Cистемы электронного голосования коиб и кэг. Технологии электронного голосования Электронная система подсчета голосов

Об электронных мошеннических технологиях проведения выборов

Андрей А. Мальцев, член Правления СДПР

Со следующего избирательного цикла в России вводится в действие система электронного подсчета голосов. Избирательные бюллетени будут пропускаться через сканеры, и результаты голосования будут подсчитываться электроникой. В обоснование такого нововведения утверждается, что это поможет устранить фальсификации.

Однако это не так!

Система электронного подсчета голосов полностью исключает из процесса подсчета наблюдателей. Что именно будут контролировать наблюдатели? Одна из основных задач наблюдателей – подсчет голосов, а именно от него электронная система их и отстраняет. При введении электронной системы подсчета голосов оппозиционные партии для осуществления контроля за выборами должны будут иметь не просто наблюдателей, но и штат профессиональных программистов, чтобы проконтролировать саму программу, которая осуществляет подсчет голосов. Очевидно, что на электронном уровне провести фальсификацию выборов намного легче, чем на бумажном. Не случайно во всех ситуациях, когда существует высокая вероятность мошенничества и фальсификаций, например, в банках или в паспортных столах, не ограничиваются электронной информацией, а в обязательном порядке сохраняют бумажную копию документа. Причем документа, отпечатанного никак не на лазерном или струйном принтере, а исключительно на игольчатом, чтобы на бумаге остался физически продавленный след от печати. Аналогично в юриспруденции документ, написанный от руки, считается более заслуживающим доверия, чем отпечатанный – меньше возможность подделок.

Политика – это тоже область, где высока вероятность мошенничества и фальсификаций. А потому замена визуального подсчета в присутствии наблюдателей на электронный, осуществляемый компьютером, абсолютно недопустима. Электронный подсчет может лишь дополнять визуальный подсчет для получения оперативной предварительной информации, причём эта информация в нашей стране с большой разницей местного времени разных часовых поясов дает организаторам выборов существенные преимущества по сравнению с избирателями – они раньше знают текущие результаты. А по закону эти предварительные результаты оглашать до завершения голосования в Калининграде нельзя – чтобы не оказать давления на избирателя. Однако сама государственная власть при электронном подсчете голосов будет такую оперативную информацию иметь, следовательно, может как-то влиять на процесс выборов. Сейчас это не исправить никаким наблюдателям и не в интересах избирателей увеличивать это преимущество представителей власти.

Кроме того, перед началом голосования члены избирательной комиссии должны бы демонстрировать наблюдателям сканер в разобранном виде, чтобы было ясно, что там нет никаких скрытых емкостей с заранее загруженными бюллетенями для их последующего тайного вброса. Пока что всякие технические усложнения лишь затуманивают процедуру и облегчают манипуляции. Итоги голосования должны подводиться только на основании визуального подсчета в присутствии наблюдателей. Может быть, использование сканеров следовало бы рассматривать, но только в том случае, если мы откажемся от тайны голосования, и результаты голосования немедленно будут появляться в открытом доступе, чтобы каждый голосовавший (и не только он) мог проконтролировать, как именно было зафиксировано его волеизъявление. Очевидно, что такое возможно безопасно допускать лишь на очень высоком уровне демократии – прямая демократия едва ли не коммунистического общества. Сегодня же это приведет к прямому давлению на оппозиционных избирателей вплоть до их возможных увольнений с работы.

Повышенная легкость мошенничества с применением электронных технологий выборов относительно неэлектронных бумажных технологий приводит к тому, что применяя электронные технологии, например, проводя выборы через Интернет, мы можем гарантировать честность выборов только принципиально отказавшись от тайны голосования. Именно так мы можем устранить противоречие между прямой демократией, наступление которой прогнозировал еще Карл Маркс, и парламентской демократией, демократией ущербной, но которую мы вынуждены сейчас применять в силу невозможности распространения прямой демократии на масштабы целой страны. Но Интернет впервые дает нам такую возможность – в некоторой вполне обозримой перспективе. И уже сейчас имеется проект Пиратской партии России – как именно проводить выборы в нашей стране вплоть до федеральных. Однако проект Пиратской партии, при всей перспективности данной разработки, несколько забегает вперед. Политически корректным такое голосование станет только тогда, когда любой гражданин России избирательного возраста будет иметь практический опыт использования Интернета – то есть лет через 20-30, когда уйдут последние безэлектронные граждане России. И подобная система выборов должна быть дополнена внесением в Конституцию России положения, что государство гарантирует каждому гражданину бесплатный доступ в Интернет, равно как и бесплатную антивирусную защиту. Гарантирует же сейчас государство защиту от вируса гриппа или гепатита. Почему файловые вирусы, траяны и черви должны иметь какое-то преимущество? Они так же опасны для благополучия граждан России, как и грипп.

