Греческая керамика — стиль, сюжет, расцветка…. Греческая керамика — стиль, сюжет, расцветка… Обработка керамики перед росписью 5 букв

Вазопись — орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов, выполняемая почти исключительно керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом - получила развитие ещё в крито-микенском искусстве (Эгейская культура); вазы «камарес» (20—18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20—16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд


.



Строже по композиции были росписи ваз «дворцового стиля» (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14—12 вв. до н. э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней.

Выделяется два способа вазописи: вазопись по глазури и подглазурная роспись. По глазури расписывается уже готовое изделие, а подглазурная роспись наносится на предварительно обожжённое изделие. После окончания работы художника изделие покрывают слоем прозрачной глазури и вновь обжигают при высокой температуре.

В Киевской Руси глиняные изделия покрывали керамической массой с последующим горным обжигом. Эта техника называлась ангобированием.

В древней Греции Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — непрочными «акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой




Геометрический стиль (9—8 вв. до н. э.; горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы); «ковровый стиль» (7 в. до н. э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических); главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной вазописи


(чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий. Краснофигурная В. «строгого стиля (См. Строгий стиль)» (последняя четверть 6 в. — начало 5 в. до н. э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. до н. э. в В. «свободного стиля» изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. до н. э. Для В. конца 5—4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность («роскошный стиль» — росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда


Кроме собственно Греции, В. процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой В. находилась В. этрусков (См. Этруски). В 3—2 вв. до н. э. для греческой В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты
Что легло в основу стиля керамики Изника

Керамика Изника наполнена образами византийского, сельджукского искусства, искусства Сирии, Средней Азии и Ирана, вылившегося в яркий и сочный растительный орнамент тонких и прекрасных изделий. Сельджуки — богатая во всех смыслах династия западных тюрков, захватывавшая большие пространства в Азии, испытавшая расцвет искусства и оставившая после себя большое количество уникальных керамических изразцов. Художественный стиль того периода называется руми .


Рим и руми — не простое созвучие. Художественный стиль руми зародился в Риме, где мастера расписывали керамику в визайтийской технике, а сельджуки переняли его и стали называть себя Руми (то есть — римские сельджуки).

Антикварные тарелки с росписью Руми. Фото: people.sabanciuniv.edu


Изразцами руми украшены многие мусульманские мечети. Они лежат на стенах, как волшебный керамический ковер с затейливым восточным узором. Очень красиво.

Как выглядит мечеть с отделкой изразцами руми внутри. Обратите внимание, что плитка украшена не только орнаментом, но и каллиграфическим письмом. Фото: turkishtiles.wordpress.com


В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д.Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика"

В заключении этого поста - интересное видео, показывающее как делать точечную роспись с обжигом

Продолжение в следующей статье

Название "Камарес" дано по имени поселения Камарес на склоне горы Ида, в пещере близ которого в XIX веке были найдены наиболее яркие образцы среднеминойской керамики.

Вазы стиля Камарес, характеризующиеся светлой полихромной росписью, наносимой по темной поверхности вазы, тесно связаны с керамикой предшествующего раннеминойского периода, в конце которого на Крите повсеместно начал использоваться гончарный круг, позволивший существенно улучшить технику изготовления глиняной посуды. Тогда же получает широкое распространение техника росписи светлой краской по темной блестящей обмазке глиняной поверхности вазы и мотив спирали, сходный с излюбленным декором кикладской вазописи этого периода. Непосредственным продолжением и развитием этих ваз с росписью «светлым по темному» и является керамика стиля Камарес. Раскопки в Фесте позволили уточнить ее датировку: великолепные образцы развитого стиля Камарес найдены уже в нижних слоях Старого дворца, датирующихся рубежом III и II тысячелетий, следовательно, начало стиля Камарес следует относить к концу III тысячелетия до н. э., расцвет же его падает на первые века II тысячелетия (среднеминойский период или MM).

Часть экспозиции керамики стиля Камарес в Археологическом музее Ираклиона



К этому времени крихская керамика приобретает международное значение.Сосуды, изготовленные критскими горшечниками этой эпохи, находят не только вТреции и на островах Эгейского моря, но также в Малой Азии, Сирии, Египте и
даже дальше в глубине Африки. К этому времени гончарное дело на Крите поставлено уже так широко, что появляется потребность в организации гончарных цехов, причем каждый, из этих „цехов" пользовался своей особой печатью.

У мастеров стиля Камарес богатое декоративное воображение. Один из любимых узоров - спираль. Вроде простой узор, но критские керамисты создают невероятно богатые вариации.

Например, как на этом пифосе из Феста.


Еще один сосуд с растительным орнаментом


Или так называемая "ваза для фруктов" из того же Феста



Обратите внимание, как посредством орнаментировки обыграна форма сосуда.

Вазы с цветами.

Интересный "чайник", не правда ли?:


Еще один сосуд с несколькими ручками


Большинство же своих декоративных мотивов мастера «Камарес» заимствуют из растительного царства. Говорить, однако, о каком-либо «натурализме» стиля «Камарес» совершенно не приходится. Натура служит только толчком для совершенно произвольной игры декоративной фантазии. Декораторы «Камарес» не стремятся к воспроизведению какой-либо определенной породы растений, ни в рисунке, ни в колорите они не считаются с реальностью. При взгляде на сосуд возникает впечатление, что украшающие его цветы или, может быть, языки пламени находятся в быстром и непрерывном вращательном движении. Декорация стиля «Камарес» воздействует не столько линейным ритмом, сколько колористической
экспрессией своего орнамента.

Оригинальный кратер с лилиями. Некоторые исследователи считают, что прообразом этого кратера послужил каменный кратер с серебряными лилиями. Кстати, это первый образец вместительных сосудов на высокой ножке, которыե широко распространятся в последующие периоды.

