных условиях и проверку соответствия технико-экономических показателей судна проектным требованиям. Для ледоколов и судов ле­дового плавания предусматривают ледовые испытания.

Все поступающие на судостроительные заводы механизмы и обору­дование для проверки качества сборки и установления параметров, вносимых в паспорт, подвергают стендовым испытаниям. Стендовые испытания сокращают сроки и стоимость последующих испытаний на судне. На заводах-изготовителях механизмов для таких испытаний соз­дают соответствующие испытательные стенды.

Основную долю подготовки судна к проведению испытаний состав­ляют:

  • Расконсервация судового оборудования;
  • Регулировка;
  • Наладка и опробование в действии;
  • Промывка и проверка чистоты трубопрово­дов и систем и т. п.

В связи с ростом энерговооруженности судов, расши­рением использования средств автоматики и контроля трудоемкость ре­гулировочно-наладочных работ возрастает и в ряде случаев достигает 50% от трудоемкости швартовных испытаний. После окончания подго­товительных работ приступают к проведению швартовных испытаний.

Швартовные испытания проводят в целях проверки качества монта­жа и работоспособности судового оборудования и определения готов­ности судна к проведению ходовых испытаний. Ранее такие испытания проводили только после спуска судна на воду и его швартовки у достро­ечной набережной завода. Отсюда и название - швартовные испытания.

Швартовные испытания выполняют по программам и методикам, разрабатываемым проектантом судна. В методиках кроме указаний на проведение испытаний приводят перечни оснастки, приспособлений и аппаратуры, необходимых для испытаний, а также формы таблиц для записи показателей работы оборудования и результатов их измерений.

Рис. 1 Схема кабельной мерной линии (а) и мерной линии, оборудо­ванной секущими створами (б)

По мере совершенствования судового оборудования, применения в его составе автоматизированных систем управления совершенствуются и технические средства, и методы измерений, которые являются основ­ным источником получения достаточного количества объективной ин­формации о работе оборудования. При испытаниях все чаще применя­ют аппаратуру, автоматически регистрирующую изменения параметров во времени и фиксирующую показатели на лентах осциллографов, са­мописцев или с выдачей цифровой информации на экраны соответству­ющих приборов. Объединенные в комплексы приборы и аппаратура непрерывно и синхронно регистрируют большое число быстро изменяющихся параметров как на установившихся, так и на неустановившихся режимах работы судового оборудования. Для измерения и регистрации различных параметров используют всевозможные датчики.

В ходе швартовных испытаний фиксируют показатели работы предъявляемого оборудования и отмечают выявленные недостатки. Если условия работы оборудования на швартовных испытаниях не от­личаются от условий его работы во время ходовых испытаний, то по полученным результатам данное оборудование сдают окончательно. Оборудование, системы и устройства, условия работы которых во вре­мя хода судна отличаются от условий проведения швартовных испы­таний, принимают дважды, предварительно на швартовных и окончательно во время ходовых испытаний.

К первой группе оборудования относится, например:

  • Судовая электростанция;
  • Оборудование камбуза;
  • Большинство судовых систем и др.

Ко второй:

  • Якорное устройство;
  • Винто-рулевой комплекс и т. п.

Значительная часть работ в период швартовных испытаний связа­на с главной энергетической установкой. Вначале налаживают и испы­тывают вспомогательные механизмы, обслуживающие эту установку, затем испытывают электроэнергетическое оборудование, различные аварийные механизмы (например, аварийный дизель-генератор). В це­лях экономии ресурса вспомогательных судовых механизмов в период испытаний судно обеспечивают электроэнергией, паром, сжатым воз­духом от береговых источников.

В начале швартовных испытаний главной дизельной установки проверяют:

  • Исправность действия валоповоротного устройства;
  • Сигна­лизации падения давления и перегрева масла;
  • Выключения подачи топ­лива при частоте вращения выше допустимой;
  • Пусковые качества дви­гателя и запасы пускового воздуха.

Затем проверяют работу главного двигателя на малых и средних оборотах, а при наличии винта регулируемого шага или специальных нагрузочных устройств - и на полных.

В период швартовных испытаний проверяют и сдают оборудование всех судовых помещений, заканчивают испытания помещений на гер­метичность, проверяют аварийно-спасательное имущество.

Швартовные испытания судна считают полностью законченными, если все разделы программы испытаний выполнены в полном объеме и все оборудование судна принято представителями отдела техничес­кого контроля завода, Регистра и заказчика в соответствии с журна­лом удостоверений швартовного периода. После окончания швартов­ных испытаний судно готово к выходу на ходовые испытания.

Ходовые испытания проводят в целях проверки надежности:

  • Действия механизмов;
  • Систем;
  • Устройств;
  • Приборов и всего судна в ходовых условиях;
  • А также соответствия договорной документации технических характеристик;
  • Мореходных качеств судна.

Испытания проводят в тех районах моря, водохранилища или реки, где возможно свободное маневрирование судна, имеются необходимые глу­бины и доступно техническое обеспечение проверок отдельных меха­низмов, устройств и различного оборудования судна.

Во время ходовых испытаний проверяют предусмотренные проектом спецификационные характеристики главных судовых двигателей (мощность, расход топлива и масла и др.) при разных режимах хода, в том числе:

  • Экономическом;
  • Полном;
  • Самом полном;
  • Заднем.

Одновременно с проверкой судовой энергетической установки на ходовых ис­пытаниях определяют скорость и маневренные качества судна.