В отличие от проекта Пиратской партии, вторая инициатива действующей власти, установка на участках Web-камер, как раз направлена на отмену тайны голосования, но при этом никак не устраняет возможность фальсификаций, а потому крайне сомнительна. Утверждается, якобы так можно будет контролировать процесс выборов через Интернет – но это не согласуется со здравым смыслом. Камера глупа, это не человек и, если она будет смотреть на урну, то её легко обмануть во всех других местах, тем более, с началом подсчёта голосов камеры будут отключены от сети. Однако совмещение электронной системы подсчета голосов (сканеров) с любой системой визуального контроля, способной фиксировать время опускания бюллетеня в сканер конкретным избирателем, ведет к отмене тайны голосования – достаточно будет лишь сравнить время опускания бюллетеня с тем, за кого именно в этот момент был отдан голос.

Я считаю недопустимой замену живых наблюдателей любыми электронными суррогатами и обращаю внимание читателей на их потенциальную опасность для демократии. Именно попытка введения электронной системы подсчета голосов серьезно изменяет, ухудшает сам процесс голосования. А вовсе не имеющиеся фальсификации или выдвижение В. В. Путиным своей кандидатуры на президентских выборах. В фальсификациях как таковых нет ничего нового. Приблизительно такой же уровень фальсификаций был и четыре года назад, и восемь лет, и двенадцать. Оппозиция, конечно, протестовала. Против подобного и следует протестовать. Но никакого народного оживления и митинговой активности, тем не менее, не наблюдалось. Точно также и с выдвижением В. В. Путина. Фактически его назначает своим преемником действующий президент России. И опять ничего экстраординарного, тут нет. Сам Путин был назначен преемником Б. Ельциным, действующим тогда президентом России. Как и Медведев был назначен преемником Путина. Это, разумеется, безобразие. Но никакого народного протеста в свое время не вызвало. Сейчас же вдруг возникла волна народного возмущения.

В то же время протестующие никак не реагируют на электронные нововведения в избирательный процесс. А ведь внятно озвучено, что к следующему избирательному циклу сканерами будут оборудованы все избирательные участки. И тогда уже оппозиция в принципе будет неспособна протестовать против фальсификаций в силу абсолютной невозможности их зафиксировать. Таким образом, проблема формальной легитимности выборов будет решена действующей властью раз и навсегда. А сам процесс выборов потеряет последние остатки хоть какой-то зависимости от народного волеизъявления. И вот именно это, а вовсе не выборы В. В. Путина являются главной политической проблемой сегодняшнего дня.


Подсчет голосов избирателей, установление итогов голосования и определение результатов выборов депутатов Государственной Думы происходит в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации».

С 1995 года в России применяется Государственная автоматизированная система «Выборы» (ГАС «Выборы»), позволяющая предварительно проводить подсчет голосов очень быстро, буквально в ночь после голосования и показывать картинку на больших экранах в ЦИК России и на мониторах интернет-пользователей. Россия - единственная страна, которая размещает протоколы голосования в Интернете в течение суток.

После 20 часов, когда подведены итоги голосования на каждом избирательном участке, протокол участковой избирательной комиссии с итогами голосования привозят в территориальную избирательную комиссию, в которой размещен комплекс ГАС «Выборы». Ввод данных протоколов участковых избирательных комиссий в данный комплекс осуществляется системным администратором при обязательном присутствии председателя, заместителя, секретаря участковой комиссии, руководителя и группы контроля.