Наиболее излюбленными формами этого стиля можно считать фруктовые^ чаши, маленькие чашечки и особый вид амфор с ручками почти у самого края сосуда. Техническое изготовление сосудов доведено до максимального совершенства. По гибкости своих профилей, по тонкости своих стенок вазы стиля «Камарес» далеко превосходят все, чего в области керамики до сих пор достигло древнее искусство. Недаром маленькие чашечки стиля «Камарес» носят название^яичной скорлупы»: в этом отношении керамику этого стиля можно сравнить разве только с китайскими фарфоровыми вазами.

Вот эти чашечки





У стиля Камарес две особенности. Ее декорация, в отличие от египетской, переднеазиатской и греческой керамики, относится не столько к поверхности сосуда, к его крепким стенкам, сколько к тому пространству, к той среде, которая заключена внутри этих стенок. Второй прием заключается в том, что острые концы сегментов все наклоняются в одном направлении, словно бегут кругом сосуда. Этот прием очень часто встречается в керамике «Камарес»: изображены ли чисто геометрические узоры, штрихи, треугольники, спирали и арочки, или же растительные мотивы — водоросли и лозы — почти всегда они наклоняются в одном направлении, как будто бегут, подгоняемые ветром. Этот прием лишний раз подчеркивает излюбленную критскими художниками тенденцию к вращательному движению и еще более усиливает пространственный характер декорации, иллюзию воздуха или влаги, окружающих и наполняющих сосуд. И в этой иллюзии вечного движения, непрерывно текучей жизни— живая, ни с чем не сравнимая прелесть керамики «Камарес».

Стиль Камарес перестал существовать, когда погибли старые дворцы Феста и Кноссоса (приблизительно в 1700 г. до р.Х.). Но на его основе впоследствии образовались и расцвели не менее великолепные стили критской керамики - "растительный" и "морской". О них позже.

Использованная литература:
Б.Р.Виппер, "Искусство древней Греции"
Н.А.Сидорова, "Искусство Эгейского мира"

Но чем особенно запоминается греческая керамика, так это уникальным искусным декором.
Характерной особенностью сделанных в Древней Греции сосудов является их мастерская роспись. У истоков аттической керамики стояло изготовление массивных декоративных амфор со сложным геометрическим узором.

На смену ему пришла чернофигурная керамика , известная вплоть до VII в. до н.э. Использование этого стиля предусматривало нанесение силуэтов рисунка тонкой кистью и чёрным лаком. Все последующие элементы вычерчивались или процарапывались на лакированном силуэте. Наиболее древняя роспись этого периода довольно примитивна и начиналась с простых контурных геометрических узоров, но позже можно было увидеть и более сложные рисунки. Контрастность декора достигалась за счёт чёрного лака поверх красной глины, из которой делались вазы.

Тематика узоров достаточна разнообразна. Так, в период геометрического стиля рисунок покрывал почти весь сосуд. В декоре преобладали шахматные росписи, кресты, свастики , штриховка, ленты, точки и т.п. Анималистические или растительные элементы использовались крайне редко.
Правда, дипилонские вазы, датированные VIII в. до н.э. имеют более сложный узор.

Позже мастера начали обращаться к мифологической тематике в декоре керамических изделий . В основе композиции изображался некий мифологический сюжет, а геометрические узоры служили обрамлением рисунка.

Уже в VI в. до н.э. использование сюжетов древнегреческой мифологии стало очень распространённым . Художники изображали эпизоды Троянской войны, сражения героев и чудовищ, древнегреческих Богов и другие сюжеты. Декоративная отделка разделяла отдельные сцены и была довольно сдержанной. Позже начали вводиться сцены из повседневной жизни олимпийцев, воинов и обычных людей, которые постепенно вытеснили мифологические сюжеты на задний план.

Классическая эпоха греческой керамики отмечена краснофигурным стилем , прямо противоположным чернофигурной росписи. Его расцвет приходится на V в. до н.э. Но элементы чернофигурной росписи использовались ещё эллинистическом периоде.

В краснофигурной технике фон вазы покрывался чёрным лаком, а силуэт изображений оставался незакрашенным . Поскольку сам рисунок оставался светлым (или точнее красным), изображение выглядело более естественно. На силуэте точёными рельефными линиями создавались детали рисунка. Эти филигранные линии выдавливались глазурью из специальной тоненькой трубочки. Различные краснофигурные гончарные изделия изготовлялись ещё в средине VI в. до н.э. и вплоть до IV в. до н.э. К концу IV в. до н.э. мастерство и стиль росписи существенно снизились, и краснофигурная техника пришла в упадок.

Тематика изображений краснофигурного стиля унаследовала основные сюжеты из повседневной жизни . Хотя определённые мифологические сцены в декоре ваз всё же присутствовали, образ человека выходил на первый план. Из типичных сюжетов можно выделить обыденные занятия человека, битвы и пиры атлетов, состязания олимпийцев. , такие как меандр, цветки лотоса, становились второстепенными и использовались лишь для обрамления основной композиции рисунка.

Следует отметить, что изготовить греческий чёрный лак очень непросто – нужно было обладать высоким уровнем мастерства и профессионализма . Постепенно рецепты его приготовления были забыты и вытеснены более простой в производстве керамической глазурью.

Кстати, особо любопытные и изучающие историю, могут произвести заказ авиабилетов и слетать в Грецию, дабы ощутить всю прелесть греческого стиля воочию.

Хохлома -

Роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись -

Роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись -

Роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины -

Роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись -

Роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись -

Роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись -

Роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным - «сажей» и красным - «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи - солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина - род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.