Определение скорости судна необходимо для получения ее зависи­мости от частоты вращения гребных винтов и мощности главной энер­гетической установки. Скоростные испытания проводят в специаль­ных районах моря (реки, водохранилища) на мерной линии (мерной миле), показанной на рис. 1. Обязательными условиями для орга­низации такой линии являются достаточность глубины и наличие по концам измерительного участка свободных участков акватории, чтобы обеспечить безопасный поворот судна на обратный курс и набор ско­рости хода. Глубина акватории в районе мерной линии Н л должна быть не менее наибольшего значения, полученного по формулам:

  • В и Т - соответственно ширина и осадка судна, м;
  • V - наибольшая возможная скорость судна, м/с.

Измерительный участок мерной линии обозначают секущими ство­рами (рис. 1, б ). расстояние между которыми точно измерено. Для обеспечения достаточной точности измерений длина пробега на мер­ной линии должна составлять одну милю - при скорости до 18 уз., две мили при скорости 18-36 уз., три мили - при скорости свыше 36 уз.

Чтобы исключить влияние на результаты испытаний течения, ветра, а также случайных ошибок при измерениях, проводят несколько пробе­гов судна во взаимообратных направлениях при одной и той же частоте вращения винта. Обычно ограничиваются трехгалсовыми пробегами. Скорость определяют как среднее из замеров на нескольких галсах.

При электрических способах определения скорости судна приме­няют кабельные мерные линии, в которых роль поперечных створов, отсекающих мерный участок определенной длины, отводится электри­ческим кабелям. Установленная на судне аппаратура фиксирует момен­ты прохождения судна над кабелями и определяет промежуток време­ни прохода мерного участка (рис. 1, а ).

Скоростные испытания головного судна проводит специальная груп­па, распределенная по местам замеров. Места должны быть оборудова­ны надежной связью с руководителем измерений. Во время испыта­ний регистрируют частоту вращения гребного вала с помощью записывающих приборов, а также непрерывно через равные промежут­ки времени (не более двух минут) снимают показания счетчиков частоты вращения гребного вала. Требуемая точность измерения частоты вращения ±0,2%.

Во время маневренных испытаний определяют поворотливость суд­на и его инерцию на различных скоростях, дают оценку устойчивости судна на курсе.

Поворотливость судна характеризуется элементами циркуляции:

  • Тактическим диаметром (расстояние между линиями обратных курсов при повороте судна на 180°);
  • Продолжительностью циркуляции;
  • Углом крена судна при циркуляции;
  • Потерей им скорости.

Диаметр циркуля­ции замеряют штатными судовыми радиолокационными станциями, а также при помощи специальной навигационной аппаратуры.

В основе определения инерции судна лежит оценка его реверсив­ных качеств. Проверка реверсов необходима для определения продол­жительности изменения направления движения судна на противопо­ложное. Реверс характеризуется в основном длиной пути, проходимого судном от начала реверса до полной остановки. Путь этот называют выбегом. Выбег обычно выражают в длинах корпуса судна, например, «одна длина» , «две длины» и т. д. Измеряют его с помощью радиолокационной аппаратуры или с помощью деревянных брусков, сбрасы­ваемых в воду с носа судна по ходу его движения в момент подачи команды об изменении режима хода. По достижении кормой судна пер­вого сброшенного бруска сбрасывают второй и т. д. до полной остановки судна.

На ходовых испытаниях в ходовых режимах также проверяют не­которые элементы электрооборудования и навигационные приборы.

Ходовые испытания считаются законченными, если все разделы программы их проведения выполнены, а полученные результаты соот­ветствуют спецификационным данным оборудования или судна.

Ревизию судовых механизмов и оборудования осуществляют после окончания ходовых испытаний. В процессе ревизии производят конт­рольное вскрытие механизма и разборку отдельных его узлов для определения их состояния и выявления возможных дефектов. Особое внимание обращают на трущиеся и высоконапряженные узлы и дета­ли разобранных механизмов. Перечень судового оборудования, подлежащего ревизии с указанием ее объема, составляет приемная комиссия.

Одновременно с ревизией оборудования устраняют недостатки, выявленные на испытаниях. В это же время выполняют окончатель­ную окраску корпуса судна.

Контрольный выход в море (водохранилище, реку) проводят после:

  • Ревизии;
  • Устранения всех выявленных дефектов и недостатков;
  • Уста­новки на штатные места инвентаря;
  • А также запасных инструментов и приборов.

Цель контрольного выхода — проверить в действии обору­дование, подвергшееся ревизии.

Приемно-сдаточные испытания организует и проводит завод-стро­итель судна вместе с представителями заводов-контрагентов, участие которых оговорено отдельными соглашениями с ними. Подготовку и проведение испытаний ведет во главе с ответственным сдатчиком сда­точная команда завода, состоящая из высококвалифицированных ра­бочих и инженерно-технических работников как данного завода, так и некоторых контрагентов. Состав сдаточной команды назначается при­казом директора завода. В сдаточную команду включают и испытатель­ную партию, в обязанности которой входит обеспечение нормальной работы всех измерительных средств и запись их показаний в ходе ис­пытаний.

Приемку судна при сдаточных испытаниях осуществляет приемная комиссия, в состав которой входят представители организации, осу­ществляющей надзор за постройкой, капитан судна и представители заказчика и проектной организации. По окончании приемно-сдаточ­ных испытаний приемная комиссия подписывает акт приемки-сдачи судна. С этого момента судно считается сданным заказчику.