После ввода в комплекс территориальной комиссии данных протоколов с итогами голосования избирательных участков они передаются по каналам связи одновременно в базы данных комплексов избиркома субъекта России и ЦИК России, на которых осуществляется независимая, параллельная обработка одних и тех же данных. Данные за избирком из базы данных ЦИК России размещаются на технологическом сайте ЦИК. Председатель комиссии субъекта визуально сравнивает данные с итогами за свой субъект, с данными технологического сайта комплекса ЦИК и при их совпадении личным паролем дает санкцию на их размещение в Интернете. Если данные не совпадают, то проводится проверка, где произошла ошибка, на каком этапе.

Кроме того, что ГАС «Выборы» позволяет проводить подсчет голосов и размещать предварительные итоги голосования в режиме онлайн, система дает возможность с некоторой задержкой размещать их в Интернете или на мобильные телефоны в виде СМС.
Нормативная основа ГАС «Выборы» определена федеральным законом. Однако результаты подсчета голосов с помощью ГАС «Выборы» могут быть только предварительными, а точные - только по бумажным протоколам со всех участковых комиссий. То есть ГАС «Выборы» является вспомогательной системой.

Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания голосования и проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в протокол участковой избирательной комиссии. Подсчет производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. Все действия членов участковой избирательной комиссии должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.

В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели, затем с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.

Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени по голосам избирателей, поданным за каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. Полученные данные после оглашения вносятся в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированные федеральные списки кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке, в которой упакованы бюллетени, указываются число находящихся в ней избирательных бюллетеней, наименование политической партии, отмеченное в соответствующих избирательных бюллетенях, либо ставится отметка: "Недействительные бюллетени". Упакованные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные открепительные удостоверения, список избирателей помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов. На основании протокола ЦИК принимает решение о результатах выборов депутатов Государственной Думы.

Существуют также комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ)- они работают, как обычный сканер, считывают галочки, поставленные избирателем, и выдают протокол. КОИБ - это деревянный ящик, в крышку которого встроено сканирующее устройство. Избиратель, сделав отметку в определенном квадрате в бюллетене, подходит к КОИБу, кладет бюллетень на лоток надписями вниз, и КОИБ этот бюллетень проглатывает. При этом отметка заносится в память. После завершения голосования к КОИБу подходят члены участковой комиссии и выводят с него итоговый протокол. Если произойдет какой-то сбой или кто-то из наблюдателей или членов избирательной комиссии усомнится в правильности работы КОИБа, председатель избирательной комиссии снимает пломбу, снимает переднюю дверцу этого ящика и достает оттуда все бюллетени на ручной пересчет.

Есть более современная аппаратура, работающая по другому принципу - это Комплекс электронного голосования (КЭГ). Это чувствительный сенсорный экран. Избиратель, придя на участок, расписавшись в списке избирателей на этом участке, получает доступ к этому экрану. Обычно на участке от 2 до 5 таких устройств сенсорного голосования. Здесь используется принцип работы банкомата: на экране надо выбрать соответствующее окошко и нажать на кнопку. Устройство запросит подтверждение выбора. Если избиратель не подтверждает, ему разрешается повторно выбрать на этом экране. И только когда избиратель нажмет кнопку "подтверждаю", его голос будет учтен и отпечатается на бумажном чеке. Затем после завершения голосования с этого комплекса также распечатывается протокол. Аналоги применяются в ряде стран, но не на всех участках.

Технология и оборудование для электронного подсчета голосов (электронного голосования) и регистрации (автоматизированная система поддержки и ведения заседаний).

…раздел проекта посвящен технологиям и оборудованию для электронного голосования (системам электронного подсчета голосов, регистрации, автоматизированным системам ведения заседаний) …

Что такое «система электронного голосования»?

Электронная система подсчета голосов и регистрации (далее — «система электронного голосования») представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для проведения, контроля, подсчета, сохранения и вывода на печать или устройства отображения информации, как итогов голосования, так и процедур заседания.

Алгоритм работы комплекса и построение применяемых технологий определяется Регламентом проведения мероприятий на объекте.

Вариант технического задания «Информационно-звуковые технологии сопровождения и обеспечения мероприятий законодательных органов. Базовые функции системы электронного подсчета голосов и регистрации» на оcнове Регламента проведения мероприятий на объекте (txt-файл) .

Оборудование и программное обеспечение к нему изготавливается, дорабатывается и поставляется как в виде отдельной системы, так и интегрированной в состав конференц-системы объекта.

Состав и функциональные возможности определяются техническим заданием Заказчика и базируются на универсальных модулях и базовом программном обеспечении.

Виды голосований.

На наш взгляд эти устоявшиеся в практике голосований определения видов голосований не совсем корректны.

Так, например: имеются Альтернативное и Тайное (Закрытое) виды голосований. Но разве Альтернативное голосование само по себе не может быть Открытым, Тайным или Поименным?

Попробуем разобраться в этом и для начала выделим характерные черты этих терминов.

Открытое голосование . С этим понятием имеются наибольшие сложности. Чтобы было легче выделить отличительные черты этого вида голосования, обратимся к истории, ко временам, когда голосовали поднятием руки. В этом случае присутствующим в зале было видно, как голосуют другие участники совещания, а в протокол заносились только итоговые результаты голосования. Смеем предполагать, что именно эти признаки наличия информации об индивидуальных волеизъявлениях для присутствующих и наличие в протоколе только итоговых результатов голосования являются отличительными чертами данного вида голосования. То есть, при голосовании с мест нужно выводить на групповой монитор не только итоги голосования, но и поименные итоги голосования, не занося их в протокол. К особенностям открытого электронного голосования необходимо также отнести меньший конформизм, т.к. результаты голосования становятся доступными присутствующим после окончания процедуры голосования, а не в ее процессе.

Из приведенных отличительных признаков данных видов голосований нетрудно увидеть, что они никак не зависят от процедур голосования, а лишь определяют доступность к информации об индивидуальных волеизъявлениях депутатов.

Таким образом, все наиболее часто применяемые виды голосований можно классифицировать по следующим основным признакам:

по доступности информации о индивидуальных волеизъявлениях депутатов голосования подразделяются на Поименное, Открытое, Тайное (Закрытое) ;

по количеству выбираемых вопросов решения голосования подразделяются на Одновариантные и Многовариантные .

Альтернативное — депутат может отдать голос только за один из предъявленных вариантов голосуемого вопроса. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования производится одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование;

Рассмотренные признаки классификации являются независимыми, — мы имеем матрицу 3×3 возможных видов голосований и, следовательно, возможно прийти к идентичности понятий данного вопроса у Исполнителя работ и Заказчика и определить какие виды голосования необходимо реализовать при создании систем голосования.

Наше понимание приведено в таблице, где знаком "+" помечены те виды голосований, которые должны быть реализованы в системах голосования, знаком "х" помечены те виды голосований, которые реально не требуются для систем голосования.

Программное обеспечение.

Специальная программа, разработанная СКБ КП ИКИ РАН, работает в среде WINDOWS, может управлять всеми функциями аппаратно-программного комплекса..

  • Мгновенная пофамильная регистрация присутствующих на сессии депутатов.
  • Мгновенный подсчет результатов голосования «за/против/воздержался» или же подсчет голосов по нескольким вариантам ответов.
  • Составление отчетности в удобном для использования виде: графики, диаграммы, таблицы.
  • Проводные, построенными на базе конференц-систем.
  • Беспроводные, собранные на пультах небольшого размера, которые работают по радиоканалу.

СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ НА БАЗЕ КОНФЕРЕНЦ-СИСТЕМ

– это интегрированный функционал конференц-системы . Он расширяет возможности конференц-системы и призван обеспечить участникам регистрацию, процесс голосования, а также определенный порядок ведения заседания.


В функционал конференц-систем могут быть включены следующие возможности:

  • Голосование (количество вариантов ответов не ограничено)
  • Идентификация / регистрация
  • Протоколирование
  • Обмен документами
  • Синхронный перевод

Идентификация участников. Производится: по заранее известному рабочему месту депутата, персональному коду, персональной регистрационной карточке или по биометрическим показателям, например, сканирование отпечатка пальца. Идентификация участников практически исключает возможность голосования «за соседа».


Централизованное управление пультами. Приоритет пульта главы заседания над пультами делегатов, что позволяет управлять ходом заседания, устанавливать регламент выступающим.


Мультимедийная система Bosch DCN объединяет в себе, аудио-, видеофункции, работу с документами, систему уникальной идентификации пользователя, а также удобное интерактивное голосование с помощью сенсорного экрана.

С помощью сенсорного экрана участники заседания также могут получать и передавать документы и, даже, искать необходимую информацию в Интернете.

Идентификация участников сессии может проводится с помощью личной карты или по отпечатку пальца.


Система электронного голосования на базе конгресс-системы Taiden


Функционал:
  • Голосование.
  • Синхронный перевод.
  • Интерком-связь.
  • Демонстрация и редактирование документов.
  • Размещение фотографий делегатов.
  • Демонстрация делегатов во время выступления.
  • Телесуфлер.
  • Текстовый чат между участниками сессии.
  • Выход в интернет.

СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ НА БАЗЕ БЕСПРОВОДНЫХ ПУЛЬТОВ

Система электронного голосования на базе беспроводных пультов представляет собой ручные пульты для голосования в комплекте с ресивером и специализированным программным обеспечением. Решение подходит для небольших по численности заседаний и является экономичным по цене. Решение не требует специальной установки и прокладки кабелей!

Если в сессионном зале отсутствует система визуализации, необходимы дополнительные средства для отображения результатов голосования (информационная панель / проектор и экран).


Система электронного голосования на базе оборудования Turning Technologis

Это малобюджетное портативное решение, рассчитанное на количество до 35 депутатов, и позволяющее проводить электронное голосование даже в поименном режиме. Система проста в использовании, не требует установки, прокладки кабелей или же специализированной настройки.

Все, что необходимо для начала работы, это – компьютер и средство отображения результатов голосования (экран или информационная панель).

Программное обеспечение позволяет создавать и наполнять повестку заседаний вопросами, требующими голосования, и другими необходимыми данными с последующим отображением на экране.

Состав системы:

Радиочастотный пульт голосования на 10 клавиш (до 10 вариантов ответа), радиус действия до 60 м, возможность программирования, LCD экран обратной связи.

Радиочастотный пульт голосования на 5 клавиш (до 5 вариантов ответа), радиус действия до 60 м, возможность программирования, индикатор обратной связи.
Радиочастотный презентер для выступающего.

Ресивер + программное обеспечение.

Все предлагаемые решения являются экономически эффективными, то есть выполняют максимум возможных функций при минимуме затрат. Чего не скажешь о таких «гибридах» как, например, система голосования на планшетах.

Наши решения имеют все необходимые сертификаты: сертификат УКРСЕПРО, сертификат центра радиочастот Украины.

Калькулятор голосов собственников + новые формы документов 2016 (протокол, листы решений, уведомлений, реестры)

  • Стоимость 3290 1990 рублей до 31.08.2016

Купите один раз и пользуйтесь при проведении всех последующих собраний!

Калькулятор с данными по всем помещениям + новые формы документов 2016 (протокол, листы решений, уведомлений, реестры)

  • Все данные по всем помещениям уже внесены в калькулятор (из Росреестра), с указанием долей, площадей помещений – идеальная точность подсчета голосов!
  • Купите один раз и пользуйтесь при проведении всех последующих собраний!
  • Все подсчеты идут автоматически, нужно лишь проставить в таблице голос «За», «Против» или «Воздержался», система вычислит все самостоятельно исходя из общей площади помещений дома.
  • Возможность вычисления данных по любому помещению отдельно
  • Такой файл должен быть у любого руководителя ТСЖ, УК, члена совета многоквартирного дома или инициатора собрания!
  • Стоимость 3290 1990 рублей + 19 рублей за заполнение каждого помещения (может быть ниже при большом объеме) до 31.08.2016
Подготавливается индивидуально для каждого дома!
Купите один раз и пользуйтесь при проведении всех последующих собраний!

Очень простой и удобный в работе, подробная и понятная инструкция, поддержка и обучение.